Школьная реформа: «Обрекаем наших детей»

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

У младших школьников отменили оценки и домашние  задания. На очереди – сокращение обязательных предметов в средних классах школы. Эксперты бьют тревогу — знания в «Новой украинской школе» оказались не на первом месте, а западный опыт просто неверно понят

«Защитить  от политической турбулентности»

Программа «Новая украинская школа» затрагивает 65% населения Украины, заявила  министр образования и науки Лилия Гриневич во время конференции «Новая украинская школа: успехи и вызовы первого года внедрения».

«Реформа — это 16 тысяч школ, это 450 тысяч учителей и 4 миллиона школьников. А если вы посмотрите вообще, кого касается эта реформа, то она затрагивает интересы и охватывает 65% населения Украины. Это огромный масштаб, который не под силу Министерству образования и науки. Такой масштаб преобразований можно понять только в экосистеме. И сегодня у нас создана экосистема внедрения Новой украинской школы », — рассказала министр. Она добавила, что эту «экосистему» образуют общественные организации и неправительственные образовательные проекты, которые создают онлайн-курсы и сотрудничают с Минобразования в рамках развития реформы. В то же время Гриневич заявила о необходимости защитить реформу от «политической турбулентности».

Как известно, министр уходит с поста после парламентских выборов. Сейчас она баллотируется в Верховную Раду под вторым номером списка партии премьера Владимира а «Украинская стратегия». Она делает заявления о политическом вмешательстве. Дескать, от авторов учебника по новейшей истории требуют изменить терминологию в разделе о конфликте на Донбассе слова  «русско-украинская война» поменять  на «гражданский конфликт». Кто требует, министр не уточнила, назвав этих людей «пропагандистами реваншистских идей».

Гриневич не пустили во львовскую школу №7, где она работала учителем биологии в конце 80-х — начале 90-х годов. У нее затребовали разрешение городского головы. Мэр Львова Андрей прокомментировал, что сотрудники управления образования имеют четкое указание об ограничении агитации в школах.

DOSSIER →   В парламенте рассказали, кто и как будет принимать решение о предоставлении жилья

По закону должна была бы уйти в отпуск, чтобы предвыборные  встречи с педагогами не имели признаков конфликта интересов и нарушения избирательного законодательства. Но она утверждает, что хотела встретиться там с тренерами «Новой украинской школы» и проверить внедрение реформы.

Отметим, что реформа образования — одна из самых масштабных реформ, запущенных при Петре Порошенко. При принятии нового закона «Об образовании» в сентябре 2017 года министр Лилия Гриневич сообщила, что на его исполнение потребуется около 87 млрд грн. Такие средства должны быть освоены до 2030 года. К тому времени правительство, и Верховная Рада успеют смениться трижды (на выборах в 2019, 2024 и 2029 годах).

Образовательная реформа предусматривает внедрение 12-летнего школьного обучения, а также сокращение продолжительности бакалаврата по ряду специальностей до 3 лет. Общая продолжительность обучения после реформы будет такой же, как и раньше: если 11 классов школы и 4 вместе бакалаврата составляют 15 лет, то  и 12 классов реформированной школы плюс 3 бакалаврата, в целом, составят тоже 15 лет.  Хотя в целом срок обучения останется прежним, в школьной реформе взят курс на переход «от знаний к компетентностям». В 2018-м стартовала реформа в начальной школе.  В 2019-2022 годах начнется реформирование среднего образования.

В Минобразования полагают, что Президент Владимир Зеленский может не знать о существовании «Новой украинской школы». Об этом рассказала советница министра образования Иванна .  «Что касается нового Президента, то важно сказать, что он лично никогда не атаковал реформу, но и публично не поддерживал ее. Вопрос, почему президент ни разу не употребил словосочетание «Новая украинская школа», остается открытым», — отметила она.

«Обрекаем наших детей на некомпетентность»

Иванна Коберник заявляет, что «Новая украинская школа» функционирует только в начальных классах. «Пока только в первом классе… Хотя, имею надежду, если будет поддержка в обществе, политическая воля, экономический рост, то школьная реформа может быть ускорена», — говорит она.

DOSSIER →   Госдеп США: власть ущемляет свободу слова в Украине

По словам советницы министра, родители, чьи дети закончили первый класс, в большинстве положительно относятся к реформе. Дескать, их дети пережили первый год в школе без стресса, они стали увереннее в себе, спокойнее общаются с детьми и взрослыми.

Следует отметить, что согласно концепции реформы детей в начальной школе положено учить в игровой форме и до третьего класса не ставить им оценки, а также не задавать домашние задания.

В самом начале такого реформирования эксперты били тревогу – реформа под названием «Новая украинская школа» обернулась невниманием к знаниям, к усвоению обязательной школьной программы. Доктор педагогических наук, профессор Людмила констатировала тогда, что, согласно новой системе образования, знание является вторичным, а общение — первичным. «Мы обрекаем наших детей на некомпетентность, поскольку их будут обучать неизвестно чему. С детьми будут играть и иногда поставлять информацию, которую по своему усмотрению будет давать учитель, как он сам захочет. Результатом такой программы обучения может стать умение хорошо общаться, способность этично себя вести, но не знания», — отмечала она.

В 2019 году, по плану реформирования, должен наступить следующий этап. Рекомендуется внедрение в школах интегрированных уроков, объединение материала нескольких учебных предметов в один. Обязательные предметы сократят с 22 до 9. Например, вместо физики, химии, биологии, географии и астрономии планируются предметы «природа и человек», «человек и мир». Язык и литература превратятся в «словесность», а алгебра и геометрия будут объединены в общий курс математики.

В министерстве уверяют, что интегрированные уроки будут формировать целостную картину мира, а стандарты базовой средней школы изменятся на «компетентностном» основании.

Вопреки мнению о том, что в команде Зеленского не наслышаны о реформе, ее основные положения озвучивает эксперт команды Зеленского по вопросам образования и науки Сергей Бабак (вероятный кандидат на пост министра). Отвечая на вопрос о реформе школы, Сергей Бабак привел в качестве примера Финляндию: «Интересную систему ввели в Финляндии. Убрали дисциплины в чистом виде».

DOSSIER →   В Украине одновременно высокий уровень безработицы и дефицит работников – Гетманцев о влиянии мобилизации на рынок труда

Однако ему оппонирует в СМИ вице-президент Киевской школы экономики Инна Совсун, которая указывает, что этот миф получил распространение четыре года назад после статьи в британской газете The Independent от 20 марта 2015 г. Совсун констатирует, что фактически сразу появились отрицания этого тезиса. Она приводит слова Паси Сальберга, известного исследователя школьных систем и их трансформаций: «Спокойно: несмотря на реформы, в будущем финские школы будут продолжать преподавать математику, историю, искусство, музыку и другие предметы».

Миф возник из-за того, что наряду с традиционными дисциплинами принялись изучать определенные темы, включающие модули по языкам, географии, естественным наукам и экономике.

Но в Украине это трактовали по-своему. «Отрицание новости об отмене школьных предметов в Финляндии было опубликовано в ведущих медиа. Однако почему-то не попалось на глаза главному советнику по образовательным вопросам», — отмечает Инна Совсун.