Постановление Кабмина, цель которого – убрать коррупцию в строительной отрасли, может вообще оставить эту сферу без какого-либо контроля и разрешить в рамках закона вести незаконное по своей сути строительство.
Об этом заявил эксперт по вопросам земельного законодательства Георгий Могильный в блоге на «Наших грошах». По его мнению, под руководством нового вице-премьера, главы Минрегиона Дениса Шмыгаля в законодательство вводится «зашкаливающее» количество дыр.
«Планируется за ГАСИ оставить только разрешительную функцию, а архитектурно-строительный контроль и надзор вместе с частью других полномочий ГАСИ передать вновь Государственной инспекции градостроительства и Минрегиона. Одновременно Кабмин принципиально меняет правила разрешений и контроля», – кратко описал происходящее Могильный.
Чем может грозить реформа
- Архитектурно-строительный контроль останавливается на неопределенный срок.
Предполагается, что будет приостановлено действие порядка о проведении государством архитектурно-строительного контроля. Как только Кабмин приостанавливает действие ранее утвержденного им порядка, проведение проверок становится невозможным. Также Кабмин останавливает на переходный период осуществления контроля не только ГАСИ, но и всеми местными органами ГАСИ, созданные в структуре КГГА и исполнительных комитетов других городов.
«Сколько времени займет процесс запуска работы Государственной инспекции градостроительства, невозможно предсказать. Застройщики получили четкий сигнал от власти: если можете привлекать у людей деньги на строительство, делайте это так, как считаете наиболее эффективным, несмотря на законодательство, а мы подстрахуем», – объяснил Могильный.
- Соответствие строения Генплану проверять не будут
«Все градостроительное законодательство строится вокруг одной нормы: право на застройку реализуется в соответствии с требованиями градостроительной документации. Но именно соблюдение основополагающего нормы проверять не будут. И даже если инспектору будет известно о нарушении Генплана, зонинга или ДПТ (детальный план строительства), но уполномоченный орган выдал незаконно ГУО (градостроительные условия и ограничения), то заказчику будут обязаны предоставить разрешение, если нет других нарушений, указанных в коротком перечне вопросов для проверки. Почему так прописали? Чтобы полностью снять ответственность с государственных органов, при этом оставив возможность незаконно строить. Из чиновников ГАСК окончательно снимается вся ответственность за наиболее принципиальные нарушения, а виновными будут или застройщик с проектировщиком, или, как бывает чаще всего, должностные лица органов местного самоуправления «со своей коллективной ответственностью», – написал Могильный.
- С госорганов полностью снимается ответственность за проверку качества домов
«Во-первых, планируется обязать проводить проверку на основе чек-листа с четко определенным перечнем вопросов к проверке. А все установленные вопрос к проверке — это наличие и правильность ведения исполнительной документации и обеспечения требований к доступности маломобильных групп населения. Забудьте о проверках выполнения требований ГСН, соблюдение проекта строительства, образцы материалов, экспертизы при необходимости … С госорганов полностью снимается ответственность даже за проверку качества построенного и соблюдение проекта. Если у застройщика есть исполнительная документация, то все хорошо, и неважно, что и как он построил. Маломобильные группы населения могут удобно передвигаться по объекту? Вот и хорошо. А то, что сам объект может быть де-факто крематорием или развалиться – государство не беспокоит», – объяснил эксперт.
Чем эти изменения могут обернуться в комплексе
Могильный написал, что разрешения на строительство не является доказательством законности строительства. ГАСИ сейчас не обязана проверять законность строительства при предоставлении на него разрешения, а предложенные Кабмином изменения дополнительно лишают ГАСИ даже права проводить полноценную проверку законности при предоставлении разрешения.
«Проверки в порядке контроля при строительстве не предусматривают обязательной проверки законности самого строительства, если имеется разрешение. При таких условиях, ввод в эксплуатацию остается последней возможностью для контроля за законностью и устранения выявленных нарушений. И эту возможность ликвидируют, попутно снимая ответственность за качество построенного.
А что с коррупцией? Здесь все хорошо — де-юре коррупция просто исчезнет! Именно де-юре исчезнет, но де-факто ее станет еще больше», – подытожил Могильный.