Atlantic Council: Украина Зеленского все еще хочет вступить в НАТО? - DOSSIER

Atlantic Council: Украина Зеленского все еще хочет вступить в НАТО?

Украина должна разработать четкий и прозрачный механизм мониторинга для внедрения стандартов НАТО, дополненный реалистичными и достижимыми краткосрочными и среднесрочными целями

С момента начала военных действий с Россией в 2014 году Украина хотела укрепить свои связи с НАТО. Хотя реакция Альянса на конфликт была вполне осторожной, в отношениях с Киевом также был достигнут значительный прогресс. Институциональное сотрудничество активизировалось, и ряд отдельных государств-членов НАТО направили военные миссии в Украину для обеспечения подготовки и поддержки перехода страны к стандартам Альянса, пишет Татьяна Гайдук для Atlantic Council.

Автор отмечает, что изменяющийся тон отношений Украины с НАТО за последние шесть лет был отражен резким колебанием украинского общественного мнения. До 2014 года относительно немногие украинцы хотели, чтобы страна вступила в НАТО.

Шок от российской агрессии полностью изменил ситуацию.

В радикально изменившейся геополитической среде, созданной аннексией Крыма и вторжением России на восток Украины, настроение украинцев изменилось в пользу членства в НАТО. Если бы референдум по этому вопросу состоялся сегодня, то членство в НАТО, скорее всего, получило бы подавляющее большинство голосов.

Гайдук пишет, что непосредственные перспективы получения Украиной членства практически отсутствуют, но это не помешало Киеву предпринять многочисленные шаги для достижения этой конечной цели. В частности, амбиции Украины в отношении членства в НАТО внесли в украинскую Конституцию в феврале 2019 года посредством поправки, которая также подтвердила цель в конечном итоге вступить в Европейский Союз.

Интеграция в НАТО остается официальным украинским курсом после выборов президента, на которых победил Владимир Зеленский. Страна будет на пути к тому, чтобы получить статус партнера «Расширенных возможностей НАТО» в этом году, если темпы реформ сохраняться.

Однако недавние политические изменения в Киеве возобновили дебаты о приверженности Украины интеграции в НАТО и вызвали новые сомнения относительно более широкой геополитической траектории страны.

Неожиданное смещение президентом Зеленским своего первого правительства 4 марта привело к дезориентации многих наблюдателей за Украиной. Министр обороны Андрей Загороднюк был одним из многих министров, потерявших свои кресла. Затем Андрей Таран выступая перед представителями Министерства обороны и Генерального штаба сказал, что адаптация украинских военных к стандартам НАТО в ближайшем будущем является «амбициозной, но недостижимой целью».

Читайте также на DOSSIER:  Внутри НАТО нет консенсуса в вопросе возможного членства Украины – политолог

Многие увидели в этом признак надвигающегося геополитического разворота. Реакция на комментарии Тарана была настолько горячей, что министерство обороны посчитало необходимым дать последующее разъяснение, обвиняя украинских политиков и СМИ в умышленном неверном толковании заявлений министра и подтверждении приверженности нового правительства тесному сотрудничеству с НАТО.

В то время как официальные лица были заняты отрицанием каких-либо существенных сдвигов в подходе Украины к отношениям с НАТО, в Офисе реформ Минобороны разразился дополнительный скандал относительно содействия модернизации украинских вооруженных сил, включая переход на стандарты НАТО. В заявлении от 1 апреля глава Офиса Олеся Фаворская обвинила новое руководство министерства в том, что оно блокирует работу. Между тем, представители Министерства обороны поставили под сомнение эффективность Офиса по реформе и заговорили о необходимости полной перезагрузки.

Эти инциденты происходят в то время, когда более широкий подход Украины к продолжающейся войне с Россией остается противоречивым. Размышления о возможном изменении политики бушуют с тех пор, как Зеленский уверенно одержал победу на президентских выборах. Крайне важно, что его успех во многом обязан предвыборным обещаниям о прекращении войны в Донбассе. Недавно выявленные планы вступить в прямые переговоры с поддерживаемыми Россией боевиками «ЛДНР» натолкнулись на особенно громкую оппозицию, причем среди критиков были десятки депутатов от партии Зеленского.

Пандемия коронавируса поставила на паузу переговорах по этой инициативе. Однако появились опасения того, что Зеленский может быть готов пожертвовать амбициями Украины в евроатлантической интеграции и поставить под угрозу долгосрочную независимость страны в обмен на прогресс в направлении мира, подчеркивает автор.

Официально, по крайней мере, стремление Украины к более тесной интеграции в НАТО не изменилось. Тем не менее, проблема остается предметом серьезных предположений. Помимо политического измерения, практические аспекты интеграционного процесса также создают путаницу. Принятие стандартов НАТО широко признано необходимым, чтобы Украина имела какие-либо шансы на успех в будущей заявке на членство. Тем не менее, Таран правильно заметил, что даже внутри самой НАТО страны-члены не внедрили все стандарты НАТО для своих армий.

Читайте также на DOSSIER:  Савченко заявила, что Пенсионный фонд Украины намерено банкротят, чтобы сделать его частным

С более чем 2000 стандартов НАТО, доступных для рассмотрения, возникает вопрос о конкретной стратегии Украины по принятию этих норм. Более 200 стандартов перечислены в существующих Целях партнерства Украина-НАТО, но к 2020 году были приняты другие стандарты, которые не включены в этот список. Автор продолжает, что Украина, безусловно, выиграет от более методичного подхода к этому вопросу, который мог бы дать точную и объективную картину прогресса в направлении интеграции в НАТО, основанную на конкретных, а не популистских лозунгах или политических заявлениях, которые по-разному интерпретируются.

Другими словами, в Украине отсутствует единый подход.

Это препятствует усилиям по контролю за выполнением стандартов НАТО в ВСУ и создает потенциал для политического вреда.

Чтобы противостоять этому, Украина должна разработать четкий и прозрачный механизм мониторинга для внедрения стандартов НАТО, дополненный реалистичными и достижимыми краткосрочными и среднесрочными целями, подчеркивает автор. Такой шаг принес бы столь необходимую ясность правительственным коммуникациям и позволил бы государственным чиновникам в унисон говорить о том, что является чрезвычайно сложным вопросом, лежащим в основе более широкой геополитической стратегии Украины. Это также помогло бы устранить необходимость в периодических разъяснениях относительно неизменной приверженности страны евроатлантическому курсу.