Петиции к президенту перестают быть инструментом влияния
В условиях военного положения электронные петиции остаются для граждан единственным способом высказать свою позицию, в частности, о новых законах и властных инициативах. Выйти же на митинги или пикетировать парламент граждане не могут.
Движение «Честно» исследовало, как работает инструмент петиций и считается ли с мнением граждан Офис президента.
За год полномасштабной войны количество петиций, набирающих минимально необходимые 25 тысяч голосов, выросло в несколько раз. Да, если в 2021 году поддержку президента получили 19 петиций, то за прошлый год их было 83.
В 2023 году динамика скорого сбора голосов под петициями сохранилась. Несмотря на то, что на сбор дают 90 дней, по состоянию на 16 февраля целых три петиции, зарегистрированные с начала года, уже находились на рассмотрении.
И на одну из них, которая касалась возобновления декларирования, Офис президента довольно оперативно ответил (автор петиции Алексей Гриценко ). Восстановление декларирования требует ряд общественных организаций и СМИ.
Но быстрая реакция на петицию по возобновлению декларирования скорее приятным исключением. Ведь за 2022 год до сих пор нет ответа на 11 петиций граждан. А ответы на другие 72 петиции не всегда качественные, что влияет на всю политическую систему.
Поэтому важно исследовать не просто количественные показатели, а качество ответов Владимира Зеленского . Отдельного внимания заслуживают петиции, долгое время игнорируемые в Офисе президента.
В настоящее время на рассмотрении находится 13 петиций на разные темы. Ни за один из них президент не уложился в предоставленный законом десятидневный срок на ответ.
В отдельных случаях складывается парадоксальная ситуация, когда вся страна не может понять, вступит ли в силу законопроект.
Так сейчас происходит с градостроительной реформой , против которой выступили общественный сектор, СМИ и органы местного самоуправления. Также риски этого проекта в общении с представителями «Большой семерки» отметила НАПК. И пока президент, судя по его молчанию, эти риски и красные линии не видят.
Напомним, граждане требуют ветировать законопроект №5655 , который провели в парламенте благодаря депутатам из бывшей ОПЗЖ. Об этом говорится в петиции, которая в день голосования за скандальный закон набрала необходимые 25 тыс. голосов, а всего – более 42 тысяч.
После того как Верховная Рада поддержала законопроект, его должен подписать или ветировать президент. Если президент подписывает документ, закон вступает в силу. Уже завершается третий месяц, когда президент игнорирует петицию граждан с требованием ветировать законодательную инициативу № 5655.
А пока нет вето, вице-премьер Александр Кубраков и другие представители Кабмина проводят встречи, где рассказывают о том, как будет происходить имплементация градостроительной «реформы». По сути, Кабмин даже не предполагает, что президент может ветировать проект.
Движение «Честно» направило запрос в Офис президента, чтобы понять, когда ожидать ответа на эту петицию. Однако в ответ такой информации нам не предоставили.
Во время встречи в Офисе, посвященной двум другим скандальным земельным законопроектам ( № 8225 и № 8178-1 ), стало известно , что градостроительная «реформа» еще не ветирована.
Но есть случаи, когда петицию долго игнорируют, тогда как решение, по сути, уже принято. На рассмотрении уже больше года находится петиция с требованием запретить пророссийский телеканал «Наш». И хотя канал был заблокирован еще 11 февраля 2022, петиция так и осталась без ответа. Проблема решена, все сроки прошли, а о петиции на сайте просто забыли.
Но даже если граждане получают ответ от Зеленского, это еще не означает, что их мнение было учтено в кабинетах Банковой.
Через год после полномасштабного вторжения парламент так и не смог принять законы, которые лишили бы полномочий депутатов пророссийских партий. Даже Нестора Шуфрича через год не смогли убрать с должности председателя Комитета по вопросам свободы слова, хотя это решается простым постановлением Верховной Рады.
Так, по данным социологического опроса, проводившегося Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива совместно с социологической службой Центра Разумкова, для граждан Украины вопрос судьбы пророссийских политиков остается одним из насущных. Украинцы выступают за досрочное лишение полномочий таких депутатов и дальнейшее привлечение их к ответственности.
Но если к президенту можно обратиться за помощью петиций, то у парламента аналогичного инструмента нет. Сейчас даже контактную информацию нардепов убрали с сайта Верховной Рады. Для обращений граждан остаются разве что приемные нардепов .
Нерешенным остается и вопрос почетных званий пророссийских политиков, коллаборантов и предателей. Так, в прошлом году граждане поддержали петицию, чтобы лишить звания Героя Украины фигуранта реестра госсоветников Юрия Бойко.
Зеленский делегировал этот вопрос премьеру Денису Шмыгалю, что неудивительно: во время ответа на петиции зачастую наработка механизмов для решения проблемы делегируется правительству или парламенту.
Впоследствии премьер сообщил, что не нашел достаточно оснований для применения персональных санкций в отношении одного из лидеров запрещенной ОПЗЖ, но после резонанса в СМИ подал свой законопроект.
Самое неприятное в этой ситуации то, что в Верховной Раде не первый год есть законопроект нардепа Романа Лозинского («Голос»), и он готовится ко второму чтению. То есть все, что нужно было сделать премьеру – это обратиться в комитет государственной власти с просьбой безотлагательно готовить проект № 6163 ко второму чтению.
Пока власти затягивали политическую очистку от пятой колонны Кремля , страна получила ряд альтернативных законопроектов. Это, в частности, проект избранного от ОПЗЖ нардепа Григория Мамки, который поможет сохранить Бойко и ко звание и регалии.
Пока Бойко остается Героем Украины, на рассмотрении президента находится ряд петиций, где граждане требуют присвоить это почетное звание павшим воинам. На контрасте с этим «героизм» фигуранта громких коррупционных сделок времен Януковича выглядит не совсем нравственно.
Здесь следует отметить, что петиции граждан не всегда качественные.
Оказывается, «спомнить» некачественными законодательными инициативами или правками могут быть не только нардепы, но и граждане. О так называемом петиционном спаме не раз писали СМИ.
Из таких петиций можно выделить предложение не обязывать мужчину платить алименты, если его женщина уехала за границу, или праздновать День украинского борща.
«Борщ – наш! Предлагаю признать 1 июля Днем борща и устраивать ежегодно народную обжираловку им», – говорится в одной из спам-петиций.
И это не единичный пример. Так, в одной из петиций инициаторы требовали создать народное голосование в приложении «Действие» по всем без исключения законопроектам и предложениям, которые рассматривает Верховная Рада.
Конечно, такие петиции могут набирать несколько сотен голосов и не идут на рассмотрение президенту. Но здесь есть нюанс. Закон все равно обязывает рассмотреть такую петицию как обращение граждан.
То есть все поднятые в петициях вопросы должны быть рассмотрены, а автор-спамер должен получить ответ от Офиса президента. Проверить это сложно, ведь такой ответ не публичный. Но гражданам, учитывая темы некоторых петиций, следует благоразумно использовать этот инструмент.
Если же гражданам удается получить необходимую поддержку и собрать 25 тыс. голосов, а президент дает промежуточный ответ и делегирует кому-то решение вопроса, об окончательном ответе узнает только автор петиции. Хотя, учитывая общественную значимость, ответ должны видеть все граждане.
Движение «Честно» уже писало , что война, как и пандемия, стала возможностью закрыть данные и блокировать общественный контроль за работой политиков, чиновников и судей.
Однако Конституция говорит, что даже во время войны единственным источником власти является народ. И люди должны использовать все способы быть услышанными. Петиции и общественная огласка часто помогают решить проблемы, однако нужно настаивать на более эффективных подходах к взаимодействию граждан с властью.
По результатам исследования КМИС, в декабре 2021 только 27% доверяли президенту. А уже через год этот показатель вырос до 84%. Такой кредит доверия обязывает президента не игнорировать поддерживающих его.
При ограничении права граждан на проведение мирных собраний, митингов, походов, демонстраций и других массовых мероприятий обращение с петицией к президенту является едва ли не единственным доступным инструментом массового приобщения граждан к законодательству и жизни государства.
Петиции смогли актуализировать и ускорить решение ряда важных для Украины проблем – например, введение визового режима для граждан России.