Школы без старших классов: как это будет работать
На днях родители украинских школьников забили тревогу. Мол, уже осенью многие школы прекращают набор учеников в 10-12 классы и дети будут вынуждены отбираться в старшую школу по сложнейшему конкурсу, а лицеи и колледжи будут принимать учеников на платной основе. Так ли это на самом деле и как будут работать школы согласно новому закону «О среднем образовании» — подробно о школьной реформе в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал заслуженный работник образования, доктор педагогических наук, бывший народный депутат АЛЕКСАНДР СПИВАКОВСКИЙ.
— Школы в Украине оставят без старших классов. Фактически состоится их разделение на лицеи, гимназии и начальную школу. Примерно только четверть украинских школ будут иметь старшие классы, поэтому не все дети смогут туда попасть. По вашему мнению, было ли это разделение необходимым?
— Смотрите, есть разделение физическое, а есть юридическое. Тот закон, который мы принимали 6 сентября 2017 года, как раз касался состоявшейся реформы. То есть мы выделяем 3 степени: начальное звено образования — 1-4 классы, гимназии — 5-9 классы, общее среднее образование — 10-12 классы. То есть мы переходим на 12-летку.
Но мы должны понимать, что сейчас профилирование происходит после 11 класса — ребенок заканчивает школу, получает соответствующий аттестат и дальше выбирает или профтехобразование, или предвысшее образование, или высшие учебные заведения, или просто идет работать. Модель была такой. Я считаю, что XXI век — это очень большое количество знаний, которое накапливается очень быстро. Мы понимаем, что просто накапливать знания и передавать их в школе в таком формате, который был, очень сложно. Ребенок — это не сосуд, который мы просто чем-то наполняем. Мы говорим о том, что необходимо строить собственную образовательную, жизненную и профессиональную траектории не после 11 класса, а после 9 класса.
Мы выделяем в базовом законе об образовании три уровня — гуманитарное, естественно-математическое и техническое направления. Будем говорить честно, технический профиль — это дети, у которых есть сложности восприятия материала, они более ориентированы на практическую работу и так далее. Они будут идти в профтехобразование, которое будет существовать в рамках общего среднего образования.
— Фактически, для них почти перекрывается доступ в высшую школу?
— Абсолютно. Де-юре нет, а де-факто, мы понимаем, что да. Послушайте, это абсолютно нормально. Все люди разные, но Конституция Украины их четко защищает и дает право любому ребенку на получение общего среднего образования. Поэтому принятый закон обеспечивает эти права. Это технический профиль, ребенок будет больше ориентирован на практические навыки. Он будет непосредственно готовиться к тому, что после окончания школы он будет работать либо строителем, либо в другой сфере.
Есть еще гуманитарный профиль и естественно-математический. Поскольку никаких предохранителей нет, мы имеем большие риски, что 80% детей пойдут в гуманитарный профиль. 15% пойдут в технический профиль, и только 5% в естественно-математический. Это физика, химия, биология, математика и так далее. Мы должны понимать: это означает, что Украина будет превращаться в сервисную нацию. Мы не будем иметь критической массы выпускников, которые пойдут заниматься инженерией, ІТ, ракетостроением, самолётостроением и так далее. То есть в фундаментальные отрасли, обеспечивающие устойчивое развитие для нации. Это означает, что мы имеем большие риски при имплементации норм, которые были приняты в той реформе.
— В Киеве, например, очень густонаселенный Дарницкий район. Там и сейчас ребенка трудно отдать в школу. После того, как половина школ останется с 9 классом, то он со средним баллом может не попасть в 10 класс территориально близкой школы. Его могут направить в школы в другие районы или нет?
— Это незаконно.
— Где дети будут учиться, если половина школ не будет рассчитана на 10 класс?
— Закон выписан таким образом, что если ребенок зарегистрирован по этому месту жительства, то есть школы, которые имеют эту приписку. Ребенок имеет полное право быть принятым в эту школу. Это абсолютно четкая норма.
— Если в этой школе не будет 10 класса, что делать?
— Там, где проживает ребенок, есть местная власть. Если местная власть не выполняет законов Украины, у человека есть право подать в суд или обратиться в соответствующие органы. Если нарушают ваши права, то вы обращаетесь в суд. Если ребенок живет в этом районе, и ни один лицей не хочет его принимать, то нарушаются права ребенка. Родители имеют полное право подать в суд на местные власти.
— Теоретически мы можем ожидать множество судебных исков?
— Можем.
— Есть, например, сельская местность в маленьких областях. Денег там не очень много. Ребенок будет вынужден ехать за 30-50 км в школу с 10 классом?
— Я председатель профильной комиссии по вопросам развития человеческого капитала, образования, науки и интеллектуальной собственности в Херсонском облсовете как депутат. Вчера мы более двух часов обсуждали вопросы развития сети: начальное звено образования — гимназии — лицеи. Поскольку у нас есть примерно четыре года, мы имеем возможность сформировать систему критериев, которым должны отвечать учебные заведения группы гимназий и лицеев.
В группу этих критериев должно входить не количество школьных автобусов, а время, в течение которого ребенок будет добираться до школы. Мы должны обеспечить не лицей с названием, а лицей, который будет отвечать определенным критериям. Например, какой контингент, количество учителей математики, химии, физики, биологии, количество инфраструктуры? Есть ли в лицее лаборатории химии, физики и так далее? Если ребенок идет в лицей, где учитель физкультуры будет преподавать математику, это точно не лицей. Поэтому мы сейчас в Херсонской области определяем систему критериев. Далее мы ее ранжируем по учебным заведениям, которые уже существуют. Затем мы берем за основу этот рейтинг и выбираем школы, которые могут претендовать на статус лицеев. Далее будут проводиться соответствующие переговоры с местными ОТО.
Сегодня, согласно законодательству, эти школьные учреждения находятся на балансе местных властей. Затем мы будем договариваться с ними, как они будут функционировать. Часть средств эти лицеи будут получать через государственные субвенции. Но мы хотим добиться того, чтобы каждый украинский ребенок имел равный доступ не просто к образованию, а к качественному образованию.
Два года назад я проходил стажировку во Флориде. Там четко записано, что любой ребенок должен иметь возможность за 60 минут добраться до любого колледжа. Так же должно быть и здесь. Местные власти, областная власть, районная власть, ОТО отвечают за реализацию норм Конституции. Каждый ребенок имеет полное право на качественное общее среднее образование. Если я живу в деревне, и мне говорят, что я два часа буду добираться до школы, то это не нормально.
Физиологически ребенок не будет готов там учиться. Он должен просыпаться не раньше 7:00, спокойно позавтракать, подготовиться. В 8:00 школьный автобус должен за ним приехать и максимум за 40 минут привезти в учебное заведение. 20 минут он еще должен пообщаться с одноклассниками, а с 9:00 до 15:00 — занятия. Если ребенок за час будет возвращаться домой, то он будет иметь возможность пообщаться с родителями, сделать домашнее задание. Но если ребенок просыпается в 6 утра, попадает в школу в 9:00, а возвращается домой в 8 вечера — это точно не качественное образование, а нарушение прав ребенка.
Не будет будущего у Украины, если от ОТО и до Кабмина не будут понимать, что все должны инвестировать в свое будущее — от президента до уборщицы. Это главное. Если мы не обеспечим прав наших детей на качественное образование, то будущего у Украины, как у государства и нации, точно нет.