Depo.ua в марте анализировал инициативу реформирования правительства. Сейчас эта реформа приобретает конкретные очертания. Секретариат Кабмина планирует в этом месяце презентовать проект Центра правительства. Новый орган еще предстоит узаконить Верховной Раде
О планах презентовать проект Центра правительства сообщил министр Кабинета министров Олег Немчинов, координирующий работу по созданию такого органа. Напомним, в марте премьер-министр Денис Шмыгаль рассказывал: в министерствах должно работать небольшое количество высококвалифицированных специалистов, формирующих государственную политику, а Центр правительства будет оказывать поддержку в кадровой, бухгалтерско-финансовой, юридической сферах, готовить документы, необходимые для того или иного министерства по части постановлений, распоряжений. «То есть все вспомогательные административные функции должны быть сосредоточены в едином месте. Министерства же будут являться мощными центрами разработки политики и аналитики», — объяснял Денис Шмигаль. Тогда Depo.ua выразил сомнения в том, что такой подход приведет к экономии бюджетных средств, поскольку для эффективной работы новой структуры требуется немалый штат специалистов. Но если инициативу по реформированию правительства продолжают активно продвигать, можно предположить, что ее главная цель не столько в плоскости улучшения системы принятия решений, сколько в политической.
Как реформу Кабмина будут «продавать» украинцам и западным партнерам
Ответ на первую часть вопроса находим также в заявлении Шмыгаля двухмесячной давности. Количество министерства уменьшат, также будет продолжаться сокращение государственных служащих. Значительная масса украинцев искренне верит, что чем меньше чиновников, тем эффективнее система государственного управления. Поэтому подобного рода заявления направлены именно на немалую часть нашего общества. Depo.ua предостерег, что укрупнение министерств часто приводит к ухудшению эффективности решений. Причина проста: функциональные обязанности никуда не исчезают, их просто между кем-то перераспределяют. Такая оптимизация в перспективе может оказаться даже вредной. Но, похоже, реформаторы далеко не заглядывают, сосредоточившись на ключевой задаче: узаконить Центр правительства, сосредоточив таким образом значительные рычаги в руках премьера.
Что касается наших западных партнеров, то единой оценки ими внутриполитической ситуации в Украине нет. Недавно депутатка Европарламента Виола фон Крамон посоветовала включить в состав исполнительной власти представителей оппозиции. Depo.ua в свое время анализировал, почему в Украине не будет правительства национального единства. С тех пор подходы Банковой не изменились и отдельные мнения некоторых европейских политиков никоим образом их не изменят. Что касается общей позиции наших партнеров, то пока нет структурных маяков или пунктов в каких-либо резолюциях, которые обязывали бы украинские власти включить в исполнительные органы представителей политсил не из провластного лагеря. Пока идет война, партнеры готовы закрывать глаза на многие нюансы в нашей внутренней политике, которые им могут не нравиться. Так что и реформирование правительства с усилением роли премьера они проглотят.
Тем более, перезагрузка Кабмина будет происходить под лозунгом создания правительства технократов. И наших партнеров будет интересовать не его кадровый подбор, не бюрократические механизмы типа Центра правительства, а то, чтобы технократы не превратились в казнокрадов. Ну и, конечно, в эффективном контроле за средствами, выделяемыми для послевоенного восстановления Украины.
Отпустит ли Зеленский Ермака в премьеры?
Не первый месяц ведутся разговоры, что реформу Кабмина будут осуществлять не под действующего премьер-министра Дениса Шмыгаля, а под его преемника. Им может стать руководитель президентского Офиса Андрей Ермак. С одной стороны, не имеющий завышенных политических амбиций Шмыгаль устраивает Банковую, но там смотрят в будущее, в котором среди значительного количества проблем есть и проблема послевоенного политического ландшафта. Пока существует консенсус наших политических элит с западными по поводу непроведения президентских и парламентских выборов. Однако власти уже сейчас нащупывают варианты политического самосохранения в перспективе выборов. Дата которых зависит от хода войны, и сейчас никто не может назвать ее даже примерно. Одним из таких вариантов и просматривается создание правительства технократов во главе с Ермаком.
Вариант, прямо скажем, неоднозначный, ведь руководитель ОП имеет высокий антирейтинг среди украинцев. В то же время, эта фигура стала фактически незаменимой в созданной ею же системе государственного управления. Системе, где за любым решением в исполнительной или законодательной власти стоит Банковая. Когда же происходят какие-то кадровые изменения, они обычно рассматриваются в контексте усиления влияния Ермака. Как было с недавними громкими отставками и назначениями в СНБО, ОП и в правительстве. Посему и не удивительно, что этого человека активно сватают в кресло премьер-министра. Пост которого предварительно усилят предлагаемыми реформами правительства. Иными словами, а кто, если не он.
Во-первых, президент Владимир Зеленский безоговорочно доверяет руководителю своего Офиса. Вспомним его фразу, сказанную еще до войны: « Ермак пришел со мной и уйдет со мной». Очевидно, президенту комфортно работается с Ермаком, поэтому для того, чтобы отпустить его на другую должность, должны быть очень веские причины, о которых будет сказано ниже. Во-вторых, как в правительстве, так и во главе регионов значительную часть кадров связывают с Ермаком. Речь идет не о какой-то клановости, его родственников или кумовьев там нет, а о том, что эти люди получили должности (особенно те, кого назначили во время войны) по определенной политической мотивации. Наличие «своих» людей любому облегчит старт правительственной карьеры.
В-третьих, значительная часть украинцев недолюбливает Ермака, а вот среди наших партнеров отношение к нему не эмоциональное, а прагматичное. Когда его называют «зеленым кардиналом», «вице-президентом» или включают в списки самых влиятельных людей — это сигнал заинтересованным лицам, с кем — членами правительства или с Банковой — говорить о своих интересах в Украине. Поэтому если слухи о переформатировании Кабмина «под Ермака» станут реальностью, для западных политиков это будет лишь формализацией и так очевидного для них статуса этой фигуры. В-четвертых, с перезагрузкой правительства можно попытаться выйти из затяжного кризиса, связанного с де-факто недееспособностью монобольшинства принимать решение без опоры на политические «костыли» в виде депутатских групп-сателлитов. Речь не будет о широкой коалиции с привлечением всех оппозиционных сил, отдельные, впрочем, могут в нее войти. А если удастся получить за назначение правительства технократов конституционное большинство голосов в Раде, технологически это можно будет представить как формирование Кабмина народного доверия.
Сие выглядит как идеальная модель, а у всякой идеальной модели есть погрешности, которые следует учитывать. Первая: способно ли премьерство отбелить имидж от тех негативов, которые связывают с Ермаком. Теоретически, да. Если у главы правительства будет полный кредит доверия от президента, а не станет заниматься интриганством, все его инициативы без проблем будут поддерживаться народными депутатами, подобранные им кадры не начнут вляпываться в громкие скандалы, особенно коррупционные. А реформированный Кабмин станет эффективным. Однако пока это выглядит как достаточно фантастический сценарий.
Вторая погрешность проявляется, если взглянуть на ситуацию в контексте выборов, которые рано или поздно состоятся. К тому времени рейтинг премьера должен демонстрировать положительную динамику, чтобы это дало ему возможность повести на выборы пропрезидентский политический проект. Немногие сомневаются, что это уже будет не партия «Слуга народа». Как бы новый проект ни назывался, чтобы провести в парламент численную фракцию, ему нужно либо избежать первой погрешности в идеальной модели (что маловероятно), либо задействовать админресурс. Хватит ли его и будут ли молчать в случае чрезмерного применения административных рычагов наши партеры, большой вопрос.
Другой вариант – Зеленский-президент с многочисленной оппозицией в Раде – выглядит для действующей власти очень плохим развитием событий. Поэтому вполне понятно, что она пытается подготовиться к этому, попробовав играть на опережение. То есть создать правительство с институционально сильным премьером и максимальной свободой действий для него. Надеясь, что определенное количество украинцев согласится «купить» старую власть в новой упаковке.
Юрий Васильченко