/МИФЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ: КОГДА И КАК ВВОДИТЬ НАКОПИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

МИФЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ: КОГДА И КАК ВВОДИТЬ НАКОПИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Осенью 2017 года Кабмин заявил о проведении первого этапа пенсионной реформы: пенсии пересчитали по новой формуле, ввели гибкий коридор пенсионного возраста до 65 лет, утвердили индексацию с 2021 года. Эти изменения касаются только солидарной пенсии, а другие уровни — накопительный и добровольный накопительный — это перспектива. Как заверяли в Кабмине, недалекая.

Закон о пересмотре пенсий, который приняли осенью прошлого года, предусматривает, что с 1 января 2019 года начинается перечисление взносов в накопительную систему пенсионного страхования. То есть уже со следующего года, вместе с уплатой единого социального взноса, определенный процент от ежемесячного дохода нужно будет отчислять на накопительные счета. Это и есть второй уровень — накопительный. Третий — добровольный накопительный, по идее работает уже сейчас: украинцы могут делать взносы в негосударственные пенсионные фонды, покупать полисы пенсионного страхования, копить деньги на долгосрочных банковских депозитах. Как работает этот этап — вопрос отдельный. Но хорошо, что есть хотя бы наметки. А вот со вторым этапом вопросов больше чем ответов. Законопроекта от КМУ с деталями следующего этапа пенсионной реформы мы еще не дождались. Пока что в парламенте лежит только один депутатский законопроект о внедрении накопительных пенсий — №6677.

Планы по внедрению накопительного уровня в Украине озвучивают давно. В 2011 г. вступила в силу пенсионная реформа, которая повысила до 60 лет пенсионный возраст для женщин и обозначила реперные точки для запуска следующего этапа. Они перекликаются с предложениями депутатского законопроекта и набросками, которые периодически озвучивает Кабмин: 35 лет — максимальный возраст для обязательных отчислений из зарплаты на накопительные пенсионные счета, а для старта следующего уровня бюджет Пенсионного фонда должен быть бездефицитным.

Но это не все условия, которые нужно выполнить, прежде чем выйти на следующий этап пенсионной реформы. Более того, далеко не самые важные.

Ждать бездефицитного Пенсионного фонда бесполезно

Прошлогодняя дыра в Пенсионном фонде — 140 млрд грн. Год назад, в феврале 2017 года премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что в течение семи лет, то есть до 2024 года Пенсионный фонд можно сделать бездефицитным, и он знает, как этого добиться. Видимо, решением должна была стать параметрическая пенсионная реформа, принятая в прошлом году: выросли требования к минимальному страховому стажу для выхода на пенсию — Newsone писал об этом.

Но для бездефицитности ПФ при солидарной пенсионной системе нужно несколько условий, и ни одно из них в Украине не выполняется. Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко говорит, что отсутствие дефицита ПФ — это следствие, а не условие для пенсионной реформы. Он озвучивает, какой должна быть цепочка:

  1. Реформы, которые обеспечат более высокие притоки инвестиций в страну.
  2. Более высокие притоки инвестиций увеличивают темпы экономического роста.
  3. Более высокие темпы экономического роста увеличат доходы граждан.
  4. Увеличение доходов граждан потенциально приведет к улучшению демографической ситуации.
  5. Улучшение демографической ситуации снизит остроту проблемы, связанной с пенсионным обеспечением.
  6. Тогда можно будет активно внедрить третий уровень пенсионного обслуживания — накопительные пенсии.

«Солидарная пенсионная система может существовать при одном глобальном условии: если демографическая ситуация как минимум не ухудшается. В противном случае система дает сбои, — говорит Устенко. — В Украине в какой-то момент стало 12 пенсионеров на 10 работающих. Но система может работать самое больше, когда соотношение идет один к одному. В нынешних условиях вывести систему в равновесное состояние нельзя».

У пенсионной реформы не должно быть возрастных ограничений

Предварительные наброски следующего этапа пенсионной реформы выглядят так: работники в возрасте до 35 лет будут платить из своей зарплаты 22% единого социального взноса в Пенсионный фонд, за счет которого будут выплачивать пенсии по солидарной системе, и еще 2% с постепенным повышением до 7% они будут откладывать на свой накопительный пенсионный счет. Эта система будет обязательной, но только для тех, кто не старше 35 лет, а остальные смогут участвовать в этом уровне на добровольной основе.

«35 лет — это цифра, взятая с потолка. Я считаю, что привязка к возрасту не нужна. Единственное, к чему можно привязываться, это к нынешнему пенсионному возрасту. От него можно отмотать условные пять лет. Потому что людям, которым через пять лет нужно выходить на пенсию, нет смысла участвовать в обязательном накопительном уровне — они мало смогут накопить, — говорит глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. — Если у нас пенсионный возраст 65 лет (после повышения обязательного страхового стажа до 25-35 лет, — ред.), то до 60 лет люди могут принимать участие в этом накопительном уровне. Тогда при выходе на пенсию у них набирается более-менее пристойная сумма».

Пенсионная реформа не приходит в одиночку

Концепция второго уровня пенсионной системы от Кабмина — это аккумулировать деньги (2-7% от зарплаты) на своем счету в некоей новой структуре — условном Накопительном пенсионном фонде. 

«Эта структура будет собирать отчисления, а потом вкладывать их в специальные аккредитованные при ней различные негосударственные пенсионные фонды. При этом они хотят сделать дополнительные отчисления обязательными, — объясняет финансовый эксперт Алексей Кущ. — Следует обратить внимание сразу на несколько пунктов: отчисления хотят сделать обязательными; концентрировать и перераспределять средства хотят госчиновники; они хотят аккредитовывать частные компании, которые будут на этих деньгах зарабатывать. Это очередная попытка построения трастовой системы в духе 90-х годов, только на более высоком, совершенном уровне».

Тут мы и приходим к ключевым условиям проведения пенсионной реформы. Первое условие — пенсионные накопления должны эффективно работать.

«Отличие между вторым и третьим уровнем пенсионной системы состоит только в том, что на втором уровне у тебя есть государственный пенсионный фонд, а на третьем — только частный. Второй уровень — временный, переходный, до тех пор, пока не появился третий уровень, — говорит Олег Устенко. — Но насколько частным пенсионным фондам будут доверять? Второй вопрос: даже если им будут доверять, куда пенсионный фонд будет вкладывать деньги? Сейчас у него нет большого количества альтернатив: он может их вложить на банковский депозит, что мы можем сделать сами, можно их вложить на очень небольшой украинский фондовый рынок, который считается как минимум недостаточно развитым. В конце концов, оказывается, что нет финансовых инструментов, в которые может инвестировать частный пенсионный фонд. Это глобальная проблема».

Второе условие — государственный надзор и третье — эффективные правоохранительная и судебная системы.

«В нашей правоохранительной и судебной системах никто такую ответственность нести не будет, ущерб никто не возместит, — резюмирует Алексей Кущ. — Вся реформа сводится к тому, чтобы заставить платить деньги, поставить своих людей, которые будут перераспределять ресурсы, и в ручном режиме выбирать, кому их давать. Если взять похожие системы, например, в Чили, то там есть понятие полной ответственности тех, кто берет деньги по негосударственным пенсионным программам — ответственность всем своим имуществом и колоссальные тюремные сроки. А мы как всегда телегу поставили  впереди лошади, и в нашу прогнившую систему хотят втиснуть чистую западную модель рынка».

Источник: newsone.ua