Судебная реформа от Зе-команды оказалась лишь пиаром

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

В Украине вступил в силу закон «О внесении изменений в закон Украины “О судоустройстве и статусе судей” и некоторых законов Украины относительно деятельности органов судейского самоуправления».

Это закон, поданный непосредственно президентом.16 октября был принят в Верховной Раде. За проголосовали 236 депутатов.

Этого закона очень ждали от Зеленского, ибо фактически это та же «судебная реформа», которую обещает каждая власть. Давайте разберемся, в чем различия закона и произошла ли непосредственно «реформа».

Украинское судоустройство нуждалось в реформах прежде всего из-за судей. Состав Верховного суда Украины всегда был наполнен коррупционерами, политически мотивированными и недобропорядочными судьями. Перед тем как Петр Порошенко покинул пост, в Верховный суд попали 75 судей, 15 из которых (по данным фонда DEJURE) — недобропорядочные.

Ответственными за попадание судей в Верховный суд являются два органа: Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) и Высший совет правосудия (ВСП). Первая составляет список кандидатов в Верховный суд, а второй его утверждает.

Чтобы обновить Верховный суд, надо, соответственно, обновить ВККС и ВСП. Это обновление должно стать краеугольным камнем будущей реформы, у чему призывали все эксперты.

Но в текущем законе не идет речь об обновлении ВСП, а лишь о ВККС. Состав ВСП остается прежним и сохраняет свои полномочия утверждать кандидатов в Верховный суд, а поскольку состав совета остается прежним, то недобропорядочные судьи вновь имеют шанс попасть в ВС.

Владимир Зеленский и «Слуга народа», которые до того  соглашались с необходимостью обновлять состав ВСП, объяснили отсутствие этого пункта в законе тем, что для изменения состава ВСП надо вносить изменения в Конституцию. Хотя в первый же день работы Верховной Рады президент представил 8 изменений в Конституцию. Странным образом ни в одной из них не говорилось об обновлении ВСП.

DOSSIER →   В Украине одновременно высокий уровень безработицы и дефицит работников – Гетманцев о влиянии мобилизации на рынок труда

Мало того, обновленная ВККС, согласно закону, будет подчиняться старой ВСП, что фактически нивелирует ее обновление.

Подать «плюсом» пытаются тот факт, что ВСП будет проверять на добропорядочность специально созданная комиссия добродетели и этики, но утверждает состав комиссии сама же ВСП, что, опять-таки, не имеет смысла без обновления самого совета правосудия.

Помимо прочего, масштабным изменением в судебной системе стало сокращение количества судей Верховного суда с 200 до 100. Это спорный шаг, потому что для полноценного функционирования демократического государства 100 судей может быть просто мало. Не говоря уже о том, что из этих 200 потерять должность могут как раз порядочные судьи, а недобропорядочные — сохранить свои кресла.

Подытоживая, можно сказать, что все, что необходимо для полноценной судебной реформы, — это соответствующая политическая воля сегодняшней власти. Пока мы видим продолжение предыдущей стагнации и/или отсутствие реальных перемен, или маскировку их под якобы «реформы».

Сергей Клец