FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

Для Украины с ее недореформированной и в ключевых секторах монополизированной системой экономики приватизация крупных предприятий всегда была болезненной, поскольку зачастую власти не могли создать благоприятный инвестиционный климат и обеспечить равный доступ всех желающих купить госсобственность.

Именно поэтому повторная приватизация «Криворожстали» в 2005 году за почти 5 млрд долларов до сих пор является одновременно является и эталоном, и недостижимой вершиной.

После этого годовые планы по продаже государственной собственности оборачиваются громкими провалами. Причина крылась в том, что власть так и не смогла перестать учитывать интересы влиятельных людей, которые в потере кормушек и разрушении монополий не заинтересованы.

Как следствие, бюджет не получал запланированные поступления, а госпредприятия – новых эффективных собственников. К примеру, за прошлый год поступления от приватизации в госбюджет составили лишь 300 млн гривень. А планировали получить более 23 миллиардов! То есть, план выполнен на чуть более чем 1%.

При этом после принятия Верховной Радой в начале прошлого года нового закона о приватизации представители власти рисовали радужные картины будущей продажи крупных госактивов, которые называются лишней обузой для государства и рассадником коррупции.

Но именно наличие прибыльных серых схем на этих предприятиях были главным доводом скептиков, предсказывавших активное противодействие движению украинской приватизационной телеги. По итогам прошлого года и половины текущего можно сказать, что продать так называемые объекты большой приватизации в ближайшем будущем вряд ли удастся.

При этом после принятия Верховной Радой в начале прошлого года нового закона о приватизации представители власти рисовали радужные картины будущей продажи крупных госактивов, которые называются лишней обузой для государства и рассадником коррупции

Причин для пессимизма несколько.

DOSSIER →   Кабмин внес отель "Украина" в Киеве в перечень большой приватизации

Во-первых, большая приватизация уже сейчас начала увязать в судах. Началось все с того, что в прошлом году по иску одного из участников конкурса по отбору инвестиционных советников фактически сорвана продажа угольной компании «Краснолиманская», завода «Электротяжмаш», фармацевтической компании «Индар», Объединенной горно-химической компании, Одесского припортового завода.

Не миновала такая же судьба госкомпанию «Центрэнерго», которая является одним из ведущих производителей электроэнергии в стране. Благодаря продаже контрольного пакета акций этого предприятия планировали получить минимум 6 млрд грн, однако в конце прошлого года конкурс по приватизации отменили. И вот в мае этого года Окружной административный суд Киева запретил Фонду госимущества осуществлять какие-либо действия по приватизации предприятия. Тем самым был удовлетворен иск компании, подававшей заявку на участие в отмененном конкурсе.

Пока трудно представить, что нужно сделать для выхода из этого глухого угла, ведь рассмотрение дел в украинских судах, как показывает опыт, может затянуться на годы.

Вторым аргументом того, что как минимум до конца этого вряд ли стоит ожидать продажи крупных государственных активов, является политическая ситуация в стране. После победы Владимира Зеленского на президентских выборах образовался некий вакуум, ведь Верховная Рада и Кабинет министров остались прежними, причем настроены центральные органы власти друг к другу враждебно, что явно не поможет делу.

Даже если Конституционный Суд не отменит указ президента о проведении досрочных парламентских выборов, назначенных на 21 июля, процесс формирования новой коалиции и нового состава правительства может затянуться до начала осени. В случае отмены досрочного роспуска Рады выборы законодателей пройдут вообще в конце октября.

К тому же, не стоит забывать, что в повестке дня властей будут находиться куда более важные задачи. К примеру, получение нового транша от Международного валютного фонда или продление контракта на транспортировку российского газа, который заканчивается в аккурат в конце текущего года. Понятно, что концентрировать усилия придется на решении этих глобальных вызовов, потому на менее приоритетное, в том числе, на приватизацию, может попросту не хватить времени.

Вторым аргументом того, что как минимум до конца этого вряд ли стоит ожидать продажи крупных государственных активов, является политическая ситуация в стране

Третье – возникла неопределенность в вопросе запуска рынка электроэнергии с июля 2019 года. Президент Украины Зеленский ранее на текущей неделе внес в парламент законопроект, предусматривающий перенос запуска нового рынка на один год — на 1 июля 2020 года. Очевидно, что это может отложить планы продажи того же «Центрэнерго» как минимум на конец следующего года.

DOSSIER →   Госдеп США: власть ущемляет свободу слова в Украине

Так как часть проблемных объектов большой приватизации прямо или опосредованно завязана на электричестве (те же предприятия химической отрасли), то многое будет зависеть от того, приведет ли запуск рынка к росту электротарифов.

Несмотря на обещания премьер-министра Владимира а недопустить рост стоимости электричества для населения и промышленности, реальность может оказаться совсем другой.

Следующая причина для пессимизма – низкий уровень доверия к Украине со стороны зарубежных инвесторов. В ближайшее время серьезные игроки мирового рынка с высокой долей вероятности будут обходить Украину стороной, даже если со временем удастся «утрясти» проблему с судами. К тому же, сама структура национальной экономики со значительным олигархическим влиянием, предполагает скорее формирование монополий, а не конкурентных рынков.

Ну и напоследок, нужно сказать, что Украина в вопросе затягивания большой приватизации теряет едва ли не самый важный ресурс – время. Запланированные к продаже активы с годами в основном лишь снижают свою привлекательность для возможного будущего покупателя, поскольку падает стоимость основных фондов и, как следствие, растут издержки, необходимые для приведения предприятий в порядок.

Следующая причина для пессимизма – низкий уровень доверия к Украине со стороны зарубежных инвесторов

Сложившуюся ситуацию могут изменить предстоящие выборы в парламент. По крайне мере есть такая надежда, что новая конфигурация Рады даст импульс кардинальному реформированию национальной экономики. Как показывают социологические опросы, велика вероятность того, что партия президента будет иметь серьезное представительство в новом парламенте и, как следствие, будет принимать активное участие в формировании нового правительства с возможностью влиять на Фонд госимущества и на всю приватизационную политику.

Учитывая это, хочется верить, что новая команда все-таки сможет запустить процесс приватизации крупных государственных компаний. Важность их продажи состоит не сколько в поступлении денег в бюджет (а их в этом году планировали получить 17 млрд гривень), сколько в привлечении эффективного менеджмента и снижении уровня коррупции в госсекторе.  А эти изменения со временем дадут новое качество жизни для всех украинцев.

DOSSIER →   Кабмин внес отель "Украина" в Киеве в перечень большой приватизации

Дмитрий