Итоги-2020. Как Украина творила историю на рынке земли

FavoriteLoadingДобавить в избранное

2020-й однозначно стал историческим для сферы земельного права. Только земельная реформа, которая продолжается с момента обретения Украиной независимости, в этом году сделала большой «шаг» в будущее.


Прежде всего речь идет о законе об условиях оборота земель сельскохозяйственного назначения, который отчасти открывает рынок земли.

Почти 30 лет политических заявлений, программ, предложений, концепций, ежегодных посланий и многочисленных законопроектов.

Затяжной, больной вопрос для украинского народа, который непосредственно касается интересов как собственников паевых земель, так и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Отношение к этому вопросу у общества неоднозначное: значительная часть категорически не согласна с вмешательством государства в свободу распоряжения частной собственностью, считает мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения досадным отзвуком советской системы правоотношений.

Других беспокоит возможность распродажи земель за бесценок, поскольку владельцы якобы не знают реальной стоимости своего актива.

Волнует и подавление малого и среднего аграрного бизнеса крупными холдингами, которые имеют большие возможности для выкупа земель, а может, и вовсе «захвата» украинской земли иностранными инвесторами.

Так или иначе, считаю, что открытие рынка земли — это уже необратимый процесс и вопрос времени.

ЕСПЧ в своем решении по делу «Зеленчук и Цицюра против Украины» довольно красноречиво описал соответствие украинского моратория мировым стандартам в сфере защиты права частной собственности.

Дальнейшее сохранение имеющегося подхода государства к регулированию оборота земель сельскохозяйственного назначения так или иначе привело бы к устоявшейся практике постоянного взыскания судом сатисфакций с Украины в пользу владельцев паевых земель, которые ограничены в праве распоряжения своим имуществом.

Правда, кроме позиции ЕСПЧ, мы в Украине имеем суд с собственными, порой крайне непредсказуемыми позициями, что может существенно влиять на дальнейшее продвижение земельной реформы.

Читайте также на DOSSIER:  "Сдаем все, что не можем приватизировать": что изменил закон о концессии

Опубликованный проект решения КСУ по делу об официальном толковании ст. 13 и 14 Конституции на самом деле отнюдь не гарантирует и не позволяет предусмотреть окончательную редакцию, которая обусловит дальнейшие тенденции правового регулирования оборота сельхозземель.

Ныне ожидаем исторический «запуск» продажи сельхозземель с 1 июля следующего года.

Другое направление земельной реформы, которое тоже подверглось существенному прогрессу в 2020 году, — земельная децентрализация.

Вопрос передачи права распоряжения землями от государства органам местного самоуправления также ожидает решения не один год.

Передача земель от системы органов Госгеокадастра к ОТО была инициирована в начале 2018 года и, по тогдашним расчетам правительства, должна была быть завершена до конца года. Но быстрой реализации этого процесса не произошло.

В 2020 году свою позицию по этому поводу высказали президент Владимир Зеленский (указ № 449/2020 от 15 октября) и Кабмин (постановление № 1113 от 16 ноября).

Оба документа имеют одинаковое название и направленность — ускорить реформы в сфере земельных отношений, завершить инвентаризацию земель сельхозназначения, провести их передачу от органов Госгеокадастра органам местного самоуправления.

Согласно данным, которые приводятся кадастром, по завершении этого этапа реформы местное самоуправление получит в собственность более 2 млн га сельскохозяйственных земель.

Очередь за Верховной Радой, на рассмотрении которой находится насыщенный многочисленными интересными новеллами проект закона № 2194 от 1 октября 2019 года:

«О внесении изменений в Земельный кодекс и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений».

В частности, предлагается признать коммунальной собственностью ОТО все земли, которые по состоянию на дату принятия закона будут находиться в госсобственности и располагаться за границами населенных пунктов в пределах таких территориальных общин.

Читайте также на DOSSIER:  "Путь к окончанию войны". Зачем Украине ПДЧ в НАТО

Исключение составляют земли обороны, лесного фонда, земли, находящиеся в постоянном пользовании органов госвласти или госпредприятий, учреждений и организаций.

Также перейдут в собственность ОТО земли, расположенные под зданиями, сооружениями, другими объектами недвижимого имущества госсобственности. То есть речь идет уже не только о сельскохозяйственных землях.

2 декабря 2020 года указанный законопроект направили на повторное второе чтение.

В отличие от сохранения или отмены моратория, земельная децентрализация, дерегуляция вопросов землеустройства и оценки земель в Украине имеют однозначную положительную оценку.

Законопроект одобряют как частные лица и представители бизнеса, так и органы местного самоуправления, которые смогут аккумулировать средства от использования и распоряжения землями в своих границах и использовать их на развитие общин.


Поэтому ждем. 2021-й обещает быть не менее интересным. Вероятно, можно ожидать, что описанные новеллы, которые вносят действительно существенные изменения в регулирование земельных отношений в Украине, вступят в силу и начнется их практическая реализация. Продолжение следует!

Виктория Зайцева
Член Ассоциации юристов Украины, партнер АО «Кролевецкий и партнеры»