ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА И ЦЕНЫ НА ГАЗ: ЧТО МЫ УЗНАЛИ ИЗ ОТЧЕТА МВФ?

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки
Элина СулимаАвтор статьи: Элина

8 января 2019 года Международный валютный фонд обнародовал финансовый отчет о программе stand-by, разделении ГФС, борьбе с коррупцией и проведении анбандлинга «Нафтогаза». В документе говорится о том, почему необходимо повышать пенсионный возраст, цены на газ для населения, а также как повлияет «Северный поток — 2» на транзит газа в Украину. #Буквы выбрали самые интересные цифры и факты из отчета МВФ.


Программа stand-by

Согласно отчету, исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) одобрил выделение Украине $3,9 миллиарда в рамках 14-месячной кредитной программы stand-by. Из них $1,4 миллиарда были безотлагательно предоставлены Украине в декабре прошлого года, а остальная часть средств будет перечислена после предоставления полугодовых отчетов (15 мая и 15 ноября 2019 года – по $ 1,3 млрд).

Правление МВФ также приняло к сведению решение украинского Правительства об отмене предыдущего соглашения о выделении Украине расширенного займа, подписанного 11 марта 2015 года.

Программа сосредоточится на четырех приоритетах:

  1. Дальнейшей консолидации бюджета с целью сокращения государственного долга;
  2. Дальнейшем снижении инфляции при сохранении гибкого обменного курса;
  3. Укреплении финансового сектора, содействии возвращению активов и восстановлению банковского кредитования;
  4. Продвижении реформ с целью улучшения налогового администрирования, приватизации и государственного управления.

Новый stand-by кредит обеспечит опору экономической политики властей в 2019 году, упрочив при этом успехи, достигнутые в прошлом году, а также будет способствовать устойчивому экономическому росту. При этом украинские власти полагают, что новая программа сыграет решающую роль в стабилизации экономической ситуации на период президентских и парламентских выборов, а также до формирования нового Правительства. Поддержка со стороны Всемирного банка и Европейского союза поможет Украине получить необходимые финансовые ресурсы.

Почему нет результатов

Согласно отчету, украинским властям удалось восстановить макроэкономическую стабильность и обеспечить экономический рост после тяжелого кризиса 2014–2015 годов. Были частично восстановлены золотовалютные резервы и возвращено доверие инвесторов.

Тем не менее усилия, направленные на создание более динамичной, открытой и конкурентоспособной экономики, не принесли должных результатов, и экономика по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами. Инвестиции, особенно прямые зарубежные инвестиции, сдерживаются сложной деловой средой. Низкие темпы экономического роста не позволяют сколько-нибудь сократить разрыв в уровне доходов с соседними государствами, вынуждая значительное количество украинцев искать работу за границей (около 2–3 миллионов украинцев работают за границей). Золотовалютные резервы восстановлены, но остаются относительно низкими, при этом экономика все еще остается уязвимой для потрясений.

Несмотря на некоторые первоначальные успехи в реформировании энергетического и банковского секторов, а также создание антикоррупционных институтов, реформы все чаще наталкиваются на сопротивление (например, антикоррупционные усилия, реструктуризация и приватизация государственных предприятий (ГП), земельная реформа), что приводит к задержкам в предоставлении отчетов.

В соответствии с соглашением о расширенном финансировании, украинское Правительство должно было предоставить 15 отчетов, из которых по факту было предоставлено 3. Срок действия предыдущего кредитного соглашения истекает в марте 2019 года и для предоставления всех оставшихся отчетов остается явно недостаточно времени.

Возможные риски

Согласно отчету, риски для новой кредитной программы крайне высоки и главным образом по причине неразрешенного конфликта на востоке Украины, нестабильной международной ситуации, а также популистской риторики, направленной на смену экономического курса в преддверии выборов. Однако эти риски компенсируются решительными действиями, включающими утверждение бюджета на 2019 год, а также значительным внешним финансированием реформ со стороны МВФ и ЕС.

Тем не менее успех программы будет зависеть от ее неуклонного выполнения Правительством.

DOSSIER →   Образовательные траектории и автономия университетов: Рада приняла закон о реформе высшего образования

Условия для предоставления транша

Программа stand-by предусматривает два обязательных условия (prior actions): сохранение бюджетного дефицита на уровне 2,3 % ВВП, а также повышение цены на газ до рыночного уровня.

«Власти уже предприняли некоторые важные действия, включая принятие бездефицитного бюджета на 2019 год, повышение тарифов на газ и отопление, а также принятие законодательства для улучшения управления государственными банками», — отметили авторы отчета.

Возобновление частичного экономического роста

Взвешенная экономическая политика привела к резкому сокращению внешних и внутренних дисбалансов (соотношение темпов роста между развитыми и развивающимися странами) и возобновлению экономического роста. В частности, принятие гибкого обменного курса, жесткая налоговая политика и впечатляющая консолидация бюджета привели к резкому сокращению двойного дефицита страны(бюджетного и текущих счетов).

Дефицит счета текущих операций (отражающий поступления от продажи товаров и услуг, чистые доходы от инвестиций и текущие трансферты) резко сократился — с более чем 9 % ВВП в 2013 году до 2 % ВВП в 2017-м.

Общий дефицит бюджета, включая квазифискальный (скрытый) дефицит энергетического сектора, который увеличился до 10 % ВВП в 2014 году, сократился до чуть более 2 % ВВП в 2017 году, чему способствовало увеличение тарифов на энергоносители в 2015 и 2016 годах.

Несмотря на глубокую рецессию 2015 года, вызванную затянувшимся конфликтом на востоке страны, доверие инвесторов постепенно восстанавливалось, и экономика вновь начала расти в 2016 году. Благодаря жесткой налоговой политике, сбалансированной денежно-кредитной политике, более стабильной экономической среде, а также операциям с частными кредиторами, государственный долг снизился с 85 % ВВП в 2014 году до 70 % к концу 2018 года. Однако международные резервы оставались значительно ниже прогнозируемых, отражая более медленные, чем ожидалось, темпы выплат государственного долга, в то время как инфляция превышала темпы экономического роста.

Разделение ГФС

Согласно отчету, с целью модернизации Государственной фискальной службы планируется окончательно разделить Налоговую и Таможенную службы, а также центральные региональные таможенные и налоговые службы до конца апреля 2019 года.

Подчиняться они будут Минфину, в то время как само министерство проведет аудит компьютерных систем таможенных и налоговых служб с целью выявления недочетов безопасности хранения данных.

Кроме того, до конца апреля должны быть проведены конкурсы на руководящие должности в разделенных госведомствах.

Планируется также улучшить функционал портала налоговой службы, что позволит предпринимателям регистрироваться онлайн и регулярно обновлять информацию о налогоплательщиках.

Реформы НБУ

В МВФ рассчитывают на принятие украинским Парламентом до конца марта 2019 года законопроекта № 2413а о лишении наблюдательных полномочий Нацкомиссии по госрегулированию рынков финансовых услуг и распределении их между Нацбанком и Нацкомиссией ценных бумаг и фондового рынка.

Благодаря заключению соглашения о расширенном финансировании (EFF), подписанному в 2015 году, украинским властям удалось провести взвешенную финансовую и денежно-кредитную политику, позволившую снизить инфляцию и частично восстановить золотовалютные резервы в рамках гибкого обменного курса (соотношение спроса и предложения).

В настоящее время предпринимаются усилия для решения проблемных ссуд, возврата активов обанкротившихся банков и улучшения управления государственными банками.

До конца июня НБУ должен будет отследить проблемные и неплатежеспособные банки с помощью новой системы оценки банков, то есть отныне все банки должны соответствовать не менее 200 млн грн ликвидности капитала 1 уровня и второго – не менее 10 %. В связи с этим решающее значение будет иметь проведение национальным банком независимой политики.

В свою очередь МВФ и Всемирный банк должны будут до конца марта 2019 года одобрить необходимые поправки в закон «О банках и банковской деятельности в Украине» для устранения всех «законодательных пробелов».

DOSSIER →   В Украине предложили ввести жесткие штрафы для учеников за прогулы и ненадлежащее поведение

Налоговая политика

Украинские власти не планируют вводить новые налоговые льготы и понижать налоговые ставки на прибыль, при этом рассматривается возможность введения налога на выведенный капитал. А до середины этого года Верховная Рада должна принять ряд законов, касающихся финансового сектора, а именно: о деривативах (акциях, облигациях, валютах) и финансовых рынках, денежных переводах и защите прав потребителей.

В текущем году сверхплановые государственные доходы будут направляться на погашение внешнего долга.

Кроме того, будут повышаться акцизы, налоги на нефть, сжиженный газ, железную руду, заготовку и вырубку леса. Также будет повышен экологический налог на выброс углекислого газа промышленными предприятиями. Поскольку была увеличена оптовая цена на газ для населения, то возрастет и арендная плата на добычу газа, а также налог на добавочную стоимость (НДС). Возрастет ввозная пошлина на подержанные автомобили.

Антикоррупционный суд

В отчете говорится о том, что после давления со стороны гражданского общества и при международной поддержке были созданы новые независимые институты по борьбе с коррупцией — Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), Специальная антикоррупционная прокуратура (САП), а также Антикоррупционный суд. Однако до сих пор не был рассмотрен ни один случай коррупции на высоком уровне, что в глазах общественности было воспринято как отсутствие реальных перемен. МВФ надеется, что до конца июня 2019 года начнет работать Антикоррупционный суд, для чего потребуется назначить около 35 честных и профессиональных судей.

Кроме того, должен завершиться внешний аудит НАБУ, проводимый международными независимыми экспертами. Для сохранения независимости НАБУ украинскому Парламенту также потребуется принять законы об усилении его полномочий.

Пенсионная реформа

Согласно принятому пенсионному законодательству, в 2019 году украинское Правительство запланировало не только повысить пенсии, но и провести их индексацию, которая позволит частично компенсировать подорожание потребительских товаров и услуг. Ожидается, что в среднем пенсии вырастут на 8 %, однако если у людей, выходящих на пенсию, зарплата равнялась прожиточному минимуму, то их пенсия будет увеличена на 9 %. Планируется, что средства, выделяемые на пенсии, будут несколько сокращены в 2019 году и составят чуть больше 10 % от ВВП. При этом прогнозируется, что дефицит пенсионного фонда уменьшится до 4 % от ВВП (в 2016 году дефицит пенсионного бюджета составлял 6 % от ВВП).

Стоить отметить, что МВФ ввиду неблагоприятных демографических тенденций (низкой рождаемости, старения населения и выезда украинцев за границу) рассматривает необходимость повышения пенсионного возраста с целью сокращения числа пенсионеров.

В прошлом году уменьшились поступления в общий фонд госбюджета страны по причине принятия Парламентом поправок к бюджету, предусматривающих существенное повышение зарплат и пенсий. Это привело к тому, что население стало больше тратить денег, в результате чего его расходы в 2018 году составили 1 % от ВВП.

Энергетика

В МВФ настаивают на проведении анбандлинга НАК «Нафтогаз Украины» с целью устранения монополии по поставке, транзиту и хранению газа в подземных хранилищах, а также по транспортировке нефти по украинским трубопроводам. По сути, «Нафтогаз» должны лишить функций поставки и транспортировки газа, и подчинить «Укртрансгаз» новому оператору.

В 2015 и 2016 годах тарифы на газ и отопление были резко увеличены до уровня рыночных, при этом были устранены возможности для коррупции в этой сфере. Но власти не захотели постепенно поднимать цены на газ для населения до рыночных, поскольку международные цены снова начали расти. Также был принят закон о предоставлении субсидий на коммунальные услуги для незащищенных слоев населения. Позже Правительство вернулось к данному вопросу и приняло решение о повышении оптовой цены на газ сначала на 26 % с 1 января 2019 года, а затем еще на 15 % с 1 мая 2019 года. С 1 января 2020 года тарифы на бытовой газ будут полностью определяться рынком.

С целью улучшения функционирования рынка газа и выявления недобросовестных посредников Министерство финансов планирует создать базу данных клиентов, которая будет доступна для всех зарегистрированных поставщиков газа. Она начнет свою работу после проведения монетизации коммунальных субсидий при содействии Всемирного банка.

DOSSIER →   В Украине предложили ввести жесткие штрафы для учеников за прогулы и ненадлежащее поведение

Также будут предприняты шаги для увеличения добычи газа и обеспечения энергоснабжения посредством проведения регулярных открытых тендеров.

«Северный поток»

МВФ ожидает, что объем экспорта будет расти, хотя и слегка замедленными темпами (4–6 % ежегодно), благодаря поставкам металла, минеральных удобрений, промышленных товаров, сельскохозяйственных продуктов, а также реальному обменному курсу, который в целом является довольно точным. Ожидается, что импорт продолжит опережать экспорт, так как внутренний спрос остается по-прежнему высоким. Согласно прогнозам, доходы от транзита газа снизятся после завершения строительства газопровода «Северный поток — 2» в 2020 году. В то же время объем прямых иностранных инвестиций останется относительно низким.

Кроме того, хотя и была принята правовая основа для облегчения приватизации, а также упрощены многочисленные законодательные нормы, обеспечивающие права собственности и верховенство закона, улучшения деловой среды и реструктуризации крупных и неэффективных предприятий государственного сектора, в том числе посредством приватизации, не произошло. Важно отметить, что открытие рынков, в том числе путем создания конкурентного рынка газа и рынка сельскохозяйственных земель, также пока не состоялось.

На чем будут экономить

С целью сокращения внешнего долга потребуется и далее соблюдать режим строгой финансовой экономии. Основной целью должно стать увеличение ВВП на 1 %. Прогнозируется, что в бюджете может возникнуть дефицит, связанный с тем, что в недавно принятом законодательстве запланировано повышение зарплат работникам бюджетной сферы (образование, медицина). Для того, чтобы не допустить дефицита, придется сократить рабочие места в бюджетной сфере и увеличить налогообложение.

Социальные выплаты

По прогнозам МВФ, возрастут социальные выплаты незащищенным слоям населения, что позволит смягчить эффект от повышения цены на газ и отопление (всего субсидии получат 5 миллионов домохозяйств). Благодаря коррекции механизма выплаты субсидий удалось сократить количество недобросовестных получателей и таким образом сэкономить до 1 % от ВВП.

***

Отчет МВФ важен не только благодаря финансовым прогнозам на текущий год – в нем также перечисляются основные требования для реализации реформ, условия выделения транша по программе stand-by, а также взятые на себя Правительством обязательства. Из него становится ясно, какие именно отрасли экономики в первую очередь интересует Запад (банки, земля, приватизация) и какие именно ведомства будут реформироваться в 2019 году (НАБУ, Антикоррупционный суд, ГФС, «Нафтогаз»).