Налоговая амнистия от президента, скорее всего, окончится провалом

Налоговая амнистия от президента
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Простым людям она не обещает никакого облегчения

Налоговая амнистия Президента – плохая политика, которая скорее всего не сработает

Сегодня парламент пробует голосовать законопроект 5153, представляющий собой реализацию одного из ключевых предвыборных обещаний Президента Зеленского провести «нулевую декларацию» для бизнеса под 5%. Сразу замечу, во второй части обещание так и не будет выполнено (очевидно, традиция). Законодатели умудрились при доработке проекта ко второму чтению вместо уже предусмотренных трех ставок 2,5%, 5% и 9% добавить еще 3%, 6%, 7%, 9,5% и 11,5% (для тех храбрецов, кто захочет платить не сразу, а тремя частями в течении года, или заплатят первыми с 01.09.2021 по 01.03.2022).

Если коротко описать суть документа после его доработки, то в изначально средний по качеству проект с несколькими откровенно слабыми реперными точками (дискриминация по признаку географии расположения актива; запрет легализации наличных денег (только через банк); требование по сути повторной легализации того, о чем государство знает; непрозрачный список активов, не требующих легализации или легализируемой автоматически без уплаты налога; немощные гарантий защиты для активов, репутации, вытоков информации, дальнейшего уголовного преследования участников налоговой амнистии) под аккомпанемент точечных улучшений (актуализация сроков, уточнение процедур и прочее) внесены весьма сомнительные новации, а именно:

— уничтожен механизм анонимной декларации (так называемая обезличенная декларация, что подавалась не лично, а через уполномоченное лицо), что кардинально ухудшает ситуацию с гарантиями и при около нулевом уровне доверия к процессу налоговой амнистии практически лишает проект надежд на успешную реализацию;

— в нарушение Закона (часть первая ст. 116 регламента ВРУ) документ получил усиление в виде новой весьма агрессивной редакции нормы о налогообложении операций по продаже недвижимости. Теперь украинцы, осуществляющие в течении года третью и более продажу своей недвижимости будут облагаться НДФЛ по ставке 18%, а не 5% (спекуляции это вряд ли остановит, а вот сотням семей уже выезжающим в эмиграцию хлопот доставит немало), а тех кто получил более двух объектов недвижимости в наследство ожидает 5% налога вместо 0%. Иными словами, в мирный договор государства с плательщиками налогов «фискальные ястребы», в способ нарушающий Закон, прописывают норму о поднятии налогов и усилении налогового давления;

Читайте также на DOSSIER:  Почему в Украине не хватает семейных врачей – ответ экспертов

— потенциально амнистируемые денежные средства на специальном счету в украинском банке будут проходить проверку на благонадежность (финмониторинг) как до их внесения, так и весь период нахождения в банке. То есть, пока банк сомневается в источнике происхождения актива деньги вам не вернут, а сколько это продлиться не ясно;

— камеральная проверка налоговиками специальной декларации продлена с 20 до 60 календарных дней;

— подзаконные акты, что будут приниматься во исполнения Закона о специальном декларировании выведены из под действия базового Закона 1160 о регуляторной политике, что развязывает руки чиновниками и выбрасывает общественность из процесса их принятия и согласования;

— в процедуру налоговой амнистии допустили чиновников, силовиков, народных избранников и т.д., пребывавших на должностях в период 2005-2009 годов (в исходной редакции это было запрещено). Очевидно в то славное время, политической коррупции и расхищения бюджета не было.

И напоследок, проект по-прежнему обязывает правительство в течение 9 месяцев внести законопроект об усилении контроля за полнотой налогообложения доходов физических лиц.

Подводим итоги. «Экономическое чистилище» от Президента:

— стало более жестким для простых украинцев и более мягким для людей власти;
— содержит нормы о повышении налогов;
— несет потенциальное снижения уровня гарантий государства как для декларантов, так и для объектов декларирования;
— не сработает как механизм возврата миллиардов сбежавших из Украины капиталов, приобретя очертания очередного «пыточного приспособления» для сбора налогов с экономически активных украинцев.

С учетом набора критических недочетов, налогоплательщики, скорее всего, не пойдут на «фискальную Голгофу», а Украина займет место в ряду стран проваливших и дискредитировавших механизмы налоговой амнистии и амнистии капиталов. И повторно прибегнуть к таковым в ближайшем будущем мы не сможем.

Читайте также на DOSSIER:  Платить за газ в 1,5-2 раза больше: эксперты предупредили украинцев об опасности

Вячеслав ЧеркашинВячеслав Черкашин