В системе жилищно-коммунального хозяйства впору вводить чрезвычайное положение
Блэкауты, сорванный отопительный сезон, принудительные выселения украинцев из квартир за долги, разорение целых подсистем коммунального хозяйства в городах – все это пугающая перспектива ЖКХ и кризиса в энергетике Украины.
Насколько реальны такие сценарии и как можно предотвратить коллапс ключевых отраслей – анализируют «Вести.ua».
Кабмин: отсутствие плана – лучший из планов
По данным Государственной службы статистики, с начала текущего года задолженность населения за услуги ЖКХ составила почти 33 млрд грн. В лидерах по долгам оказался Киев (почти 7 млрд грн.), Днепр (5,5 млрд) и Харьков (4,8 млрд). Стоит отметить, что эти данные Госстата отражают ситуацию только за январь-февраль 2020 года. Статистика не учитывает полукарантинный март и полностью прожитый в режиме самоизоляции апрель. Очевидно, что свежая статистика покажет резкий спад платежей за коммуналку и отобразит существенный прирост объема долгов.
Принимаемые Кабмином антикризисные меры в течение полуторамесячного режима карантина отчасти касались проблем в энергетике и ЖКХ. В частности, отдельными постановлениями правительства были предприняты такие шаги:
— в течении всего периода карантина и 30 дней после его снятия, населению не будут насчитываться пени и штрафы за долги по ЖКХ;
— компенсации получателям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг увеличили в среднем на 300 грн на период карантина;
— государство гарантирует, что потребители не будут отключаться от услуг из-за неуплаты, также должника не могут принудительно выселить из жилья (приостанавливаются выполнения решения судов по таким делам);
— утратившим во время карантина работу были упрощены условия получения субсидий;
— субсидиантов не будут лишать льгот за накопленные долги в течение трех месяцев.
Последняя норма, которую правительство обновило в рамках принятия последнего пакета антикризисных инструментов от 22 апреля, многие украинцы восприняли как возможность не платить за коммуналку. Население оценило эту опцию как «индульгенцию на долги» и возможность сэкономить деньги на оплате коммунальных услуг, которые высвободились для пополнения запасов холодильника.
Кабмин не предложил никаких комплексных мер по стабилизации систем ЖКХ и энергетики, которые в условиях карантина окончательно теряют сбалансированность функционирования. На уровне премьера Дениса Шмыгаля эти вопросы серьезно не обсуждались. Более того, только 16 апреля Минэнерго получило нового руководителя в лице Ольги Буславец. Впрочем, первая за время независимой истории женщина, занявшая этот пост, ограничена приставкой «в.и.о.», что значительно влияет на принятие решений.
Скажи мне эти три слова: «Кабмин снимает карантин»
Официальные лица удивляют и поражают своими заявлениями. Ранее министр социальной политики Марина Лазебная убеждала украинцев в твердости государственных гарантий в секторе ЖКХ на период карантина.
«Не будет прекращено предоставление ни одной жилищно-коммунальной услуги. Мы это гарантируем«, — подчеркнула Лазебная.
Когда Минсоцполитики гарантирует что-то из сферы компетенции Министерства энергетики или сферы ЖКХ, эти гарантии выглядят неубедительно. Вызывают большие сомнения и гарантии государства, что абонентов не будут отрезать от услуг или выселять из квартир за долги. Силовые органы, например, имея большие полномочия в режиме карантина, с большим трудом могут проследить даже за соблюдением добровольной обсервации отдельных граждан. Стоит ли говорить о возможностях контроля со стороны того же Минсоцполитики.
Весьма характерной стала оценка ситуации с долговой проблемой в жилищно-коммунальном секторе от новоиспеченного заместителя Министра регионального развития Наталии Хоцяновской. Хотя в названии ведомства «потерялась» аббревиатура «ЖКХ», ответственность за это направление с министерства никто не снимал. Комментируя возрастание темпов роста неплатежей за коммуналку домохозяйствами, Хоцяновская заявила:
«Тенденция показывает снижение. Но сказать, что оно имеет критические предпосылки, сегодня нельзя. Да, платежи снизились на 20% в сравнении с тем уровнем, который был до введения карантина«.
Замминистра также отметила, что государство будет предоставлять прямую финансовую помощь коммунальным поставщикам критически важных услуг. В первую очередь, это водоснабжение и обслуживание канализационных систем. Хоцяновская также очертила антикризисный «план» стабилизации отрасли после снятия карантина:
«Население вернется к привычной жизни и работе. Ситуация выровняется за несколько месяцев«.
Эта крайне наивная мысль, судя по всему, отражает настрой и логику мышления определенной части правительства или даже всего кабинета Шмыгаля. Ожидания, что после снятия карантина все снова «станет как прежде» — инфантильные и крайне вредоносные. Пандемия и призванный смягчить ее режим карантина происходят на фоне глобального экономического кризиса. Украину ждет крайне тяжелая рецессия в течение всего года. МВФ прогнозирует спад украинского ВВП по итогам 2020 года на уровне 7,7%. Еще больше людей потеряют работу и доходы. После карантина ситуация с неплатежами будет только нарастать.
Виртуальная прибыль «Нафтогаза» и реальные премии Коболева
Неплатежи населения автоматически ставят в крайне тяжелую ситуацию компании, поставляющие жилищно-коммунальные услуги. В регионах уже началась активная фаза «оптимизации» работы коммунальщиков. Людям сокращают рабочие часы или вовсе отправляют в неоплачиваемый отпуск. Некоторые предприятия, например, обслуживающие придомовые территории, могут снизить расходы за счет сокращения количества работ по благоустройству. Но обслуживающие канализацию и обеспечивающие водоснабжение компании так экономить не могут.
Органы местного самоуправления начали политику финансовой поддержки своих коммунальных структур путем внесения дополнительных средств в их уставные фонды. При этом, учитывая антирегиональный характер нового варианта бюджета, у местных властей крайне мало ресурсов для длительной и более значимой поддержки собственных коммунальных систем жизнеобеспечения.
Больше всего страдают поставщики тепла и горячей воды, для производства которых нужен газ. Отопление и горячая вода, к тому же, традиционно имеют самый низкий процент стабильных платежей. Едва вышедшие из отопительного сезона тепловики констатируют, что следующий сезон находится под жесточайшей угрозой срыва. Тепловики должны «Нафтогазу» почти 50 млрд грн. за топливо. Вопреки всем обстоятельствам, национальный монополист продолжает начислять должникам штрафы и пени.
Учитывая долги облгазов, промышленности и энергетиков по состоянию на 21 апреля, суммарно все должны «Нафтогазу» 74,3 млрд грн. А учтивая штрафы и пени, общая сумма и вовсе превышает 120 млрд грн, или почти 15% от уровня доходов бюджета страны.
На фоне роста долгов населения и жилищно-коммунальных компаний, «Нафтогаз» отчитался об увеличении чистой прибыли за 9 месяцев 2019 года до 21,3 млрд грн. Естественно, что такие успешные показатели становятся обоснованием умопомрачительных зарплат и премий для правления компании в лице Андрея Коболева, Юрия Витренко и всего наблюдательного совета, состоящего из лоббистов западных транснациональных корпораций.
Антииностранные «погромы» в набсоветах
Политика «Нафтогаза» по созданию позитивных показателей на бумаге накачивает в системе крайне опасные долговые «пузыри». Причина очевидна – платежеспособность украинских домохозяйств не вписывается в бизнес-модель НАКа. Эта модель основывается на принципе дорогого газе по цене «импортного паритета» и схемах с реверсом.
Структурную перезагрузку и спасение энергетики и жилищно-коммунального сектора от краха, а населения от тяжелой коммунальной кабалы, можно начать с воплощения тезисов президента Владимира Зеленского. 4 марта, выступая в Верховной Раде и отправляя в отставку ультра-прозападное правительство Алексея Гончарука, Зеленский заявил:
«При всем уважении к нашим международным партнерам, при всей благодарности за их помощь, сегодня граждане нашей страны в наблюдательных советах наших предприятий чувствуют себя национальным меньшинством. Мы не ставим под сомнение прозрачность или эффективность работы иностранцев, их вклад в борьбу с коррупцией. Это лишь вопрос справедливости и нашего чувства субъектности«.
Взяв за основу эту формулировку, первым шагом реанимационного трансформирования сферы ЖКХ и энергетической отрасли станет возврат государственного контроля над ключевыми активами страны. Для этого необходимо кардинально менять откровенно прозападный менеджмент и «зачищать» от иностранных лоббистов наблюдательные советы всех крупных компаний, начиная с «Нафтогаза».
Вторым шагом станет разработка программы реструктуризации долгов населения и коммунальных предприятий. Отопительный сезон закончился при рекордном уровне запасов газа в хранилищах — на уровне 16,2 млрд кубометров. 27 апреля Коболев заявил, что «Нафтогаз» полностью прекращает импорта топлива из-за «нецелесообразности». Значительную часть этого газа можно использовать в качестве залогового ресурса реструктуризации долгов в системе ЖКХ.
Третьим шагом должен стать принципиальный пересмотр системы ценообразования на топливо, исходя из параметров добычи собственного газа, сложившихся инфраструктурных проблем, фактора долгового бремени и реального уровня платежеспособности украинских домохозяйств.
«Франкенштейн» нынешней модели с высокими ценами, низкими доходами потребителей,схемами» в НАКе и костылями в виде системы субсидирования (охватывающей около половины домохозяйств), должен быть похоронен. В противном случае «отпевать» придется ряд отраслей украинской экономики.