Необходимо не просто прописать в нормативных актах, что все должны быть добропорядочными и не брать взятки, но и создать условия, при которых прибегать к коррупции станет просто невыгодно
Недавно украинцы обсуждали историю практикантки, которая придумала новость о туризме во Львове, но была разоблачена. Изданию пришлось удалять новость и объяснять, как такое произошло. В сети же шла дискуссия, в частности, о качестве высшего образования.
Этот кейс очень ярко продемонстрировал, насколько важен вопрос добросовестности в образовании. Не только в контексте плагиата, но и в более широком смысле. Недостаточно сказать на паре, что придумать комментарий работника городского совета — плохая идея, или, что скачать реферат по сети – недобросовестно. Это о комплексном образовании добросовестности, которая должна охватывать всех участников образовательного процесса. И в первую очередь — преподавателей и администрации университетов.
Мы все хотим быть успешными. В разных сферах, в разной степени, по-разному понимая успех. Для меня, например, успешное общество — это, когда есть плюс-минус равные возможности для людей, при которых они могут реализовать себя. Но сейчас в Украине такая модель не дееспособна, потому что наши возможности существенно отличаются. Барьером среди прочего остается коррупция.
Образование является одной из сфер, где украинцы часто сталкиваются с бытовой коррупцией
Исследования последних лет показывают, что образование — одна из сфер, где украинцы часто сталкиваются с бытовой коррупцией. И это для нас большой вызов. Ведь качественное образование является необходимым условием успешного общества. Уровень образования оказывает непосредственное влияние на экономическую ситуацию страны и на уровень демократизации.
Если система образования недобросовестна и терпима к коррупции — качество образования, получаемого студентами, будет соответствующим. Затем эти студенты пойдут в больницы, школы, офисы, на государственную службу и разные компании и унесут с собой этот «вирус недобросовестности».
Система образования — это также качественные услуги, которые не могут предоставляться в условиях коррупции. И это не исправить только принятием ряда разных законов. Как юрист я хорошо знаю, что чем больше законов, тем хуже они выполняются. К комплексным изменениям в системе нужно применять и мягкую силу тоже.
Не просто прописать в нормативных актах, что все должны быть добросовестными и не брать взятки, а создать условия, при которых нарушать принципы добросовестности и прибегать к коррупции станет просто невыгодно.
Есть старая парадигма, в которой коррупция равна комфорту, но это миф. От коррупции проигрывают все, кроме отдельных индивидов, которые и грабят всех остальных. Когда целью является незаконное обогащение, то выгоду от этого получает буквально несколько человек. Остальные не получают ничего. Когда речь идет об обогащении, никто не думает о комфорте и условиях работы остальных сотрудников.
Представьте, что есть ректор, например, медицинского университета. У которого, вообразим, в декларации указаны сотни тысяч долларов кэша неизвестного или сомнительного происхождения. Могут ли это быть деньги, которые когда-то недополучил университет? Ремонты, оборудование, современные технологии – это все, что обеспечивает комфортную и качественную работу преподавательского состава и обучение студентов. Допустим, ректор обогатился, но стало ли от этого лучше тысячам студентов, выпустившимся из этого университета за годы его деятельности?
В системе образования недобросовестная (коррупционная) среда приводит к тому, что студенты получают некачественное образование и остаются мало конкурентоспособными на мировой арене. И это не о том, что они должны быть успешными, чтобы уехать за границу, а о возможностях нашего человеческого капитала. Запускать крутые стартапы, предлагать качественные решения, комплексно менять неработающие вещи в государстве в разных сферах — для этого нужно иметь классные мозги и быть развитым прогрессивным человеком.
ейчас наша команда предлагает первый шаг мягкой силы для изменений в системе образования: научить добросовестности и антикоррупционным инструментам тех, кто будет дальше обучать этому студентов, — преподавателей и администрации учреждений высшего образования (УВО), для этого разработан онлайн-курс для преподавателей, желающих перемен, равных возможностей и комфорта.
Ведь преодолевать коррупцию можно и нужно не только в судах (хотя там тоже), но каждый день своим простым выбором — поступать добросовестно.
Виктория Козаченко
Руководитель Офиса добропорядочности Национального агентства по предотвращению коррупции
Публикации по теме:
- Украина ожидает корабли НАТО в Черном море, — Президент
- ХУЖЕ, ЧЕМ В АФРИКЕ. ЧТО НЕ ТАК С УКРАИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
- В деле Шеремета нашли белорусский след
- В будущем в Украине понадобится до 75% людей с профессионально-техническим образованием, — Бабак
- Украинским школам предлагают продолжить обучение в июне
- Как Украина выполняет положения Конвенции ООН о правах ребенка – анализ правозащитников
- В Украине много людей с высшим образованием, но большой отдачи нет – эксперт