Половина украинской медицины может остаться без денег в следующем году

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

В Минздраве пригрозили снять госфинансирование с тех клиник, которые «ждали, что уволят команду МОЗ»

В Украине намечается большая зачистка медицинской «первички» — поликлиник, в которых можно получить консультации семейного врача и узких специалистов.

Уже со следующего года, по меньше мере, половина таких медучреждений рискует остаться без государственного финансирования.

В конце ноября Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) объявила третий — последний — этап подписания договоров с центрами первичной помощи.

«У медучреждений, которые не успели, неправильно подали документы раньше, запутались с лицензированием, ждали, что уволят команду МОЗ, есть время до 20 декабря, чтобы подать документы. Уже зимой их ждет прозрачное финансирование по тарифам (а не по квадратным метрам), новые возможности реально повышать зарплаты и улучшать свое материально- техническое обеспечение. Еще раз напомню: в 2019 году старого механизма финансирования (субвенции) для первичной помощи не будет. Еще раз: ее не будет. Совсем. Поэтому тем, кто опять «не успеет», стоит задуматься о финансировании из других источников. И, кстати, «порешать» с НСЗУ тоже не получится», — написал на своей странице в Facebook замминистра здравоохранения Павел .

Заместитель председателя правления Украинского врачебного общества Константин считает, что уложиться в отведенные Минздравом сроки смогут далеко не все. «А так как денег на содержание поликлиник нет ни у них самих, ни у местных властей, будут закрываться десятками, если не сотнями, — предупреждает он.

«В итоге получить элементарную консультацию терапевта будет попросту негде, особенно в небольших городах и селах», — добавил глава Свободного профсоюза работников здравоохранения Олег Панасенко.

«Страна» разбиралась как врачей будут переводить на новые схемы финансирования и что в итоге получат пациенты.

15 млрд или ничего

В этом году центры медпомощи финансируются по следующей схеме — деньги на пациентов, которые заключили декларации с семейными врачами (так называемый «зеленый список», базовая ставка 370 гривен в год) и тех, кто пока не выбрал своего доктора («красный список», 240 гривен в год) клиникам выплачивает Нацслужба здоровья. Остальные расходы, в том числе, на зарплаты, коммуналку, закупку лекарств  и прочее покрываются из медицинской субвенции, которая в этом году составляет 57,4 млрд гривен.

«Параллельно НСЗУ начала платить также поликлиникам, которые успели заключить с ней договоры. То есть, некоторые медучреждения умудрялись получать по-сути двойное финансирование — и от Нацслужбы здоровья, и из субвенции», — говорит врач Зоя Пономаренко. Поэтому денег в системе действительно стало немного больше, появились возможности увеличивать зарплаты врачам.

DOSSIER →   Ермак вместо Шмыгаля: Под каким соусом реформу Кабмина будут "продавать" украинцам

Но со следующего года схема поменяется. Медучреждения смогут рассчитывать в основном на деньги НСЗУ или же будут вынуждены сами искать финансирование — в местных бюджетах, у спонсоров и так далее. В бюджете-2019 на реформу первичной медпомощи выделили 15,3 млрд гривен, на программу «Бесплатная диагностика» (со второй половины 2019 года) — 2 млрд гривен.

Медицинская субвенция тоже формально сохранилась, хотя и уменьшались, по сравнению с этим годом почти на 2,5 млрд гривен (до 55 млрд гривен). Но распределять ее будут, в основном, на вторичное звено медпомощи, то есть, на стационары, диагностические центры, специализированные институты и прочее. Плюс — около 1 млрд из этих денег пойдет на реформу экстренной медпомощи.

Но Нацслужба уже ясно дала понять — она не будет работать с медучреждениями, которые до конца этого года не заключат с нею договор.

В этом году было уже две волны подписания договоров с НСЗУ. По итогу, их подписало порядка 600 центров первичной помощи (им перечислено более 2,4 млрд гривен).

Но это только половина работающих в Украине поликлиник и амбулаторий. Остальным дали время до 20 декабря и в эти сроки большинство, по мнению Константина Надутого, попросту не уложатся. Чтобы ускорить процесс, Нацслужба отменила свое требование, согласно которому договоры с коммунальными поликлиниками заключались сразу целыми городами. То есть, скажем, если одно медучреждение не успело автономизироваться, то ждали в все остальные. По этой причине с НСЗУ не работает, скажем, Одесса — договоры там есть только у частных клиник. Но не факт, что это поможет.

 

О том, что третья волна будет напряженной говорит и элементарный математический подсчет: чтобы заключить договоры с оставшимися 600 поликлиниками, чиновникам нужно поставить дело на поток и «отпускать» по 30 клиник в день включая выходные.

А НСЗУ проводит достаточно жесткий отбор и массово возвращает медикам документы. Так, в базе Нацслужбы, по состоянию на 3 декабря, в 551 заявлении нашли недочеты, 182 проверено без замечаний и 102 находится на проверке.

Замечания, в основном, технические и касаются неправильной подачи данных. Но их исправление занимает много времени — некоторые клиники не могут подписать договор еще с первых волн.

50 тысяч на врача

Формально оформить договор с НСЗУ несложно. Медучреждению лишь нужно пройти процесс автономизации (соответствующее решение выносится на сессию местного горсовета, после чего поликлинике присваивается статус некоммерческого предприятия) и подтвердить соответствие материально-технической базы требованиям Нацслужбы.

DOSSIER →   Ермак вместо Шмыгаля: Под каким соусом реформу Кабмина будут "продавать" украинцам

Последние, собственно, тоже не содержат ничего сверхъестественного — наличие компьютерной техники, простейшего диагностического оборудования (УЗИ, рентген и пр.), лаборатории и соответствующего запаса реактивов, медицинского инструментария и так далее.

«Одно рабочее место, оборудованное с учетом этих требований, стоит сравнительно немного — 50-70 тысяч гривен, что намного меньше, чем, скажем, в стоматологии. Но даже такие деньги есть далеко не у всех поликлиник», — говорит Надутый.

По словам Олега Панасенко, более-менее соответствуют критериям НСЗУ учреждения из так называемых пилотных регионов (Донецкая, Днепропетровская, Винницкая области и Киев), где в 2010-2014 годах уже экспериментировали с медреформой и провели полное или частичное переоборудование.

«Но 80% клиник не дотягивают до этих стандартов. В том числе и тех, кто умудрился подписать договоры с НСЗУ, подтасовав данные. При первых же проверках будут массовые скандалы и деньги придется вернуть», — говорит Надутый.

По его словам, многие поликлиники не спешат подписывать договоры сознательно — ведь для этого нужно ускорить кампанию по подписанию деклараций с пациентами (такие заполнили уже более 20 млн украинцев), а главврачи не хотят формировать события, да и попросту ждут прояснения ситуации с Единым электронным реестром пациентов. В него вносятся все данные украинцев, но сама система по-прежнему не защищена (Минздрав должен лишь разработать меры безопасности)

«Это делает участие в подписании деклараций с семейным доктором и внесение этих данных в реестр пациентов, мягко говоря, очень небезопасным делом для граждан Украины. В эту систему будут с вашего якобы «информированного» согласия вноситься любые индивидуальные и сугубо персональные данные — от кода и паспорта до данных в миграционном реестре. А также в дальнейшем в эту базу данных будут попадать и ваши уникальные генетические данные, например, данные системы крови. А вот это уже очень даже в тему, связанную с донорством», — считает винницкий врач и глава общественных исследований и проектов в сфере национального здоровья и социальной защиты Инна Березюк.

Минус 13,5 тысяч сельских амбулаторий и деньги в ручном режиме

О том, что будет с клиниками, не успевшими подписать договор с НСЗУ до конца этого года, пока можно только гадать. Формально Нацслужба уже с 1 января должна прекратить их финансирование. Также уже точно известно, что государство не будет содержать ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты) в селах, а их в Украине насчитывается порядка 13,5 тысяч.

DOSSIER →   Ермак вместо Шмыгаля: Под каким соусом реформу Кабмина будут "продавать" украинцам

«И там альтернативы вообще нет, люди останутся без врачебной помощи», — говорит Надутый.

Получается, что поликлиникам придется либо самим искать способы выжить, либо закрываться. Способов найти деньги для них, собственно, немного. И один из главных — залезть в карман пациентов. Поэтому эксперты прогнозируют, что в следующем году врачебные поборы еще больше вырастут.

«ФАПы, а также поликлиники, которые были рассчитаны на район, а сейчас обслуживают несколько ОТГ, рискуют больше всего. У ОТГ денег хронически нет, а то, что приходит из госбюджета в виде субвенции, вряд ли отправят на медицину, тем более, что руководству отдельно взятой общины придется договариваться с такими же пятью «князьками» о софинансировании медучреждений», — прогнозирует Олег Панасенко.

Врач Юрий а отмечает, что в некоторых регионах местные власти уже сейчас устроили «медицинский дерибан».

«На местах власти занялись медицинским бизнесом (точнее базаром). Лучшие площади медучреждений массово отдают в аренду частным структурам, а не первичке. Деньги есть в ОТГ, а в районах их нет. Как собираются учредители финансировать центры первичной медпомощи — не понятно. Без поддержки и оплаты коммуналки, лабораторий, неотложной помощи первичка не выживет. Даже увеличение нагрузки вдвое не позволит обеспечить врачебной помощью больше 80% населения», — написал Шеремета в Facebook.

«Делают все, чтобы закрыть неконкурентные больницы и избавиться от неплатежеспособных пациентов. А останутся только те, которые будут приносить прибыль. Создавая такую модель, Минздрав готовит наш рынок к массированному заходу иностранных страховых компаний и частных клиник», — прогнозирует Панасенко.

Впрочем, Константин Надутый не исключает, что время «Ч» отодвинут еще на несколько месяцев, по меньшей мере, до выборов. Но финансировать медицину в этот переходной период будут в ручном режиме, и это станет одним из рычагов давления на «несговорчивые» местные власти, — подытожил эксперт.