

При автоматической выдаче разрешений на строительство новый закон лишает местные власти каких-либо рычагов влияния на строительную мафию.
Авторы скандального законопроекта №5655 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о реформировании сферы градостроительной деятельности» акцентируют внимание на возможности органов местного самоуправления самостоятельно, без решения суда, принимать решение о демонтаже или перестройке самовольного строительства, которое должно побороть хаотическую застройку. О том, почему этот механизм неэффективен и приведет к катастрофе пишет Георгий Могильный в статье для ZN.UA «Разделяй и властвуй». Почему в битве за реформу градостроительства стали врагами деревни и города».
Автор отмечает, что принимать вышеуказанные решения по сносу и перестройке самовольного строительства органы местного самоуправления действительно смогут, но только по наиболее наглым самостроям без разрешительных документов. Ведь принятие решения о признании объекта самовольным строительством не допускается, если в отношении объекта строительства или его части в установленном законодательством порядке зарегистрированы вещные права и/или обременение прав.
Автор статьи напоминает, что в августе ВР приняла ЗУ «О гарантировании прав на объекты недвижимого имущества, которые будут построены в будущем», которым установлена автоматическая регистрация специальных имущественных прав на будущие объекты строительства при получении права на строительство: получение права по упрощенному ЗП №5655 порядку приводит к автоматической регистрации прав и делает невозможным применение упрощенного порядка признания самовольным строительством.
И принятие решения о сносе без решения суда – это не снос без решения суда. Решение ОМС о демонтаже не является окончательным и может быть обжаловано в суде. Так что существенных изменений нет, вопрос только в том, кто будет подавать иск для решения вопроса со сносом, а без суда можно обойтись только если застройщик сам позволит снести свой самострой.
«Обещанный авторами законопроекта механизм быстрого решения проблемы с самочинным строительством, по сути, не отличается принципиально от существующей процедуры, продемонстрировавшей свою неэффективность, поэтому у ОМС не появляется никаких эффективных механизмов борьбы против незаконной застройки», – резюмирует Могильный.
Артем Руденко