Украина сама могла бы гарантировать около четверти собственных нужд в горючем
Как можно жаловаться на проблемы с горючим для авто, когда некуда девать выращенную кукурузу? Даже несмотря на зерновую сделку, до сих пор вывозим морем запасы этого зерна, которые накопились в прошлые годы. Соответственно, по не очень высоким ценам. А могли бы эти «излишки» перерабатывать внутри страны, чтобы получить из того зерна, пусть даже не самого качественного, собственно горючее или по крайней мере достойную добавку к импортному. Придумывать велосипед здесь не нужно, мир уже его давно сотворил и пользуется.
Война? Пол-литра в бак
Горючее в Украину и до войны завозили. Зато спирта у нас навалом. Кроме того, каждый желающий может иметь свой НПЗ на кухне: home-аппараты продаются в Интернете в товарных объемах. Пока для напитков). Ведь спирт – не горючее. По крайней мере, у изголовья.
До недавнего времени, как только кто-то заикался, чтобы смешать СОНН и бензин, как в медиа подвергалась критика, которая долго клокотала мифами о грехах этанола. Может, жили бы так и дальше, если бы не война. Вопрос с горючим стал ребром — ехать или стоять.
В первые дни агрессии было не до суеверий, и биоэтанол (так в законодательстве определен технический спирт) выровнял ситуацию. Ведь в прошлом году в Украине не стало российских присадок для повышения октанового автопального числа. Газоконденсат украинской добычи (основа бензинов) экспортировался, потому что сделать из него горючее было невозможно. Но потом октановое число подняли… биоэтанолом. У него оно — 109. У базового бензина — всего 60.
Сейчас у кого подгорит. Как – спирт в бак? Да еще и столько, чтобы поднять октановое число из 60? Это все ездили на алко-бензине? Жесть, треш… (кто сейчас побежит в гараж проверить, как там его друг: заводится ли?))) Да, спирт в бензине, вероятнее всего, есть и сейчас. Разговоры о том, что этанол «ест» алюминий, резину, пластик, — утрамбованы в головы сказки. Химик с мега-стажем, руководитель научно-техцентра «Укрнефтехим» Богдан Кочерко их опроверг: этанол лишь улучшает техданные двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
«У нас есть протоколы испытаний традиционных двигателей на этанольном горючем, которые показали, что все нормально работает. Только растет расход горючего. То, что спирт вроде бы растворяет пластиковые или резиновые детали или алюминий, — миф», — заверил Кочерко.
Если бы этанол реагировал с алюминием, все бы пили не светлое пиво, а алюминиевое. А представьте – в мире в алюминиевую тару даже водку упаковывают.
Бразильская спиртомания
200 миллионов бразильцев не были в курсе, что этанол «ест» алюминий, а потому еще в 1976-м, когда мир накрыл нефтяной кризис, взяли и перешли на этанольный бензин, а затем на чистый спирт. Сегодня в стране есть два типа горючего: коктейль бензин/спирт — 27/73% соответственно и 100% биоэтанол. Первый для автомобилей, которые едут в Бразилию из других стран, где этанольное топливо не распространено. Второй – для местного транспорта.
Конечно, у бразильцев были предпосылки. Страна — лидер по производству тростникового сахара, так что сырья полно. Бразилия с 1976-го по 2000-й сэкономила 90 млрд долл., отказавшись от нефти. Ну и экология: 100-процентный спирт – это вода и углекислый газ на выходе. CO₂ – хоть и парниковый газ, но молекула углерода в нем была связана фотосинтезом в сахарном тростнике, а затем отпущена обратно в атмосферу. Фактически полная карбоновая нейтральность, о чем так громко мечтают в Европе.
Успех бразильцев переняли США, запустив свою биоэтанольную программу. Там из 320 млн тонн выращенной в год кукурузы 140 млн тонн уходит на биоэтанол.
Между тем после перегонки на спирт остается еще 25% чистого протеина — дешевый корм для птицефабрик.
Украина производит до 40 млн тонн кукурузы и излишков пытается избавиться. При этом мы на передовых позициях в мире по ее экспорту…
Как Украине подсесть на спирт
Опыт Бразилии умножает на ноль мифы о спирте как топливе. Есть, конечно, несколько «но». В Буэнос-Айресе тепло. Спирт улетучивается хорошо, и авто стартуют легко. У нас такое горючее зимой придется подогревать.
Еще – в этаноле есть дополнительная молекула кислорода. Для сгорания требуется меньше воздуха. В определенных пропорциях с бензином проблем нет. А чтобы сжечь его в чистом виде – нужен апгрейд: перепрошивка компьютера под новые пропорции воздуха.
Украинские аграрники что-то знают, если раскупили спиртзаводы. Украина может повторить опыт США и Бразилии, потому что сырья у нас навалом — от мелассы из сахарных до той же фуражной кукурузы. Впрочем, сначала придется совершить законодательный переворот. Об этом сказал, в частности, заместитель министра агрополитики Украины Виталий Головня: «В Украине достаточно мощностей для переработки. В том числе, благодаря приватизации спиртзаводов. Чтобы отрасль развивалась, нужны законодательные инициативы. В частности, разрешить добавление биоэтанола к топливу. Соответствующий законопроект готовится ко второму чтению в Верховной Раде».
Пока, даже если есть свой спиртзавод, взять этанол и влить в бак — забудь. Или платы акциз – 120 грн/литр. Но, похоже, сегодня шансы переломить ситуацию есть, потому что подключается аграрное лобби, которое способно бодаться с нефтяным.
Богдан Кочерко заверил, что еще одна проблема — возможное расслоение горючего в баке — исчезает с повышением доли спирта в горючем. Объясняется это тем, что этанол образует с водой азеотропы, которые отделяются от общей смеси, только если на каждую молекулу этанола достаточно молекул воды, которые обычно притягиваются из влажного воздуха. Так что чем больше спиртовых молекул, тем больше нужно воды и тем меньше возможностей для образования азеотропов — то есть для расслоения горючего.
«Если содержание биоэтанола до 10%, то расслоение возможно. На дне бака появляется вода. В таких случаях в горючее добавляется стабилизатор, не дающий расслаиваться. Мы проводили исследования, которые обнаружили: если содержание спирта 25-30% и более, расслоение невозможно», — отметил химик.
Минус выбросы
Американцы во время внедрения своей биоэтанольной программы пошли дальше и провели испытания автомобилей, длительно заправлявших этанольным горючим. Университет Северной Дакоты, Центр исследования окружающей среды (EERC) выбрали для теста четыре авто в 2007 г.в. — Ford Fusion, Toyota Camry и два Chevrolet Impalas, один из которых был с flex-fuel двигателем.
Результаты испытаний откровенно удивили. Тест ставил своей целью узнать, на какой концентрации этанола в горючем заглючат компьютеры у испытуемых. Все машины проехали значительные расстояния на бензинах Е20, Е30, Е40, Е55 и Е65, не выбросив check engine. Для использования марок свыше Е65 необходим уже так называемый flex-fuel двигатель – с установленным на заводе оборудованием для регулировки подачи воздуха и с возможностью подогрева горючего.
По словам Богдана Кочерко, по европейским стандартам, если в горючем только 10% этанола, то он вообще считается обычным бензином. Далее следуют марки Е20, в котором до 20% этанола, Е30 и т.д. Е85 – почти чистый биоэтанол. Незначительный процент бензина прибавляется, чтобы улучшить холодный старт ДВС.
Не секрет, что этанол еще и реально уменьшает выбросы, в частности угарного и углекислого газа.
Китай и кукуруза
Украина могла бы безболезненно для продовольственной безопасности превращать 3 млн тонн кукурузы в биоэтанол, гарантировав себе около четверти потребностей горючего. Впрочем, пока нет законодательной основы, излишки кукурузы выкачивают мировой рынок как дешевое сырье.
В текущем маркетинговом году значительный объем украинской кукурузы забронировал Китай. И что важно, КНР спешит выкупить кукурузные остатки в Украине не ради поп-корна или каши для полутора миллиардов своего населения. Поднебесная тоже запустила собственную биоэтанольную программу. Пока в Китае в горючее добавляется только 5% биоэтанола.
Китайцы настроили просто гигантские заводы. Дали украинскому АПК 3 млрд дол. кредита для наращивания производства кукурузы У них нехватка как нефти, так и сырья для биоэтанола. И они готовы покупать ее в неограниченных количествах, поскольку осознали мультиэкономический эффект от развития этого направления.
Китай, не очень озабоченный экологией, именно благодаря биоэтанолу впоследствии быстро уменьшит выбросы парниковых газов. Украина тоже занялась к 2030 году сократить свои парниковые выбросы на 65% от уровня 1990 года. И сейчас министерства размахивают над председателями украинцев потенциальными запретами. Например, в Мининфраструктуры обещают остановить завоз в Украину новых и подержанных авто из ДВС: с 2027 г. — подержанных с дизельным двигателем, а с 2030 г. — уже новых.
Но зачем эти жертвы, если концепцию безкарбона решает углеродно-нейтральное горючее? Ответит ли кто-нибудь на этот вопрос?