Алексей Чернышов боится отопительного сезона

Алексей Чернышов
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Профильный министр попытается сменить место работы до того, как людям придут «космические» платежки

Министр развития громад и территорий Алексей ищет варианты, как покинуть свое кресло в течение ближайшего месяца, чтобы не участвовать в апокалипсисе под названием «отопительный сезон и новые тарифы на коммунальные услуги». Источники в Минрегионе отмечают, что Чернышов не собирается «сжигать» свою карьеру на тарифной теме, которая существенно «подмочит» рейтинги власти. А потому рассматривает как движение «вверх» – на должность инфраструктурного вице-премьера или премьер-министра, так и «в сторону» – возвращение в коммерческий сектор.

О тарифах забыли

В канун начала подготовки к отопительному сезону стало известно о желании профильного министра Алексея Чернышова этот самый сезон «пропетлять». СМИ практически все лето говорили о готовящихся осенних протестах, которые будут связаны, среди прочего, и с неизбежным повышением тарифов на коммунальные услуги. Это, как ожидается, существенно понизит рейтинги и Президента Владимира Зеленского, и правительства, и правящей политической силы «Слуга народа», ведь обещания о понижении или хотя бы неизменности тарифов избиратели не забыли.

По распределению компетенций между министерствами, тарифы всегда были парафией Минрегиона. Несмотря на то, что это ведомство периодически лишают приставки «и жилищно-коммунального хозяйства», это не освобождает министра от контроля за этим сектором. Еще минувшей зимой, когда возникли риски повышения тарифов (регулированием большой доли тарифов на услуги ЖКХ сейчас занимаются местные власти), Владимир Зеленский поручил провести аудит стоимости услуг, чтобы выявить и исключить коррупционную составляющую.

В Минрегионе за все это время никто не ударил палец о палец. Точно также почти не изменилась ситуация с катастрофическими объемами задолженности населения за коммунуслуги. По данным Госстата, на конец первого полугодия 2021 года граждане были должны поставщикам 66,3 млрд грн., из которых 24 млрд грн. – долги за газ, а еще 21,5 млрд грн. – за тепло и горячую воду. Манипуляцию с «повышением-понижением» цен на электроэнергию с 1 октября ни граждане, ни эксперты не оценили. А профильная ассоциация «Укртеплокоммунэнерго» прогнозирует рост тарифов на тепло в отопительном сезоне на 15-70% в зависимости от региона.

Читайте также на DOSSIER:  Пенсии в декабре повысят не всем. В Минсоце назвали категории, у которых вырастут выплаты

Таким образом, даже если технологам удастся погасить или вовсе предупредить уличные протесты (через кадровые решения в МВД и смену ряда губернаторов, работу с оппозицией и силовыми крыльями «активистов»), то «кухонное» недовольство новыми платежками особо спрятать не получится. И оно будет иметь неизбежное отрицательное влияние на рейтинги. Если же добавить сюда усиление давления на бизнес со стороны фискальных и правоохранительных органов, которое не способствует экономическому росту, и возможный мировой финансовый кризис из-за новой волны «коронавирусных» локдаунов – перспектива вырисовывается не лучшая.

«Козел отпущения» 

Одним из форматов, которые рассматривают на Банковой для частичного погашения народного недовольства является традиционная игра в «плохих бояр», и первым кандидатом на «козла отпущения» называют как раз министра регионального развития. Мол, не провел аудит тарифов, не выявил коррупционеров, не предложил решения, как «усмирить» местные власти – на выход.

Чернышов, по всей видимости, «просчитал» эту комбинацию и решил действовать «на опережение». Одной из тактик стало распространение в СМИ информации о возможных премьерских амбициях, публикация различных «экспертных» и «стратегических» колонок и интервью.

При этом он показательно избегал темы тарифной политики и качества коммунальных услуг. Например, в своей колонке ко Дню Независимости он вспоминает о децентрализации (которой многие регионы, к слову, остаются недовольны), индустриальных парках (к которым есть множество претензий у экспертов), реформе градостроительства (в торможении которой его неоднократно обвиняли). О том, как Минрегион собирается повышать прозрачность тарифообразования на местах – ни слова. Если на весенних форумах «Украина 30» Чернышов хотя бы говорил о термомодернизации как способе уменьшить размеры платежек, и о роли, которую министерство собирается играть в поддержке таких инициатив, о жилищно-коммунальной инспекции, то на недавнем селекторе министр просто повторил тезисы о том, что Зеленский поставил задачу тарифы не повышать, без лишних подробностей, как бы нехотя.

Читайте также на DOSSIER:  Зарплаты от 40 тыс. грн. Кабмин запустил работу Бюро экономической безопасности

Чернышов очевидно не собирается «марать руки» о реальную, а не кабинетную подготовку к отопительному сезону, от которой эксперты не ожидают ничего хорошего. Когда регионы будут оставаться без тепла и света, а вешать всех собак будут на министра – вряд ли кому-то такое понравится.

Планы рушатся

Загвоздка в том, что переформатирования правительства в сентябре может вообще не произойти и все министры останутся при своих ведомствах и со своим набором обязанностей. Увольнять отдельного министра может только Верховная рада, но вряд ли кто-то будет спорить, что фракция большинства поддержит отставку только по указке с Банковой.

Более того, свой интерес оставить министра на должности имеет строительное лобби, которое продвигало Чернышова на этот пост еще до его назначения в Киевскую облгосадминистрацию. Конечно же, выстроенные сегодня под министра схемы в недореформированных органах строительного контроля не рухнут в одночасье, отмечают участники рынка.

Но все же иметь определенную систему сдержек и противовесов даже в теневом секторе распределения коррупционной ренты от строительной мафии – удобно всем противоборствующем в этой «отрасли» сторонам. Тем более, что «папочки», накопленные на всех участников процесса, включая руководство министерства, в правоохранительных органах, сегодня сдерживают многих из них от публичных конфликтов и разглашения коррупционных тайн.

Таким образом, единственным способом избежать публичной ответственности за провал отопительного сезона, тарифный кризис и его политические последствия для Чернышова является либо затяжной больничный, либо показательное игнорирование своих обязанностей, которое уже практиковали некоторые постмайданные министры, когда им надоедало просиживать кресло в здании на Грушевского.

Впрочем, ни один из вариантов, включая даже добровольную отставку по согласию парламента – не исключает дальнейшего уголовного преследования в случае выявления участия министра в коррупционных схемах ГАСИ, умышленном блокировании реформ децентрализации или других злоупотреблениях, которые ему часто предъявляют в последнее время различные СМИ.

Читайте также на DOSSIER:  Украинцам объяснили разницу между страховым и трудовым стажем, и на основании чего будут начислять пенсию

Константин