Февраль закончился, есть последняя отчетность — значит, можем уже зафиксировать определенные проблемы с выполнением бюджета 2021
С доходами (пока что) все в порядке — план за февраль налоговая и таможня выполнили на 101,9% (за январь-февраль вообще 104,2%). Основное перевыполнение все еще обеспечивает налоговая (103,2% за февраль), но таможня в последние месяцы, по крайней мере, более-менее стабильно выполняет план (100,7% за февраль). По сравнению с тем, какая вакханалия происходила на таможне летом-осенью прошлого года — это уже хорошо.
А вот с привлечением заимствований в государственный бюджет снова большие проблемы. План за январь февраль выполнен лишь на 68,6%, привлечено 74,3 млрд грн из плановых 108,3 млрд грн. В январе выполнение плана по заимствованиям было вообще меньше 50% — 13,3 млрд грн из 27,9 млрд грн. В феврале план выполнили «аж» на 75% — 61 млрд грн из 80,4 млрд грн. Конечно, это еще далеко до антирекорда нынешнего Кабмина времен ноября прошлого года — тогда план финансирования за январь-ноябрь 2020 г. был выполнен (если это слово здесь подходит) на 37,4%. Ситуацию спасло в декабре «внешнее управление», когда после неофициальной отмашки от МВФ доноры предоставили нам около $2 млрд и таким образом разблокировали доступ к финансовым рынкам.
Собственно, в этом проблема нынешнего года и будет состоять. Пока Кабмин вполне может плыть по течению: пиковые выплаты по внешнему долгу будут только в сентябре, пиковые расходы государственного бюджета вообще в декабре. Первые полгода можно финансировать плановые расходы, даже проваливая план по заимствованиям, но не сотрудничая с МВФ. Но с середины года эти тепличные условия, скорее всего, закончатся. А если сотрудничество с МВФ вовсе не будет возобновлено до осени, — Кабмин вполне может повторить прошлогодний антирекорд по финансированию государственного бюджета. А с ним — и прошлогодний бюджетный кризис, с остановками платежей Казначейства, «картотекой» и всем тем, чем нас в прошлом году удивило правительство.
Что делать? Конечно, в первую очередь необходимо обеспечить эффективное сотрудничество с МВФ. Ведь без него план по финансированию точно снова будет провален.
Единственный выход из порочного круга — разорвать его
А это означает, по меньшей мере:
— полноценную судебную реформу с набором в высшие судебные органы комиссией с реально независимыми международными экспертами;
— восстановление полноценной уголовной ответственности за неправдивые сведения в декларациях;
— обеспечение независимости руководства НАБУ;
— отмена регулирования цен на газ;
— демонстрацию какого-либо плана преодоления высоких бюджетных дефицитов, к которым вернул страну нынешний Кабмин своим бюджетом на этот год.
Впрочем, возможно, стоит использовать нынешний момент и для того, чтобы задуматься над ситуацией немного глубже. Проработав на разных позициях в трех последних правительствах, сейчас у меня создалось впечатление некоего «дежавю». Последние годы правительства Гройсмана политическую и экономическую ситуацию в стране можно было прогнозировать, просто зная, в какой момент закончатся деньги и возникнет критическая потребность выполнять условия МВФ. Из-за этой постоянной неопределенности так и не произошло серьезного изменения в отношении инвесторов к Украине, а энергия, которую можно было применить для реформ и развития приемлемого инвестиционного климата, потрачена на вечное тушение бюджетного пожара.
Тогдашнее правительство работало лучше действующего Кабмина, но и это не помогло в такой патовой ситуации. Единственный выход из порочного круга — разорвать его. Стабилизировать бюджетную ситуацию, обеспечить сотрудничество с МВФ (с прицелом на то, чтобы наконец перестать быть постоянным «клиентом» Фонда) и сосредоточиться на системных реформах, которые превратят Украину из постсоветской в европейскую страну. Только так можно достичь успеха, но плывя же по течению, можно приплыть только к разбитому корыту.