Как будет работать налоговая амнистия. Удачная ли это идея для Украины?

налоговая амнистия
FavoriteLoadingДобавить в избранное

25 февраля Владимир Зеленский зарегистрировал в Верховной Раде четыре законопроекта по налоговой амнистии.

 

Если говорить простыми словами, налоговая амнистия — это одноразовая возможность для физических лиц обнародовать все свои незадекларированные доходы и состояния, избежав при этом уголовного наказания за неуплату налогов.

Государства мира прибегают к использованию этого фискального инструмента преимущественно по следующим причинам: ради наполнения государственного бюджета и сокращения объемов теневой экономики. Результаты — различаются: есть удачные примеры, а есть откровенно провальные, поэтому ее нельзя считать панацеей саму по себе.

Проведение налоговой амнистии было одним из предвыборных обещаний как президента, так и правящей партии «Слуга народа». Вместе с тем, на сегодняшний день так и не было сформировано единого видения, каким образом ее реализовать.

Дискуссии относительно оптимальной модели налоговой амнистии начались несколько лет назад.

Так, в 2018 году Минфин, Нацбанк и Верховная Рада активизировали работу с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по реализации плана действий BEPS, в частности о правилах контролируемых иностранных компаний. Как известно, в середине 2020 BEPS стал частью украинского законодательства после того, как президент подписал Закон 466 (законопроект 1210).

Участники этого процесса, в частности тогдашняя команда Минфина, и более широкий экспертный круг сходились во мнении, что этот вопрос был непосредственно связан с налоговой амнистией. Ведь значительная часть зарубежных активов, конечными бенефициарами которых являются украинские компании или физлица, была приобретена с нарушением законодательства, как минимум, валютного, что влекла за собой уголовную ответственность.

Поэтому мы проводили соответствующие консультации и со специальными техническими миссиями МВФ, результаты которых были успешными. В частности, в отчетах, опубликованных в июне 2019 и ноябре 2020 года, впервые на официальном уровне были изложены параметры модели налоговой амнистии, которая может быть использована в Украине. Их результаты фактически и составляют основу президентских законопроектов.

Что же предусматривает предлагаемая налоговая амнистия?

Прежде всего — это подача одноразовой специальной добровольной декларации в период с 1 июля 2021 до 1 июля 2022 г. В ней физическое лицо должно указать активы и доходы, с которых не были удержаны налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством в течение любого из налоговых периодов до 1 января 2021 года.

Читайте также на DOSSIER:  В Украине растет смертность. От чего чаще всего умирают украинцы и почему дело не в коронавирусе

Важно то, что в этом процессе не могут принимать участие лица, которые выполняют функции государства или органов местного самоуправления и декларировали доходы в соответствии с законами по предотвращению коррупции, начиная с 2005 года.

Такая декларация, где могут быть отражены ценные бумаги, доли активов юридических лиц как в Украине, так и за рубежом и т. д. (кроме наличности, которая не может быть предметом декларирования), будет подаваться в Государственную налоговую службу через нотариуса. В документе не нужно будет указывать источники происхождения активов.

Инициативой президента предлагается определять сбор с одноразового специального добровольного декларирования по следующим ставкам:

  • 5% по валютным ценностям, размещенным на счетах в банках Украины;
  • 9% по валютным ценностям, размещенных на счетах финансовых учреждений за рубежом и, соответственно, с корпоративных прав, зарегистрированных за рубежом
  • 2,5% с номинальной стоимости государственных облигаций со сроком обращения более 365 дней без права досрочного погашения, приобретенных в период действия добровольного единовременного декларации, то есть с 1 января 2021 по 20 июня 2022 года. Конечно, эта ставка — чрезвычайно привлекательна. Она является одним из краеугольных элементов документов, который должен стать предметом дискуссии с МВФ.

В свою очередь, государство будет гарантировать, что участники этого процесса будут освобождены от ответственности за нарушение налогового и валютного законодательства, а также обязанности уплатить начисленные налоги и сборы.

Еще одной важной характеристикой документов является то, что они ограничивают декларирование доходов, полученных от преступной деятельности. Речь идет лишь об освобождении от ответственности за преступления, предусмотренные ст. 212 Уголовного кодекса Украины, то есть уклонение от уплаты налогов. По другим статьям, например, фиктивное банкротство или завладение имуществом незаконным способом, ответственность сохраняется.

Также предлагается возложить на банки обязанность проверять происхождение денег в соответствии с законодательством об отмывании денег и финансировании терроризма.

Таким образом, чтобы задекларировать средства, их прежде всего необходимо будет внести на специальный счет в банковском учреждении, открытый с целью осуществления однократного декларирования. Отмечается, что порядок проверки дальше будет определять Нацбанк.

Однако самое интересное, что, по моему мнению, предлагается законопроектами по налоговой амнистии — это фактически определение всеобщего декларирования. Несмотря на то, что законопроекты направлены на проведение одноразового декларирования, все же, будут определять, какое имущество будет считаться законно приобретенным для тех, кто не подал декларацию.

Читайте также на DOSSIER:  Обещанного годами ждут. Как Кабмин выполняет свои самые резонансные обещания 2020–2021 годов

Так, если физическое лицо не воспользуется правом на однократное декларирования за указанный выше период, то закон определяет так называемую безусловную налоговую амнистию, то есть перечень активов соответствующих характеристик и количества, с которых, как считается, полностью уплачены налоги и сборы: квартира площадью до 120 кв.м., дом площадью до 240 кв.м., нежилое помещение площадью до 60 кв.м., земельные участки, транспортные средства (с некоторым исключениями), а также другие активы, суммарная стоимость которых не превышает 400 тыс. грн.

Проще говоря, если вы, например, имеете наличные средства, ювелирные изделия, картины и другие предметы искусства стоимостью до 400 тыс. грн, то государство не будет проверять, откуда вы получили средства на их покупку. Происхождение такой собственности будет легальным по определению.

Подытоживая, рассматриваемые законопроекты являются достаточно взвешенными, разработанными на основе рекомендаций МВФ в части неприменения правил по ПЭПам, а также с четко прописанными обязательствами применять к средствам банковские правила по борьбе с отмыванием средств и финансированием терроризма и тому подобное.

Вместе с тем, необходимо продолжить работу над усовершенствованием документов, в частности с МВФ. Поэтому народным избранникам еще предстоит доработать соответствующие положения, например, определяющие 2,5% ставку по облигациям государственного займа. По мнению экспертов МВФ, она слишком низкая и должна составлять не менее 5%.

Также, необходимо доработать часть законопроектов по «безусловной налоговой амнистии». Фактически вопрос одноразового декларирования (так называемого «добровольного раскрытия»), и, одновременно, всеобщего декларирования путем юридической презумпции законности приобретения определенных активов («всеобщей налоговой амнистии»), преследуют разные цели. В частности, всеобщее декларирование должно давать возможность задекларировать все доходы, имущество и активы, с которых уплачены налоги (в том числе, например, унаследованные). Предложенная же в законопроектах модель предполагает ведь только декларирование имущества, с которого налоги не уплачены, что ограничивает права граждан.