Хотят ударить по олигархам и Ахметову, но получается как всегда. ТОП-5 драконовских налоговых новаций закона 5600

ТОП-5 драконовских налоговых новаций
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Парламент 1 июля принял в первом чтении проект закона 5600. Ранее проект рекламировали как антиахметовский из-за роста ренты на сверхприбыльную добычу руды. Но в документ подложили такие нормы, которые могут ударить по неолигархическому бизнесу.

Что антиахметовского осталось в законе 5600

В законе заложена норма, согласно которой расчет ренты на добычу железной руды будет происходить от ее рыночной цены, а не от себестоимости как сейчас. Учитывая, что собственник СКМ Ринат Ахметов контролирует значительная долю рынка по добыче руды, повышение ренты прямо затрагивает самого богатого человека в Украине.

Также олигарха затронет и введения акциза в 3,2% на электроэнергию, сгенерированную зелеными электростанциями — в схему зеленого тарифа давно и активно вкладывается ДТЭК Ахметова.

Еще одно изменение, относящееся к крупному бизнесу — повышение ставки экологического налога за выбросы вредных веществ в воду, в 8 раз с 2029 года и за выбросы СО2 с 10 грн до 30 грн за тонну. Это касается не только меткомбинатов Ахметова, но и других крупных игроков, в частности Лакшми Миттала, которому принадлежит Арселор Миттал Кривой Рог.

Все остальное не имеет никакого отношения к деолигархизации экономики и может больно ударить по среднему и малому бизнесу, мелким частным инвесторам, а также привести к росту цен на нескольких рынках — жилой недвижимости, мобильной связи, аграрной продукции. Одна из самых неприятных норм законопроекта — усиление полномочий и коррупционных возможностей налоговой.

“Если правительство и Верховная Рада продолжат использовать только методы усиления налогового давления на бизнес, расширяя и без того немалые полномочия различных контролеров, то, к сожалению, теневой сектор будет только расти.

Бизнес призывает к развитию экономики через привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест и к увеличению доходов Государственного бюджета путем перекрытия нелегальных схем.

Законопроект № 5600, который увеличивает нагрузку на добросовестный бизнес и создает условия для усиления необоснованного давления на бизнес, является попыткой сойти с пути цивилизованного развития экономики.

Принятие законопроекта № 5600 недопустимо”, — говорится в совместном заявлении Европейской Бизнес Ассоциацией, Американской торговой палатой в Украине и Союзом Украинских Предпринимателей.

Читайте также на DOSSIER:  Судебная реформа — на старт: Разумков подписал законы о проверке Высшего совета правосудия и реформе ВККС

Народные депутаты взяли паузу до осени, чтобы основательно поработать с этим документом.

НВ Бизнес приводить пять основных драконовских налоговых новаций закона 5600, которые вызвали особенно острую критику экспертов и бизнес-сообщества.

Первое — новые налоги на недвижимость

Предлагается отменить НДС-льготы на продажу недвижимости на вторичном рынке.

Как известно, для всех последующих продаж квартир навторичном рынке, независимо от сроков, в Налоговом кодексе установлена ​​льгота: такие операции освобождены от уплаты НДС. В Министерстве финансов хотят отменить эту льготу.

А застройщиков обяжут платить НДС по операциям с недвижимостью. Это должно сделать невозможным спекуляции большими игроками — юридическими лицами, полагают разработчики проекта.

На самом деле, это ударит по широкому слою инвесторов и собственников на рынке жилой недвижимости.

“Особенно досадным такое изменение будет для тех граждан, которые уже осуществляют выплаты за жилье, переход права собственности на которое состоится после принятия закона. В конце концов им придется заплатить на 20% больше, чем они рассчитывали”, — отметил старший экономист Центра экономической стратегии Юрий Гайдай .

Также физлица, которые будут продавать более двух объектов недвижимости в год, должны будут платить 18% НДФЛ с каждой последующей сделки. Сейчас эта ставка составляет 5%.

“Дискуссионным является вопрос, справедливо и оправданно облагать налогом полную стоимость проданного объекта недвижимости, а не разницу между ценой покупки и ценой продажи. Налогообложение дохода (а не прибыли — ред.) может увеличить тенизацию этого сектора”, — считает Гайдай.

Основатель KAN Development Игорь Никонов ожидает, что эти изменения могут повысить цены на недвижимость в Украине на 30−40%.

Второе — мобильный интернет и связь

Принятие закона 5600 может привести к росту стоимости мобильного интернета и связи, так как в нем заложено повышение для операторов платы за пользование радиочастотами — на 5%. В телеком-сообществе считают, что проект закона нельзя принимать в таком виде.

“Обеспокоенные законопроектом и представители телекоммуникационной отрасли. Напомню, в 2019 году между правительством и операторами мобильной связи был заключен меморандум, согласно которому операторы обязались обеспечить максимальное покрытие страны услугами мобильной связи 3G и 4G, а государство — поддерживать этот проект, в частности путем обеспечения фискальной стабильности”, — написал сопредседатель комитета Американской торговой палаты в Украине Михаил Поляков. — “Что имеем сегодня? Мобильные операторы выполняют свои обязательства по инвестированию и развертыванию сетей, зато правительство, нарушая условия меморандума, инициировало индексацию рентной платы за радиочастотный ресурс. Так, предполагается рост налоговой нагрузки для операторов на сумму 102,5 млн грн в год”.

Читайте также на DOSSIER:  Сколько украинцы будут платить за свет с 1 августа

Третье — больше налогов для фермеров

Фермерам нужно приготовится платить больше налогов. Так, граничный размер земельного участка, урожай с которого облагается налогом в 18% предлагается уменьшить с 2 га до 0,5 га.

Также закон вводить “минимальное налоговое обязательство” для фермеров. Это минимальная сумма налогов, которую нужно платить тем, у кого в собственности или в аренде есть земля, с которой поступают доходы. Если закон будет принят без изменений, то общая сумма уплаченных фермером налогов не будет меньше, чем 4,5% от оценочной стоимости земли.

“Для селян, которые не сдают свой пай в аренду, налог на землю, который они сейчас платят, может существенно возрасти, иногда в 17 раз. А вот в случае передачи таких земельных участков в аренду (субаренду), их размер учитывается при определении общего минимального обязательства арендаторов. Принцип простой — не хочешь платить увеличенный расчетный налог — сдавай участок в аренду агрохолдингам. В них сумма уплаченных других налогов перекроет так называемое минимальная налоговая обязательства”, — прокомментировала эти изменения адвокат Татьяна Острикова.

Четвертое — акцизом на табак и пиво нагрузить производителей

Закон изменяет порядок уплаты розничного акциза по реализации табачных изделий, в частности переносит ответственность за уплату 5%-го акциза с розничных торговцев, как сейчас, на производителей и импортеров табачных изделий.

Также повышается акциз для пивоваренной промышленности. “Если на данный момент за 1 литр произведенного пива уплачивается акциз в размере 2,78 грн, то теперь придется платить 59,82 грн за литр этилового спирта, затраченного на производство пива”, — уточнил аналитик института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин.

Пятое — полномочия Налоговой службы выходят за рамки здравого смысла

Налоговая сможет взимать налоговые долги с плательщиков за счет его средств в банке без обращения в суд. Штрафы предлагается начисляться без права оспаривания, а оспорить можно будет только после оплаты.

Также по решению суда руководителю юрлица могут запретить выезжать заграницу, если у компании есть налоговый долг, до тех пор, пока этот долг полностью не погасят. “ФЛП эта норма не касается. Риск в том, что недостатки в процессах администрирования налогов могут привести к ограничению прав выезда за границу руководителей добропорядочных налогоплательщиков”, — считает Юрий Гайдай.

Читайте также на DOSSIER:  Аграрная ассоциация предложила правки для исправления дискриминационных норм "ресурсного" законопроекта

Татьяна Острикова отметила еще одну опасную норму в законе 5600: имущество попадет в налоговый залог, как только физическое или юрлицо решится подать иск в суд на решение налоговиков о начислении штрафа или денежного обязательства.

“То есть, к вам пришла налоговая проверка, понятно, что выявила нарушения (а куда же без них, если в бюджете дыра, а в налоговой — план), написала акт проверки, с которым не согласны и оспариваете в суде, таких дел миллионы! Но … как только вы подаете иск в административный суд относительно обжалования доначислений налоговой … все имущество попадает в налоговый залог. Что означает невозможность работы, остановку деятельности и другие негативные последствия”, — предупредил адвокат.

Петр ШЕВЧЕНКО