5 мифов о рынке земли, или Не так страшен волк, как его малюют

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

Открытие рынка земли сельскохозяйственного назначения в течение последних 20 лет остается одним из самых острых и заполитизированных вопросов. И сейчас тема земельной реформы обросла многочисленными мифами об опасностях и рисках, из-за чего страна из года в год никак не может снять мораторий на продажу земель сельхозназначения, постоянно пролонгируя его.

Однако статистика говорит сама за себя — Украина осталась последней страной в Европе (кроме Беларуси), где полностью отсутствует открытый рынок сельхозземель. Таких стран в мире еще несколько — Беларусь, Китай, Северная Корея, Куба, Венесуэла, Таджикистан, Конго. В то время, когда мы только обсуждаем, можно ли позволить украинцам свободно распоряжаться своей землей, весь мир уже давно дал ответ на этот вопрос.

Последние заявления премьер-министра Украины об открытии рынка земли с 1 октября 2020 года подняли с новой силой дебаты в обществе. Давайте разбираться с основными мифами, которые заполонили украинское информационное пространство.

Миф №1. Открытие рынка земли противоречит Конституции

Первым аргументом противников рынка земли является то, что его открытие противоречит Конституции Украины, и его судьба должна быть решена на всеукраинском референдуме.

В законопроектах об обороте земель предусмотрено, что рынок земель с/х назначения откроется только после проведения и установления результатов всеукраинского референдума по купле-продаже земель сельскохозяйственного назначения. А это значит, что мораторий на продажу земель, который уже действует 18 лет, будет продлен еще на длительный период для разработки и принятия закона о всеукраинском референдуме, сбора подписей 3 миллионов (!) граждан Украины, назначения референдума и установления его результатов.

Учитывая указанное, представляется абсурдным решение вопроса права собственности на землю на всеукраинском референдуме, поскольку Конституцией Украины уже гарантируется право владельцев свободно распоряжаться своей землей. Исходя из этого, является неуместным решение всеми гражданами вопроса распоряжения землями за их владельцев. То есть, под лозунгами о необходимости решения судьбы рынка земли на всеукраинском референдуме скрываются манипуляции лиц, которые не желают открывать рынок земли и хотят оставить действие моратория, тем самым ограничивают права собственников на свободное распоряжение землями. Так, в 2018 году Европейский суд по правам человека по делу « и против Украины» вынес решение, что мораторий на отчуждение земель нарушает права человека, а также вынес предложение правительству Украины принять необходимые меры по отмене запрета на отчуждение сельхозземель.

Миф №2. Всю землю скупят иностранцы

Страх о том, что земли с/х назначения скупят иностранцы, в том числе резиденты России, не имеет совершенно никаких оснований и является обманом граждан, ведь в правительственном законопроекте об обороте земель №2178 иностранцы не включены в перечень субъектов права собственности на земли с/х назначения. Так, в указанном законопроекте обозначено, что иностранцы могут наследовать земельные участки, но они обязаны их отчужить в течение 1 года со дня приобретения права собственности. Сейчас в действующем законодательстве уже закреплено такое положение, а также указано, что земли с/х назначения не могут передаваться в собственность иностранцам.

DOSSIER →   В Украине одновременно высокий уровень безработицы и дефицит работников – Гетманцев о влиянии мобилизации на рынок труда

Также этим законопроектом предусматривается новый вид санкций, который может применяться в отношении отдельных иностранных государств и их резидентов, а именно: запрет на приобретение в собственность земельных участков. В частности, такой вид санкций предполагается для того, чтобы граждане и юридические лица России не приобретали в собственность земли с/х назначения на территории Украины.

Миф №3. Вся земля окажется в руках нескольких «семей»

Одним из предубеждений людей является то, что землю скупят агрохолдинги, которые сейчас имеют большие массивы земли в своей обработке. Однако это не так, ведь в новом правительственном законопроекте об обороте земель №2178 максимальная площадь с/х земель в собственности определена на уровне 15% сельскохозяйственных земель в области и 0,5% в Украине.

Установленные ограничения относительно приобретения в собственность 15% территории с/х земель в области будут предотвращать их концентрацию в руках 2-3 агрохолдингов и будут способствовать появлению новых субъектов агробизнеса или увеличению площадей обрабатываемых земельных массивов малыми и средними фермерами.

Сейчас в Украине только 5 компаний имеют в обработке площади сверх предела в 0,5% сельскохозяйственных земель. Поэтому ограничение площади земель, которые могут находиться в собственности связанных лиц, способствует перераспределению сельскохозяйственных угодий и предоставляет возможности остальным субъектам увеличить площади обрабатываемых земель.

Миф №4. Исчезнут рабочие места в селе

Люди на селе опасаются, что с запуском рынка земли они потеряют свои рабочие места в связи с тем, что агрохолдинги, которые скупят землю, используют меньше рабочей силы, чем малые и средние фермеры. Однако, при условии открытого рынка земли, владельцы земельных участков в селе смогут продать их и получить средства, которые могут быть инвестированы в сельское развитие и предпринимательскую деятельность, а именно: открытие магазинов, кафе, гостиниц, предоставление сервисных услуг и т.п. А как следствие, это приведет к самозанятости лиц и созданию дополнительных рабочих мест.

DOSSIER →   Современным украинцам придется в старости работать дольше, — Минсоцполитики

Также при открытом рынке земля может использоваться владельцами как предмет залога, что даст возможность привлекать дополнительные средства владельцами земель и повысит уровень их мотивации к труду на своей земле и производству с/х продукции. То есть рынок земли будет способствовать развитию малого и среднего фермерства, и опять же, созданию новых рабочих мест.

Миф №5. Наступит продовольственный кризис

Опять же возвращаемся к иностранцам, которые «скупят землю», — люди убеждены, что они будут выращивать на этих территориях продукцию, которая будет вывозиться из Украины, что в результате приведет к продовольственному дефициту. Эти опасения безосновательны, поскольку вопрос продовольственной безопасности зависит не от прав на землю и их субъектов, а от таможенной политики в отношении экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции.

По результатам 2018 года агропродовольственный экспорт Украины составил $18,6 млрд, что почти в 4 раза превышает импорт указанной продукции ($5,1 млрд). Таким образом Украина выступает нетто-экспортером агропродовольственной продукции, и этот статус сохраняется уже более 10 лет.

Сейчас существует масса мифов о последствиях открытия рынка земли, но, как видим, все они построены на манипуляции и являются безосновательными. Стоит помнить, что продолжение действия моратория выгодно тем, кто работает в тени, и лицам, которые незаконно распоряжались государственными и коммунальными землями, а также некоторым политикам.

Эллина Юрченко, эксперт по земельным вопросам УКАБ