Какие махинации будут использовать во время президентских выборов

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

С приближением выборов накал страстей вокруг избирательной кампании нарастает. Станет ли она самой грязной за всю историю страны, еще предстоит увидеть. Но то что она не является образцом прозрачности и демократии – уже очевидно

Дурные предчувствия

Соцопрос среди жителей столицы, который в феврале 2019 г. провела компания «Active Group», показал, что 48% из них ожидают массовых фальсификаций на президентских выборах и еще 25,7% говорят, что скорее ждут их, чем не ждут. То есть, почти три четверти избирателей в Киеве на честность кандидатов не рассчитывают.

В то же время другой опрос – Киевского международного института социологии – продемонстрировал, что для людей основная задача мартовского голосования – выбрать власть, в легитимности которой не будет сомнений.

Сводки МВД подтверждают: со старта предвыборной гонки было 2 тыс. сообщений о нарушениях. Полны скепсиса и эксперты: махинаций будет более чем достаточно.

Старое недоброе

Группировать способы махинаций можно любым способом: прямые и косвенные, долгосрочные и в день выборов, массовые и точечные, до, во время и после голосования. Самые известные – прямой или непрямой подкуп. Суть первого объяснять не нужно: за голос дают деньги. Непрямой подкуп – продуктовые наборы, детские площадки, окна в школе. Также бывают более массовые, которые и раньше использовали кандидаты от власти – это социальные выплаты.

Есть варианты махинаций, которые идут в ход в день выборов:

— «печенье» — массовый вброс в урны бюллетеней с «правильным» кандидатом;

— «карусель» — избирателю дают перед голосование бюллетень с нужным кандидатом, он также получает чистый на участке. В урну бросает помеченный, а чистый выносит и отдает «карусельщику». В чистом делают пометку и все повторяется;

— «косичка» — член избиркома, на котором есть заранее оговоренный опознавательный знак, раздает бюллетени избирателям, которые по тем или иным причинам не могу принимать участие в выборах в целом или на этом участки в частности;

— ошибки, отметки и помарки – махинации на уровне избиркома.

Такие «экспресс-методы» — чистая уголовка, которая по избирательным статья Уголовного кодекса для членов избиркомов тянет на серьезные тюремные сроки. Но от выборов к выборам махинации продолжают использовать. Эти не станут исключением

DOSSIER →   Глава ЦИК заявил, что проведение даже послевоенных выборов может быть проблематичным

«Будут использовать «карусели», «печенье», «вбросы», исчезающие чернила, испорченные бюллетени, пропавшие из списков избиратели, «мертвые души». Ведь серьезного барьера против фальсификаций нет, — констатирует директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан БОРТНИК. — Чтобы поймать за руку при махинациях на выборах, простым людям я советую оформляться наблюдателями. А на центральном уровне команды кандидатов будут всеми силами бороться, ведь президентская кампания сейчас конкурентная, и масштабных фальсификаций удастся избежать».

Так что массовых фальсификаций именно в день выборов все же не ждут, если 42 кандидата по-максимуму воспользуются своим правом на наблюдателей. Если только не случится то, что вполне может – избирательный процесс застопорится.

«Вы просто представьте себе, что на участок придут 40 представителей кандидатов, 40 наблюдателей, не считая членов избирательных комиссий, — уточняет Бортник. — На некоторых участках технически будет невозможно разместить такое количество людей, зайти и проголосовать там будет сложно».

А тем временем кандидаты обкатывают и другие способы манипуляций – долгосрочные.

«Фальсификации непосредственно в день выборов постепенно уступают место новым технологиям, — подтверждает политолог, член независимого пула экспертов ИНПОЛИТ Андрей ЗОЛОТАРЕВ. — Поэтому где-то они могут иметь место, но не будут ключевыми».

Вы в сети

Работа с социологами, агитаторами и потенциальными избирателями всегда у кандидатов была в чести. Но чтобы наладить взаимодействие в этом треугольнике, нужен человеческий и финансовый ресурс. На нынешних выборах «пирамида» или «сетка» заработала так, как никогда раньше.

«В Украине в масштабах всей страны не создавалась сеть по скупке голосов. Сейчас она, к сожалению, создается», — подтверждает Р. Бортник.

Суть «сети»: собираются данные об избирателях, агитаторы, под видом соцопроса, актуализируют данные и зондируют почву по политическим предпочтениям. Сторонников кандидата обрабатывают дополнительно — деньгами, выплатами, помощью, втягиванием в «сеть» для заработка.

«Придумана хорошая схема у Петра Порошенко – так называемые «социальные обязательства», — продолжает рассказывать о ноу-хау кампании директор Института трансформации общества Олег СОСКИН. — То есть человек сам говорит, что будет работать на группу президента. Это то, что сделано на съезде Порошенко и просто гениально. Участникам просто раздавали соглашения об обязательствах. Потом человека вносят в базу и погружают в процесс. Благодарность может быть любой, в том числе и денежной. Это уже и не взятка, и не подкуп, а человек работает в системе. Естественно, будет раздача нужных удостоверений, а «сетевой маркетинг» станет главенствующим в процессе».

DOSSIER →   Глава ЦИК заявил, что проведение даже послевоенных выборов может быть проблематичным

Как говорит эксперт, «сетка», в тех или объемах, применяется почти всеми топ-кандидатами. Но возможности для тотального применения в Украине эксклюзивны.

«Я знаю, что в Украине монополия на системную скупку голосов и фальсификации всегда была у власти. Поскольку именно у нее правовой, административный, силовой, финансовый ресурсы, — говорит А. Золотарев. — То, что мы видим — это попытка «сетку» времен Леонида ецкого натянуть на всю страну. Сама по себе она вряд ли сработает. Но будет действовать в комплексе».

Туда-сюда миллион

Отдельный пунктом в списке махинаций и манипуляций стоит отметить тот, который может вызвать самые серьезные проблемы. Речь идет о странностях с количеством избирателей в стране.

Эксперты уже давно обращают внимание на то, что в реестре не все благополучно.

«У нас зафиксировано 35 млн избирателей, что на 1 млн больше, чем в 2014 году, — говорит Р. . — Это несмотря на то, что 1 млн человек умерло, территория, на которой пройдут выборы, сейчас по площади и количеству населения меньше, чем в 2014 году. Тогда, например, выборы проходили в Новоазовске, Дебальцево. Если от 35 млн отнять 2 млн крымчан, 3,7 млн проживающих в ОРДЛО, 3,2 млн постоянно работающих за рубежом, 1 млн умерших, то реальное количество избирателей у нас максимум 25 млн человек, даже ближе к 20 млн. Даже штабы, которые вступают в президентскую кампанию, исходят из того, что для победы кандидату нужно набрать 12 млн голосов».

Даже 1 млн голосов или 3% могут полностью изменить политическую погоду в стране. Особенно во втором туре, а он, без сомнения, будет. Разница в 10-15 млн между официальным количеством избирателей и реальным, высчитанным экспертами, – просто колоссальна.

Но вопрос с количеством избирателей дальше экспертной среды не идет. Да и смысла дискутировать с официальной статистикой нет: ведь последняя перепись была в 2001 году, а с того времени играть с методикой подсчета можно как угодно и в любую сторону.

DOSSIER →   Глава ЦИК заявил, что проведение даже послевоенных выборов может быть проблематичным

Анна КОВАЛЕНКО

КСТАТИ

Продуктовые пакеты – вчерашний день

Эксперты констатируют, что на президентских выборах уже не используется подкуп продуктами. Во-первых, потому что люди предпочитают деньги, во-вторых, самим кандидатам физически неудобно работать с большими объемами товара. В-третьих, эффект именно на президентских выборах сомнителен – этот локальный вариант подходит скорее для местных выборов и мажоритарки.

«Раньше на выборах в качестве стимула применяли разного рода скидки, подарочные карты. Сейчас такого не вижу. Возможно, они отложены до местных выборов. – уточняет Р. Бортник. — В принципе, президентские выборы всегда были менее коррупциогенными, в сравнении с парламентскими и местными».

А В ЭТО ВРЕМЯ

Штрафы за «печенье» и «карусели»

В Верховной Раде в апреле 2018 года был зарегистрирован законопроект №8270, который ужесточает ответственность за подкуп избирателей, а в частности:

— нарушение агитации – для граждан штраф в размере от 1 700 до 3 400 грн, для должностных лиц — от 3 400 до 5 100 грн;

— агитация с подкупом на сумму больше 3% минималки (129 грн) — штраф в размере от 3 400 до 5 100 грн;

-демонстрация избирателем бюллетеня — штраф от 1 700 до 3 400 грн;

— сокрытие или уничтожение бюллетеня, вынос его за пределы участка — штраф для избирателя от 1 700 до 3 400 грн.

— незаконное использование бюллетеня, многократное голосование, вбросы бюллетеней — штраф до 5 100 грн, исправительные работы на срок до 2 лет, ограничение свободы на срок до 3 лет или лишение свободы на срок до 2 лет.

Законопроект до сих пор не рассмотрели даже в первом чтении.