Дефолт пенсионных реформаций

Тот факт, что государству все более не хватает средств для своевременной выплаты пенсий, уже хорошо известен и никого не удивляет. Пока выплаты кое-как обеспечиваются за счет покрытия так называемых кассовых разрывов Пенсионного фонда средствами госбюджета из Госказначейства. Но и эта система дает сбой, как это было в июле нынешнего года, когда массовые задержки пенсий привели к большому скандалу, о чем уже приходилось писать.

Более того, ситуация лишь ухудшается. Беря фактически беспроцентные кредиты у Госказначейства на покрытие очередного кассового разрыва, Пенсионный фонд из-за недостатка собственных поступлений от единого социального взноса все больше испытывает трудности с возвратом этих средств в установленные сроки. Речь о том, чтобы их не возвращать, пока не идет, но уже звучат предложения (с таковыми выступил недавно министр социальной политики Андрей ) возвращать деньги не в пределах бюджетного периода, а когда-нибудь потом. Иными словами, предлагается долги Пенсионного фонда перед бюджетом переложить, например, на следующий 2019 год или еще дальше, скажем, на после выборов. В 2020 году нынешние чиновники могут оказаться не у власти, и проблему возврата средств придется решать уже другим. Самое интересное, что премьер предложенную Ревой фактически аферу по наращиванию внутреннего долга не отверг, а, знаоборот, дал некоторое время на доработку соответствующего постановления Кабмина.

Собственно, чего-то подобного следовало ожидать. Ведь многие так называемые реформы являются перекладыванием проблем и долгов на будущие периоды и будущие поколения. Здесь и внешние долги, из которых, по состоянию на нынешний момент, Украина не выберется, как минимум, до середины нынешнего столетия. Здесь и огромные цены на газ, и тарифы на коммуналку, которые ввергли граждан и страну в целом в катастрофические коммунальные долги. И так далее…

Прогрессирующая нехватка средств на выплату пенсий свидетельствует о том, что так называемая пенсионная реформа, которую власть пару лет назад нагло протолкнула, с треском провалилась. Собственно, этого и следовало ожидать. Ведь фактически эта «реформа» свелась к манипулированию коэффициентами при начислении пенсий, пенсионным возрастом и размерами пенсионного стажа. Но этими манипуляциями проблему решить невозможно.

DOSSIER →  "Мы убьем этот Жилищный кодекс". Интервью с главой партии "Слуга народа" Еленой Шуляк

Пенсионный фонд остается безнадежно дотационным по целому ряду глубоких социально-экономических причин. Среди них — низкие доходы подавляющей части граждан страны и их низкие официальные зарплаты, массовый вывод капитала за границу и столь же массовый выезд трудовых мигрантов за рубеж. К тому же, глядя на «элиту», которая наживается на разграблении страны и не платит налоги, население и бизнес также не торопятся платить налоги.

Повторим, что Пенсионный фонд в Украине является безнадежно дотационным. Это означает, что средств, собираемых фондом за счет уплаты единого социального взноса, не хватает для обеспечения обязательств по выплате пенсий в солидарной пенсионной системе, которая в настоящий момент существует в Украине.

Законом о бюджете на 2018 год предусмотрено на дотации Пенсионному фонду около 140 млрд гривен. По имеющимся данным, финансирование производится регулярно и в полном объеме. В частности, за первое полугодие бюджет профинансировал фонд более чем на 72 млрд гривен, то есть несколько больше запланированного.

Проблема заключается в сборе единого социального взноса. Власть просчиталась с поступлениями этого взноса. По данным экономиста Андрея а, за первое полугодие Пенсионный фонд сумел собрать 89 млрд гривен, а это на 15 млрд меньше запланированного. В момент июльских задержек пенсий, по словам Блинова, в общей в фонд поступило 25 млрд гривен, а ежемесячно необходимо 28 млрд гривен.

Указанные «дырки», именуемые на канцелярском языке «кассовыми разрывами», заполняются кратковременными трансфертами из госбюджета, которые фонд должен вернуть Госказначейству в установленные сроки в пределах бюджетного периода.

Если система такого, по сути, беспроцентного кредитования вдруг дает сбой, возникают задержки с выплатами пенсий, как это было в июле. Напомним, что для многих пенсионеров их небольшая, часто мизерная пенсия является единственным средством существования, а потому задержка пенсии может привести для многих к печальным последствиям.

В то же время своевременное покрытие кассовых разрывов бюджетными кредитами оборачивается отрицательными последствиями. Пенсионный фонд все более залезает в долги к бюджету и не может их своевременно вернуть. А ведь эти средства расписаны на какие-то другие бюджетные траты, например, на оборону, образование, медицину, науку. Эти расходы начинают урезать по факту, в нарушение закона о бюджете. Об этом свидетельствует тот факт, что при наличии недоимки поступлений в бюджет Минфин бодро рапортует о профиците, и если это правда, то имеет место недофинансирование расходных статей. А покрытие кассовых разрывов Пенсионного фонда расходами бюджета не считается, хотя в случае несвоевременного возврата этих средств налицо скрытый дефицит.

DOSSIER →  "Мы убьем этот Жилищный кодекс". Интервью с главой партии "Слуга народа" Еленой Шуляк

И вот теперь этот невозврат или несвоевременный возврат правительство хочет узаконить.

Министр социальной политики Рева на заседании Кабмина 14 ноября вынес на рассмотрение проект постановления, которым отменяются конкретные сроки возвращения Пенсионным фондом Госказначейству ссуд, выделенных на покрытие кассовых разрывов. Предлагается исключить действующую сейчас норму о возвращении бюджетных ссуд до конца бюджетных периодов. Такое предложение в министерстве поясняют тем, что без отмены сроков фонд не в состоянии обеспечить в полном объеме своевременное выполнение обязательств по выплате пенсий.

Иными словами, Пенсионный фонд сможет не возвращать полученные из бюджета ссуды в течение года, то есть до парламентских выборов 2019 года. А так, глядишь, возможно, удастся этот срок возврата оттянуть еще больше.

Гройсман, повторим, такое предложение не отмел, а, наоборот, дал время на его доработку.

Итак, фактически налицо завуалированное признание властью того факта, что пенсии платить нечем. Во всяком случае, даже нынешнего уровня финансирования Пенсионного фонда за счет единого социального взноса явно не хватает. Тем более что запланированных сумм ЕСВ получить не удается, что говорит о нереальности планирования.

Ситуация подогревается окончанием года. Средств не хватает, и власть пытается перенести долги ПФ перед бюджетом 2018 года на следующий 2019 год. Повторим: налицо дефолт Пенсионного фонда, или скрытый дефицит бюджета, или все сразу.

Кстати, очень интересно, как к указанной затее отнесутся в МВФ, который якобы скоро должен выделить кредит stand-by. Почему-то кажется, что финансирование кассовых разрывов, а тем более невозврат этих средств в бюджет вызовут в МВФ резко отрицательную реакцию. Насколько подобные «фокусы» соответствуют действующему законодательству, и прежде всего Бюджетному кодексу, — это тоже большой вопрос.

Обратим внимание, что речь идет о выплате в массе мизерных пенсий.

А ведь за 4 года цены выросли в 2,5 раза, а пенсии всего — на 70%, как отмечает экономист Виктор .

Напоследок отметим, что в последнее время долг Пенсионного фонда перед бюджетом неуклонно рос:  с 1,5 млрд гривен в марте до 14,2 млрд гривен в октябре 2018 года.

DOSSIER →  "Мы убьем этот Жилищный кодекс". Интервью с главой партии "Слуга народа" Еленой Шуляк

Цифры свидетельствуют сами за себя и красноречиво говорят о так называемой пенсионной реформе.