В Украине национальное достояние умудрились превратить в источник неиссякаемого дохода для монополий.
Тормозом украинской экономики было и остается огромное (по некоторым оценкам, одно из самых больших в мире) имущественное неравенство.
И пропасть этого неравенства все больше углубляется. Кто был бедным, превращается в нищего. Зато богатые становятся еще богаче. Особенно остро имущественное неравенство стало чувствоваться гражданами именно сейчас, когда под предлогом реформ и перехода на рыночные отношения на них с цепи спустили монополии, которые начали выкачивать средства домашних хозяйств с особым усердием. Сегодняшнее оружие монополий — тарифы…
Тарифное «налогообложение»
Вот уже несколько лет в Украине кроме традиционных налогов внедрено «ноу-хау» украинских монополистов — гибридное тарифное налогообложение.
Это в других странах национальное богатство — природные ресурсы — пополняют своеобразные фонды национального благосостояния и каждый гражданин страны от младенца до пенсионера имеет в той или иной форме гарантированный пассивный доход.
В Украине национальное достояние умудрились превратить в источник неиссякаемого дохода для различного рода монополий, причем величина этого дохода зависит исключительно от фантазии конечных бенефициаров этих монополий.
Вот лишь некоторые наработки последних лет, поставленные на службу монополий:
— набившие оскомину практически самые дорогие на планете «зеленые тарифы» на электроэнергию;
— сокращение производства дешевой атомной энергии вместе с ростом стоимости электроэнергии для населения;
— RAB-тарифы, после начисления которых каждая бабушка в этой стране еще раз оплатит приватизированные кем-то в 1990-е за бесценок активы;
— запредельная цена газа украинского производства.
В старании взвинтить цены украинские монополии, имеющие в своем распоряжении не только львиную долю средств массовой информации в стране, но и лоббистов на всех уровнях власти, не остановились даже перед реальной угрозой экономической катастрофы государства уже в ближайшее время.
Мы вошли в новый год с газом по «десятке» гривен за «кубик», с киловаттом электричества по удвоенной, а в перспективе — утроенной в цене. И это все при нынешних многомиллиардных долгах населения за коммуналку.
В условиях угнетения внутреннего потребительского рынка и превращения национальных богатств в источник обогащения ограниченного количества финансово-промышленных групп, экономика и дальше будет ходить по замкнутому кругу безысходности, люди будут уезжать, а государство — паразитировать на миллиардах долларов, завезенных обычными «заробитчанами» для поддержки своих семей.
Не по карману…
Для процветания неэффективной, ориентированной преимущественно на экспорт сырья, монопольно-кланово-олигархической экономики необходимо «топливо». В качестве «топлива», обеспечивающего сохранение ретро-системы, используются гигантские заимствования.
В 2021-м их масштаб будет просто фантастическим.
Потребности в финансировании бюджета (дефицит + погашение долга) имеют наивысшие значения за всю историю независимости Украины, в соотношении к ВВП — на 50% больше, чем это было в самые трудные пиковые периоды 2009-го и 2014-го годов.
Стоит заметить, что на протяжении 2018–2019 гг. госбюджет был выдержан с первичным профицитом в более чем 1%, одновременно более чем на треть уменьшилось соотношение долга и ВВП.
Справка
Первичный баланс (дефицит или профицит) — это разница между доходами и расходами без учета выплат по обслуживанию долга. Именно первичный баланс указывает на разрыв между тем, сколько правительство зарабатывает и сколько оно тратит, то есть живем ли мы «по средствам». Чем лучше первичный баланс, тем меньше государство зависит от дополнительных заимствований: ведь оно может оплатить свои недолговые обязательства только за счет собственных доходов. Если у нас первичный профицит — значит, у нас есть избыток, чтобы уменьшить долговую нагрузку, если дефицит — мы должны накапливать долг.
По информации чиновников Минфина, первичный дефицит «ковидного» 2020-го создан в размере около 4,7% ВВП (учитывая также займы Госказначейства Пенсионному фонду) и бюджет нынешнего года продолжает эту политику — первичный дефицит госбюджета составит не менее 2,5% ВВП.
Дополнительная потребность в финансировании госбюджета за 2020–2021 гг. по сравнению с предыдущими 2018–2019 гг. составит около 347 млрд грн плюс проценты за обслуживание.
Все бы ничего, если бы эта колоссальная 347-миллиардная «кредитка» расходовалась исключительно на «спасение жизней, временную поддержку, пострадавших от локдауна и для запуска экономического возрождения».
Проблема в том, что значительная часть при распределении средств будет «съедена» коррупцией, схемами, монопольными злоупотреблениями, а еще — новенькими авто премиум-сегмента для топ-чиновников и обеспечения их же доходов, граничащих порой со здравым смыслом.
В отличие от ряда предыдущих лет, политика властей сосредоточена на обеспечении «молочных рек в кисельных берегах» для высших чиновников, членов наблюдательных советов и топ-менеджеров нередко убыточных госкорпораций, «успешно» заваливших планы развития вверенных им участков госслужбы. Не удивительно, что финансовые стандарты украинских чиновников находятся в космическом отрыве от доходов даже среднего класса страны.
Если в случае с руководителем всемирно известной компании Apple, соотношение его дохода к зарплатам сотрудников корпорации было равно 201:1, то в случае с некоторыми руководителями наших «мега-успешных» (к тому же еще и государственных корпораций), соотношение дохода главного менеджера к доходам рядовых сотрудников нередко достигает 300:1, 500:1, и даже 1000:1…
Тренды-2021
Ряд дисбалансов текущего состояния экономики существенно осложнят возможность выполнения даже раздутого и накачанного дефицитом бюджета.
Топ-риски выполнения бюджета 2021 г.:
— продолжение деградации промышленности (около 25% от потенциального прироста ВВП) и продолжение нисходящей динамики промышленного производства, стартовавшего еще осенью 2019-го, с соответствующим сужением налоговой базы для доходной части;
— необходимость выделения дополнительных средств на финансирование здравоохранения, профилактики, карантинных мероприятий, особенно в условиях возможного распространения нового штамма коронавируса;
— невыполнение плана заимствований в госбюджет в результате сужения емкости внутреннего рынка и ограниченных возможностей финансовой системы страны, «запакованной» ОВГЗ до максимально допустимых разумных критериев;
— уменьшение потока спекулятивного международного капитала, а также капитала от «нерезидентов» кипрского происхождения, и резко вырастающая «очередь на выход» в случае очередной волны финансово-экономического кризиса в стране;
— возможная девальвация национальной валюты к отметкам, выше запланированных в бюджете, вследствие восстановления «посткарантинного» спроса на импорт и соответствующего постепенного возвращения внешнего торгового сальдо к привычным многомиллиардным «красным» значениям;
— внешние шоки от потенциального снижения мегавысоких цен на традиционные товары украинского экспорта.
Не следует также забывать, что:
— отношение госдолга к ВВП и золотовалютным резервам (ЗВР) стабильно находится в «опасной» зоне. Так по состоянию на 30.11.2020 г. ЗВР лишь на 50,8% покрывали внешний государственный долг;
— дефицит бюджета по сравнению с 2019 годом утроился.
Вместо экономики — закипающая кастрюля
Украине не нужно было изобретать велосипед.
История мировой экономики последних десятилетий «выписала» все необходимые рецепты для функционирования страны в режиме максимальной конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения достойного уровня жизни граждан. Но! И сейчас это уже очевидно — в 90-е годы в Украине был заложен фундамент отнюдь не для построения экономического чуда, а для кланово-олигархической экономики.
Конкуренцию заменили «договорняки» и распределение сфер деятельности, часто по территориальному принципу. Доступ к финансовым и природным ресурсам был открыт лишь для «избранных» финансово-промышленных групп.
При этом правоохранительные органы все это время закрывали глаза на «касту неприкасаемых», имеющих подавляющее представительство во всех органах власти.
Зато к зарождающемуся классу предпринимателей отношение было совершенно другое. Так за проданный, но не пробитый через кассовый аппарат коробок спичек в каком-нибудь мини-магазинчике можно было распрощаться с суммой в 1–2 тыс. долл., что на тот момент было эквивалентно стоимости двух- или трехкомнатной квартиры в каком-нибудь небольшом городке страны. После такого «залета» бизнес зачастую приходилось начинать с нуля.
Указ об упрощенной системе налогообложения 1998 года стал по сути единственным действительно прогрессивным шагом властей за многие годы. Он предоставил шанс инициативным и предприимчивым вести свое дело без угрозы его уничтожения жестким фискальным прессом.
Но прошло более двадцати лет, а в стране практически ничего не изменилось.
Основные денежные потоки в стране, как и ранее, контролируются крупным капиталом, сколоченным фактически в бурные 1990-е. А ведь он все так же «заточен» на четкие, вполне определенные цели:
— максимально неконкурентный доступ к национальным финансовым и природным ресурсам;
— минимально допустимую оплату труда наемных работников;
— оптимизацию налогообложения посредством несовершенного законодательства и лоббизма;
— использование иностранных налоговых юрисдикций для минимизации отчислений в украинский бюджет.
Если западный капитал работает с «цивилизованной» нормой прибыли и в рамках даже самой малой буквы закона, то украинский — нацелен на прибыль, порой превышающую мыслимые и немыслимые пределы.
Соответственно, такая нежизнеспособная модель развития экономики Украины предполагает всего лишь один бесконечно повторяющийся сценарий: «Кастрюля с экономическими проблемами периодически закипает в результате накопившихся долгов, дисбалансов и разрывов в бюджете, которые приходится погашать через механизм заимствований.
В результате экономика развивается слабо, продуктивность труда топчется на месте. И денег не хватает ни на развитие, ни на обслуживание даже реструктуризированных долгов, ни на достойное повышение социальных стандартов в условиях роста цен.
Пар из-под крышки выпускается с помощью очередной «сладкой парочки» — инфляции и девальвации. После этого «кастрюля» снова ставится на плиту.
Так происходило в нашей экономической истории не единожды: и в 1998-м, и в 2008-м, и в 2014–2015 гг., нечто похожее назревает и сейчас.
Увы. Украина находится в системе экономических отношений, не запрограммированных на процветание.
Без глубоких реформ, без внедрения новых экономических отношений, деолигархизации, без верховенства права и реализации новой концепции правоохранительных органов системного улучшения благосостояния не случится никогда.
Редактор отдела микроэкономики и бизнеса ZN.UA,
кандидат экономических наук