Во время Великой войны у команды Зеленского не было времени (и заметного желания) проводить либеральные реформы. Целый год вводили и отменяли экономические экстра-решения, но существенных изменений так и не дошло. Чего ожидает от власти бизнес на второй год сопротивления российскому вторжению
Вечером 23 февраля 2022 г., когда до начала российского вторжения в Украину оставалось около 12 часов, Forbes опубликовал статью, в которой владельцы крупного украинского бизнеса делились ожиданиями от предстоящей встречи с президентом . Ее было запланировано на 18:00 того же дня.
Зеленский (и, вероятно, обстоятельства) собрал за одним столом очень разных бизнесменов. Основатели «Новой почты» Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк и Александр Конотопский из Ajax Systemsсидели рядом с давними участниками украинских рейтингов самых богатых: Вадимом Новинским , Виктором Пинчуком , братьями Суркисами и другими.
«Бизнес ожидает от власти изменений по двум основным пунктам. Первое – снижение давления со стороны силовиков и уменьшение регуляций. Второе – стимулы для выхода из тени, адекватное снижение налоговой нагрузки, которое позволит выгодно работать по-белому, – говорил Forbes год назад Конотопский.
Изменился ли этот запрос за время войны и стала ли экономическая политика государства более либеральной?
Регулировка цен и непродолжительные льготы. Как государство реагировало на войну
22 февраля президент Зеленский объявил о программе «экономического патриотизма» : снижении налоговой нагрузки на бизнес и уменьшении НДС на бензин и дизельное топливо. Реализовать ее так и не удалось: уже через два дня в стране началась война и власти нужно было принимать другие быстрые решения, чтобы экономика могла выжить.
Уже в начале марта правительство начало выплачивать по 6500 грн оставшимся без работы украинцам в регионах , где тогда велись активные боевые действия. 15 марта Верховная Рада приняла первый налоговый закон , предусматривавший 40 нововведений, которые должны были облегчить жизнь бизнесу в первые недели и месяцы российского вторжения. Главное – упрощенная система налогообложения крупного бизнеса. Компаниям с оборотом до 10 млрд. грн. предлагали перейти на те же правила, что до войны действовали для третьей группы ФЛП: 2% из оборота вместо НДС (20%) и налога на прибыль (18%).
Несколькими днями позже Зеленский анонсировал расширение правительственной программы «5-7-9»: отмена значительной части ограничений для заемщиков, кредит до 60 млн. грн. под ставку 0%. Но на практике получить нулевой кредит в банках было сложно из-за жестких подходов финучреждений.
Другая весенняя история — попытки правительства регулировать цены на топливо после того, как Россия начала массово обстреливать нефтебазы . Уже в говне это привело к дефициту бензина, очереди на АЗС и росту цен . В конце концов, в середине мая Кабмин отменил госрегулирование , после чего ситуация постепенно наладилась.
Ближе к лету правительство и ВР стали чаще говорить о необходимости отменить большинство экстра-решений, принятых в первые недели вины. Держать баланс между поддержкой бизнеса и наполнением госбюджета действительно становилось все труднее. В мае разрыв между доходами и расходами бюджета превысил 115 млрд. грн. Учитывая отсутствие реглярной финансовой помощи партнеров, дыру приходилось закрывать из-за печати средств Нацбанком .
Следовательно, 21 июня Рада вернула пошлины и налоги на импорт и растаможку автомобилей . В сентябре правительство возобновило акциз на горючее (мартовский закон отменял акциз и снижал ставку НДС с 20% до 7%). Единственной мартовской нормой, которая до сих пор действует, является 2% система. Ее отменят с июля 2023 года.
В «норму» быстро вернулись и проверки бизнеса со стороны налоговой. О том, что от моратория следует отказаться глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев говорил еще в начале мая. «Почему мы не должны проверять предпринимателя, работающего в Ивано-Франковске? В мирных областях нужно возвращать нормальный налоговый контроль», — говорил тогда он.
Тогда же нардепы задумались даже о повышении налогов — в Раде появился законопроект №7311, предлагавший повысить военный сбор с 1,5 до 3% и отменить все военные льготы. Эта инициатива не нашла широкой поддержки во власти (как и более поздняя идея о дополнительном сборе на импорт в 10%), но вместе с заявлениями Гетманцева это вызвало публичное недовольство бизнеса.
16 мая сотни известных предпринимателей, среди которых участники рейтинга самых богатых от Forbes, обратились с письмом к Зеленскому с призывом лишить Гетманцева должностей в парламентском комитете и Нацсовете возобновления и изменить подход к экономической политике.
«Системное (а не временное) снижение налогов, дерегуляция, быстрая приватизация (кроме стратегических предприятий), уменьшение государственного аппарата – именно это ускорит экономический рост», – писали авторы этого письма. Впрочем, такой демарш бизнеса не привел к существенным кадровым или экономическим решениям.
Вместо отмененных льгот в июле правительство предложило шесть программ в поддержку бизнеса на 40 млрд грн. Три из них – гранты для перерабатывающих предприятий, микробизнеса и поддержка садоводства остались и в бюджете на 2023 год. А вот от двух программ в сфере ИТ правительство отказалось.
Главной темой осени стала дискуссия вокруг налоговой реформы «10-10-10» , которую предложил замглавы Офиса президента Ростислав Шурма . Как минимум точку с запятой в этой теме поставил премьер Денис Шмигаль во время интервью Forbes к годовщине войны. «Пока идет активная фаза войны, налоговых изменений, по крайней мере, революционных, не будет», – сказал он.
В конце концов, правительство переориентировалось на более ситуативную поддержку бизнеса. Так, во время блэкаутов правительство предложило отменить налоги на импорт генераторов и терминалов Starlink . Совет решение поддержал и также разрешил хранить до 2 т горючего без лицензии.
Похожий подход — с отменой налогов на ввоз дронов, тепловизоров и раций в страну, принятую ВР в начале февраля. Дополнительных масштабных льгот ждать, вероятно, не стоит. Ключевым инструментом для помощи бизнесу сейчас доступ к кредитным деньгам через программу «5-7-9», рассказывала в интервью Forbes министерка экономики Юлия Свириденко.
В июле Свириденко озвучила задачу правительства снизить роль государства в экономике с текущих 45% до 20% фискального ВВП к 2032 году. «Конечно, роль государства во время войны переосмыслена. Но если смотреть на нашу экономическую стратегию, то министерство ставит задачу сбавлять свою роль в управлении экономикой», — говорила она Forbes в конце декабря.
В конце лета Минэкономики создало «экономический штаб» — платформу, на которой, по замыслу, должны были обсуждаться болезненные для бизнеса вопросы, такие как бронирование сотрудников от мобилизации или заграничные командировки. Планировалось, что подобные встречи будут еженедельными, но регулярными они так и не стали.
Поддержка бизнеса? Уже после войны
Война помогла президенту по крайней мере с одной концептуальной экономической задачей, которой Зеленский беспокоился еще до войны, — деолигархизацией, считает основатель инвесткомпании Concorde Capital Игорь Мазепа, также находившийся 23 февраля в Офисе президента.
Как насчет другого? «На период президентства Зеленского пришлись два крупнейших кризиса в истории Украины – COVID-19 и война, – констатирует Мазепа. — Так что эти времена точно не останутся в истории, как годы либерализации в экономике».
Год в общем-то не принес существенных для бизнеса изменений в экономической политике государства, добавляет Климов из «Новой почты». Кроме одного, во время войны отрасль, где работает эта компания, начали регулировать, чего раньше не было, добавляет его партнер Поперешнюк.
«Еще на встрече год назад я сразу понял, что в команде президента не было твердой позиции, куда мы идем — остаемся зарегулированной консервативной экономикой или становимся очень либеральными, с самыми низкими налогами и максимальной дерегуляцией», — вспоминает Климов.
Война все же несколько снизила дистанцию между бизнесом и властями, отмечает Конотопский из Ajax Systems. «Я вижу, как госменеджмент реагирует, пытается исправить ошибки или объяснить логику своих решений, — говорит он. — Появилась возможность обсудить запросы бизнеса напрямую».
Что нужно делать государству с экономикой, вступившей во второй год полномасштабной войны? Больше приобщаться к делам, считает Мазепа. «Примеры недостаточной вовлеченности — промедление с конфискацией российских активов или не очень выразительная позиция властей по финансированию дефицита бюджета банками, — говорит он. – Вместе с тем приватизацию нужно ускорить».
Более долгосрочная задача – восстановление экономики, добавляет основатель UFututre Василий Хмельницкий. «Нам нужны стимулы и льготы, чтобы бизнес мог быстро развиваться, а внешние инвесторы были заинтересованы вкладывать в Украину», — говорит он.
Но стоит ли этого ждать от государства в 2023-м? Хмельницкий сомневается. «Прогнозирую, что активная поддержка бизнеса начнется уже после того, как закончится война», — говорит он.
Публикации по теме:
- Украина ожидает корабли НАТО в Черном море, — Президент
- ЕБРР пока не видит ощутимого эффекта реформ в Украине
- «Пришло время жесткой силы». Кулеба призвал западные страны к поставкам оружия на фоне агрессии РФ
- В деле Шеремета нашли белорусский след
- Выборы в Украине не будут отменены, — Луценко
- Станет ли война поводом для сворачивания реформ в Украине? Пока происходит некий откат
- Цены на газ в Украине: эксперты рассказали, как изменится стоимость голубого топлива в ближайшее время