Как имплементировать закон «О медиа» в условиях недофинансирования Нацсовета

закон «О медиа»
FavoriteLoadingзакладки →

15 марта в Киеве состоялась встреча правозащитного клуба по теме «Закон о медиа: чего ждать украинским СМИ?», который организовала общественная организация «Центр гражданских свобод». В мероприятии приняли участие юристы, правозащитники, журналисты, а также представители парламента и Нацсовета по телевидению и радиовещанию.

Напомним, Верховная Рада 13 декабря 2022 приняла закон «О медиа». Принятие закона о медиа является одним из требований для вступления Украины в ЕС. 29 декабря закон подписал президент Украины. С конца марта закон вступит в силу. Он внедряет много изменений для медиа, уже имеющих ряд вопросов к разработчикам. Именно вокруг имплементации закона и развернулась дискуссия на встрече правозащитного клуба, которую модерировала исполнительный директор «Центра гражданских свобод» Александра а .

Параллельно с введением закона «О медиа» продолжается подготовка еще двух соприкасающихся законов, касающихся медиа: рекламы и  изменений в избирательное законодательство . Оба законопроекта уже наработаны.

Участники отмечали, что эффективность внедрения закона зависит не только от качественных подзаконных актов, но и от независимости Нацсовета, полномочия которого значительно усиливаются. В то же время, в этом году регулятору не дают достаточно финансового ресурса , поэтому внедрение определенных новаций — под вопросом.

«Одна из важных составляющих закона о медиа – усиление регулятора. К сожалению, украинский регулятор до сих пор является самым слабым в Европе. Когда мы читаем о санкциях, применяемых британским Ofcom, или французским или немецким регуляторами, понимаем, что у нашего регулятора таких полномочий просто нет. Мы, конечно, помним плохие истории, случившиеся десять и более лет назад, о преследовании Нацсоветом оппозиционных каналов, непрозрачном проведении конкурса на цифровые лицензии. Поэтому опасения по усилению регулятора небезосновательны. С другой стороны, мы никогда не будем иметь нормального медиарынка, если не дадим регулятору нормального функционала и не будем контролировать его, чтобы он не злоупотреблял полномочиями. Сейчас у нас еще есть проблема с урезанием бюджета Нацсовета, который со вступлением в силу закона обязан расширить свой функционал. — отметил Игорь , заместитель директора Центра демократии и верховенства права, член рабочей группы, работавшей над законом «О медиа».

Народный депутат Украины Николай Княжицкий отметил, что принятие закона «О медиа» является положительным шагом, хотя он содержит определенные недостатки, на которые также указали европейские эксперты. « Любой закон работает в стране, в которой обеспечено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. У экспертов были вопросы о независимости регулятора. У нас при всех властях Нацсовет не был независимым. Попытки оставить Нацсовет зависимым остаются, и никаких предохранителей этому нет », – сказал он, обратив также внимание на усиление государственного телевидения в Украине. По его мнению, это недопустимо в соответствии со стандартами Совета Европы.

Читайте также на DOSSIER:  Государственный уголь продавали «налево» и «по скидке», пока ТЭС буквально выживали

Медиарист и член рабочей группы Максим  уточнил, что в настоящее время невозможно кардинально изменить механизм создания Нацсовета (четверка от президента, четверка от парламента), потому что так записано в Конституции. Конституцию же во время военного положения менять нельзя. Поэтому в законе прописали процедуру назначения членов Нацсовета, который должен сделать этот процесс максимально прозрачным и справедливым.

Первая секретарь Национального союза журналистов Украины Лина  возмутилась выпадом Игоря Раскладая в адрес НСЖУ и Европейской федерации журналистов, что эти организации не смогли прочитать закон, а критикуют его. « НСЖУ по-прежнему имела много хейтерских атак именно за критику закона о медиа. Но сегодня я хочу начать с похвалы закона за внедрение Евродирективы об аудиовизуальных сервисах. На внедрении этой директивы НСЖУ настаивала еще с 2017 года. Похвалю закон о СМИ также за регуляцию СМИ в условиях вооруженной агрессии. Полагаю, что военное положение предполагает ограничение свобод. Но эти ограничения должны быть исчерпывающими и известными для всех участников », – сказала она, отдельно перечислив и недостатки закона.

Лина Кущ
Лина Кущ

По ее мнению, Нацсовет может использоваться в политических целях. Пожаловалась, что представители НСЖУ не были включены в рабочую группу, не были допущены на обсуждение, где преобладали представители власти или поддерживающие власть, предложения НСЖУ к закону не были учтены. » Ко второму чтению мы подали список из 50 наших предложений, и ни одно из них не было учтено «, — упрекнула Лина Кущ. По ее словам, сейчас у редакторов местных газет есть много вопросов к имплементации закона, а юристов, которые бы им все разъяснили, в их штате нет.

Исполнительный директор Национальной ассоциации медиа Екатерина  (члення рабочей группы) отметила, что у многих членов НАМ также нет в штате своих юристов, но им нужно пройти эту реформу. « Нам нужно пройти реформирование коммунальных медиа. От всех участников процесса сейчас зависит, каким будет результат реформы », — сказала она, подчеркнув, что закон регулирует все виды медиа, часть из которых раньше была вне правового поля, и это важно.

Принятие закона — это только начало реформы медиа, подчеркнул программный директор ОО «Детектор медиа», секретарь Наблюдательного совета Общественного вещания Вадим  . « Мы тоже не были в рабочей группе и тоже могли наблюдать за процессом только извне. Но коммуникировали, подчас критиковали. Помню баталии о возможной регулировке блоггеров, о регулировании онлайн-медиа, которого никогда раньше не существовало. Мы говорили, что эта регуляция чрезмерна. В конце концов, эти положения были скорректированы. Поэтому процессом, может, и нет, но результатом мы удовлетворены », – сказал Вадим.

Читайте также на DOSSIER:  Новые перестановки в Кабмине: кто придет на смену Шкарлету и Рябикину

Он перечислил нормы закона, которые должны улучшить работу общественного вещателя. В то же время, отметил несоответствие закона европейским стандартам. «Стандарты Совета Европы не предусматривают государственных вещателей, а у нас есть канал Рада. Что с ним делать? Есть три варианта: закрыть его, сделать частью общественного вещателя или реформировать, создав независимый редакционный и наблюдательный совет. Но нет гарантии, что это соответствует европейским стандартам»,  — отметил Городской, уточнив у представительницы МКИП, началась ли работа над новым законом о канале «Рада». Напомним, согласно закону о медиа, такой проект должен быть разработан в течение трех месяцев после вступления в силу закона.

Директор директората по вопросам информационной политики и информационной безопасности Министерства культуры и информационной политики Анна  ответила, что законопроект уже практически подготовлен. Она не захотела комментировать закон о СМИ, поскольку, по ее словам, исполнительная власть должна выполнять законы, а не оценивать их. Отметила только, что закон о СМИ является большим шагом на пути к евроинтеграции.

Анна Красноступ
Анна Красноступ

«Этот закон заработает, только если регулятор будет независимым»,  — отметил глава Украинского Хельсинкского союза по правам человека Александр . Также он отметил, что закон должен быть предсказуемым, четким и исполняемым. По его мнению, он слишком велик и перегружен чрезвычайно большими переходными положениями.

Член Национального совета по телерадиовещанию, член рабочей группы Александр Бурмагин отметил, что на этапе подготовки закона состоялись десятки обсуждений, в которых неоднократно принимал участие и председатель НСЖУ Сергей Томиленко. В проект внесли 2300 поправок, большинство из которых учли, в том числе и ряд предложений от НСЖУ. « Поэтому говорить, что НСЖУ не приглашали к обсуждению и не учли никакой правки, неправильно », – упрекнул он Лини Кущ.

Александр Бурмагин
Александр Бурмагин

« Мне уже надоело все время оправдываться за закон. В течение последнего года рабочая группа работала над всеми замечаниями экспертов Совета Европы, чтобы сделать его соответствующим европейскому законодательству. Это был тяжелый труд, и если почитать заключение Совета Европы , то можно увидеть, как рабочая группа на протяжении всего 2022 работала над ошибками. Теперь эксперты говорят, что наш закон могут последовать примеру других стран»,  — отметил член Нацсовета.

Читайте также на DOSSIER:  Послы G7 призывают ускорить назначение членов Высшей квалификационной комиссии судей

Александр Бурмагин также отметил, что уже подготовлено около 30 подзаконных актов. Они будут обнародованы для обсуждения, которое продлится месяц. По его словам, органы сорегулирования могут начать создаваться в сентябре этого года. А в комментарии «Детектору медиа» он уточнил, что регистрация онлайн-медиа начнется не раньше мая .

Также Александр Бурмагин ответил на упреки участников обсуждения независимости Нацсовета. По его словам, независимость регуляторного органа предполагает финансовую независимость. А именно с этим сейчас возникли проблемы.

Надо завершать с оправданиями членов рабочей группы и переходить к разъяснению внедрения закона. Во время имплементации следует обратить внимание на то, что и в более мирное время внедрение таких законов является огромным стрессом. А во время военного положения и подавно. Поэтому нужно максимально публично вводить подзаконные акты. И давать разъяснения относительно того, когда и как будет проходить регистрация онлайн-медиа; когда и как будут создаваться органы сорегулирования », — сказала председатель Наблюдательного совета Общественного и представительница «Детектора медиа» Светлана  .

По ее словам, закону повезло попасть в список евроинтеграционных законов, потому что иначе его бы еще 10 лет обсуждали. Мне бы хотелось конструктивных дискуссий. И в Европе тоже. Потому что эксперты Совета Европы дали преимущественно положительный вывод, но в ряде европейских медиа можно было увидеть материалы с заголовками: «В Украине приняли закон о медиа, который подавляет свободу слова». Сомневаюсь, что эти комментаторы вообще читали этот закон. Думаю, это была заказная кампания для препятствования интеграции Украины в ЕС. Потому что критиковали закон те же люди, которые выступали против закрытия российских телевизионных помоек в странах Европы. Когда в рейтинге доверия медиа входили в тройку лидеров, сейчас уже не входят в десятку. На мой взгляд, хорошим результатом имплементации этого закона станет повышение доверия к медиа.», — сказала Светлана Остапа.

Светлана Остапа и Вадим Городской
Светлана Остапа и Вадим Городской

Модератор мероприятия отметила: в 1990-м Революция на граните показала, что мы хотим говорить; смерть – что мы хотим говорить правду; в 2004-м — что наше слово должно определять судьбу этого государства, в 2014-м — что наше слово будет определять цели и планы на будущее. «А сейчас мы говорим о том, как именно будут работать наши медиа. Это эволюция, и мы на верном пути» , — резюмировала Александра Романцова.

 

 

 

detector.media