Как государству стать магнитом для героев-реформаторов. Мнение Романа Бондаря, который более 10 лет ищет топ-руководителей

Мнение Романа Бондаря
FavoriteLoadingзакладки →

Государственная служба деградировала в профессионализме и качестве. Там созданы токсичные условия для талантов.

Новый общественный договор может изменить систему, считает Роман , управляющий директор Korn Ferry Ukraine, эксперт по подбору эффективных команд

С 2014 года мы видели несколько волн прихода на государственную службу людей, которые на своей энергии, профессиональном опыте и силе воли меняли страну. У большинства этих историй – печальный или, в лучшем случае, нейтральный конец. Государству так и не удалось стать магнитом для талантливых реформаторов.

Пять причин, почему

Причина 1. Самовоспроизводство тупости и депрофессионализация

В массовом коллективном сознании украинский чиновник – недалекий, бесполезный жулик. Главный смысл его работы – лояльно прислуживать вышестоящим руководителям, которые периодически сменяются, как времена года, оставляя после себя горы новой макулатуры, презентаций и планов действий. Как вознаграждение чиновник получает возможность паразитировать на своей зоне ответственности, мутить темы и договариваться, эксплуатируя государственный ресурс и взимая коррупционную ренту в свою пользу.

Такой имидж госслужбы, как организации, не рождает удовлетворения и доверия у клиентских аудиторий – населения страны. Посмотрите социологию замера доверия к госаппарату и хронически низкие показатели на протяжении последних лет. Согласно опросу Центра Разумкова в сентябре-октябре 2022 года, государственным учреждениям доверяло 55% из опрошенных тогда – 2021 респондент в 112 населенных пунктах.

Хроничность заболевания налицо. Причина такой статистики – государственная служба деградировала в профессионализме и качестве. Сработала отрицательная селекция – лучшие ушли с должностей, а худшие остались и заняли руководящие позиции.

Причина 2. Структура государства Украина

За годы независимости она причудливо росла и развивалась с точки зрения структурного дизайна органов управления, их предназначения, миссии, реализуемых политик и задач.

Каждое новое правительство за последние 10 лет добавляло свой вклад в хаотическое перемешивание зон ответственности. Количество органов власти, численность и функции, как минимум удвоились. Их ответственность и функционал образовались под воздействием политической воли, а не рациональных аргументов и правил организационного дизайна.

На каждый государственный орган возложили множество задач, они не имеют практической ценности, но для их реализации нужно содержать множество людей. Иначе, уголовная и административная ответственность.

Вдобавок – Украине досталась в наследие советская система, со всеми плюсами и минусами.

Из позитива – хорошо работающая система контроля и координации документооборота, согласование действий и вшитый компенсаторный механизм от плохих решений (защита от дурака).

Из минусов – тотальное отсутствие инициативы, слабая способность меняться в соответствии с веяниями новых практик и неспособность принять современные технологии управления. Эта система оказалась не готова принимать инновации, внедрять новое и усовершенствоваться. Зато эта система необычайно устойчива к стрессу, выдерживает испытания и способна справиться с любым кризисом. Война это хорошо показала. Несмотря на ужас военных действий, государственная машина работает, как часы. С перебоями, но выполняет свои функции.

Читайте также на DOSSIER:  Выборы президента Украины 4 года спустя: как сложилась судьба кандидатов

Причина 3. Система вознаграждения и стимулирования

Из-за отрыва от реальности, система вознаграждения и стимулирования госуправленцев на порядки отстает от уровней, которые внедрены в других сферах, например, бизнесе.

Размер компенсации в четыре-пять раз меньше, чем на схожих позициях со схожим уровнем ответственности в частных компаниях. Такой разрыв приводит к коррупционным провокациям и демотивирует тех, кто внутри системы.

Негатива добавляет культура управления. В большинстве органов налицо стратегическая неясность. Документы долгосрочного планирования не актуализированы и слабо соответствуют требованиям реальности. Планы действий просрочены и часто не соблюдаются.

Вдобавок отсутствует система управления по целям, нет оценки эффективности. Из-за этого невозможно сказать — хорошо выполняет государственный служащий свою работу или нет. Создает ли он ценность или просиживает штаны?

Такой консенсус приводит к тому, что для мотивации результата нет места, остается мотивация властью и стремление занять позицию для контроля над государственным ресурсом. Это создает идеальную среду для развития культурного патогена, убивающего любую эффективность в государстве.

Причина 4. Недалекий и незрелый репрессивный механизм

Такой механизм не осознает свое предназначение в демократическом государстве. Силовая и правоохранительная машина заточена на наказание любой аномалии. Все, что выбивается за рамки привычного, любое изменение, которое не согласовано, не является легитимным, и не имеет право на существование.

Результат избирательности применения репрессий – реформы делать не выгодно, так как любая реформа –это аномалия, а значит, за тобой гарантированно придут. Сейчас, или как в случае с экс-министром инфраструктуры Андреем Пивоварским – через семь лет после увольнения с должности.

В таких условиях любой, кто приходит на работу в государство (не говоря уже о тех, кто работает в нем годами), главной целью ставит перед собой – не сесть в тюрьму, и исповедует правило «Лучше не делать, чем делать». Такой подход стимулирует работать «в рамках и в способ». А идеалистически настроенных реформаторов очень быстро приземляет запрос НАБУ или других антикоррупционных и правоохранительных органов.

Причина 5. Коррупция в системе госуправления

Эффективности работы государству мешают сотни налипших паразитов, сателлитов – решал, смотрящих, аффилированных бизнесменов, дельцов и прочих элементов, которые живут от коррупции в системе государственного управления.

Любой орган власти, какой не возьми, окружен сложной и агрессивной сетью теневых бенефициаров. Исторически построенные схемы коррупции, модели лоббирования и возврата бенефитов создают искаженную реальность, в которой любому реформатору приходится бороться не только с сопротивлением системы, но и с откровенным врагом, который находится за ее пределами.

Результат – токсичные условия для талантов

Пять вышеперечисленных «темных факторов» создают токсичные условия для захода талантливых людей. Особенно в условиях конкурентного рынка, когда за лучших борются все вокруг, включая бизнес. Сумма этих факторов создает отрицательный risk reward ratio, соотношений риска и награды.

Читайте также на DOSSIER:  Всемирный банк готов помочь Украине с поиском баланса в вопросе налогов

Работая на госслужбе, ты не получаешь практически ничего, а потерять можешь очень много. В этом легко убедиться, задав себе вопрос, – кто из реформаторов последних десяти лет сделал себе карьеру после ухода из системы государства. Например, в частном бизнесе. На ум приходят единицы. А таких примеров должны быть тысячи, если бы государство хорошо выполняло функции живой и здоровой системы.

Помимо ужасов и разрушений войны, с которыми нам предстоит бороться, нас ожидают очень сложные вызовы восстановления и возрождения Украины. Такие задачи требуют нестандартного мышления, экстраординарных лидерских качеств и управленческого таланта, чтобы провести нашу страну по максимально эффективной траектории. Нам нужны будут лучшие из лучших.

Выход – новый общественный договор

Что делать, чтобы государство смогло создать гравитационную мощь, которая будет притягивать лидеров во все сферы: от образования и культуры, до обороны и экономики, и реально ли это.

Опыт последних десяти лет показывает – реально. Для очевидного прогресса необходимо заключить новый общественный договор, который создаст условия для реформации и изменений.

В состав этого договора должны войти пять базовых позиций.

Первая – лидерство имеет значение.

Лучшее тянется к лучшему. Выдающийся лидер способен собрать вокруг себя выдающуюся команду, способную за ограниченное время достичь экстраординарных результатов. С 2014 года таких примеров множество: НБУ, «Укрпочта», ProZorro, «Медзакупки».

Лидеры, способные на подобное, требуют к себе определенного отношения. Четких правил игры, полномочий на принятие решений, ясных целей и возможности собрать команду.

Особенность военного и поствоенного времени состоит в том, что большое значение будет играть то, где ты был после 24 февраля. Что ты сделал для своей страны, для ее победы. Для лидеров будущего авторитет и право управлять изменениями будет базироваться на моральном капитале, накопленном во время самых темных времен.

Вторая – безжалостное сокращение численности и радикальная диджитализация.

Государство наполнено бессмысленными процессами, которые определены захламленным регуляторным полем. Сокращение бесполезных контролей, замена ручного труда алгоритмами высвободит умы государственных служащих от тупой конвейерной работы и сосредоточит их деятельность на разработке и реализации политик.

Перестройка органов управления и ликвидация лишних функций радикально сократит численность государственных служащих и высвободит фонд оплаты труда, необходимый для создания конкурентных зарплат. Редизайн процессов, а также их масштабная цифровизация открывают бесконечный потенциал по улучшению работы государства, снижают коррупцию и повышают эффективность, особенно в таких проблемных сферах, как таможня, налоговая, госзакупки.

Цифровизация требует специфических навыков и таланта, за который идет активная борьба, поэтому государство должно создать конкурентные условия для лучших.

Третья – справедливая компенсация и условия труда.

Достижение выдающихся изменений требует таланта. А талант имеет ценность, которую определяет рынок. Мы можем сколько угодно ссылаться на развитие демократии и приводить примеры стран, где государственные служащие получают меньше, чем в других сферах жизни. Это справедливо для стабильных систем.

Читайте также на DOSSIER:  Минздрав поручил областям сформировать до 1 мая состоятельную сеть медицинских учреждений

Следующие 10 лет будут декадой испытаний: восстановление Украины после войны, вступление в Евросоюз, радикальные реформы. Нам потребуется особый тип лидерства – герои, способные брать ответственность и делать фундаментальные изменения, создавать качественно лучший результат и необратимость в сферах своей ответственности.

Герои и их команды требуют условий, которые позволят им получать достойную оплату, сравнимую с рынком. Под рынком имеется в виду не только рынок Украины, но и Европы. Для восстановления нам могут понадобиться таланты со всего мира, значит, мы должны иметь возможность себе их позволить.

Четвертая – эффективность и постоянное совершенствование.

Эффективная работа любой системы требует безупречного механизма обратной связи. Визионирование должно подкрепляться стратегиями, а стратегические планы конкретными операционными задачами со сроками исполнения и ответственными. Команда, которая будет отвечать за результат, должна работать по утвержденным дорожном картам и иметь справедливый критерий оценки эффективности.

Такой подход легко очистит систему от пустословов и обаятельных жуликов, которые уже внутри или смогут туда проникнуть в будущем.

Пятая – правила игры и система ценностей.

Высокоэффективные системы схожи ценностной однородностью. Система правил и принципов позволяет сама строить и организовать даже принципиально разных людей. В лояльности, как инструменте контроля и управления, не будет смысла. Цель и ценности способны создать в разы более эффективную модель, где сильные люди получают свободный горизонт достижения результата.

Честность, ориентация на результат, командная игра, патриотизм – за каждым из этих слов стоят смысловые облака, которые способны контролировать и координировать поведение гораздо лучше репрессивных инструментов и страха.

Ясные правила игры – одно из главных условий, которые ставят лучшие лидеры, рассматривая для себя государство, как территорию для подвига. Заявленные правила должны быть выгравированы в граните. Например, ориентация на результат – выжигает прокрастинацию и стимулирует инициативу, а честность — исключает кулуарные назначения посредственностей и коррупционные сделки в интересах третьих лиц.

Как бы фантастически не звучали эти пять пунктов, в той или иной степени мы видели успех их реализации. За каждой успешной реформой всегда стоит имя лидера. Часто вопреки обстоятельствам он собирал выдающуюся команду, совершенствовал структуру и процессы, мотивировал на достижение экстраординарных результатов и объявлял четкие правила игры, которые создавали условия для эффективной работы и радикальный культурной трансформации многотысячных коллективов.

Не бывает чудес. Большие системы меняются годами. Эта работа по расчистке авгиевых конюшен может занять не одно поколение, но начинать ее нам.

Иначе, выиграв войну, можно проиграть мир.

forbes.ua