Засранцы побеждают? За взвешиванием фур с недавних пор следят сотрудники СБУ и налоговой, но коррупция никуда не делась

FavoriteLoadingДобавить в избранное

Почти каждый украинский водитель, попав в ухаб, хоть раз в жизни поминал незлым тихим словом строителей дорог и лихих дальнобойщиков, разбивающих эти самые дороги перегруженными по самое не хочу фурами. Вокруг весовых комплексов постоянно вспыхивают скандалы – то активисты с битами кого-то побьют, то активистов отлупит неизвестно кто.

А тут еще президент Зеленский масла в огонь подливает, называя дальбойщиков «засранцами»: мол, ездят перегруженными и подло партизанят, объезжая окольными тропами контрольно-весовые комплексы на трассах. «Думская» выяснила, что сейчас происходит на весовых комплексах и из-за чего вокруг них страсти бурлят.

Не секрет, что весовые комплексы – это такие себе курочки, несущие золотые яйца всем, кто причастен к контролю за ситуацией на дорогах. Главным выгодополучателем была и остается Государственная служба Украины по безопасности на транспорте, она же «Уктрансбезпека». Именно ее сотрудники занимаются взвешиванием фур. Во-вторых, это силовики, контролирующие сотрудников «Укртрансбезпеки». В-третьих, это разномастные активисты-общественники, которые пытаются контролировать и «Укртрансбезпеку», и правоохранителей. Все участники этой занятной схемы имеют от перегрузов свой сладкий кусочек.

Речь идет о миллионах гривен, собираемых ежемесячно в виде взяток за пропуск перегруженных фур. А таковым, по неофициальной статистике, является каждый второй грузовик Украины.

Отечественный рынок грузоперевозок суров и не дает ни единого шанса тому, кто решится возить грузы без перевеса. Просто потому, что дешевле заплатить взятку в 500-600 гривен, чем делать лишние рейсы. Иногда перегруз позволяет сэкономить десятки тысяч гривен. Доходит до того, что владельцы грузов перед отправкой доплачивают водителю, чтобы он мог рассчитаться с «безопасниками». Ну а дороги… Они же государственные — значит, ничьи. Примерно так рассуждают грузоперевозчики.

Какой вес может перевозить грузовик, определено в Правилах дорожного движения Украины, многие положения которых сохранились с советских времен.

Согласно ним, обычные загруженные фуры не должны весить больше 40 тонн. Контейнеровозы – не более 44 тонн. На некоторых трассах вес может быть выше, но не более 46 тонн.

«Нагрузка на одиночную ось — 11 т (для автобусов, троллейбусов — 11,5 т), сдвоенные оси — 16 т, строенные — 22 т (для контейнеровозов нагрузка на одиночную ось — 11 т, сдвоенные оси — 18 т, строенные — 24 т) или если груз выступает за задний габарит транспортного средства более чем на 2 м. Оси необходимо считать сдвоенными или строенными, если расстояние между ними (смежными) не превышает 2,5 м.

Читайте также на DOSSIER:  Главная причина кризиса экономики в Украине. Украинцы считают, что это не война и пандемия

Движение транспортных средств и их составов с нагрузкой на одиночную ось более 11 т, сдвоенные оси — более 16 т, строенные оси — более 22 т или фактической массой более 40 т (для контейнеровозов — нагрузка на одиночную ось — свыше 11 т, сдвоенные оси — более 18 т, строенные оси — более 24 т или фактической массой более 44 т, а на установленных Укравтодором и Национальной полицией для них маршрутах — более 46 т) в случае перевозки делящихся грузов автомобильными дорогами запрещается.

Запрещается движение транспортных средств с нагрузкой на ось более 7 т или фактической массой более 24 т автомобильными дорогами общего пользования местного значения», — отмечается в Правилах.

На первый взгляд, все довольно просто.

Однако дальнобойщики утверждают, что это не так.

«Контейнеровоз принимает контейнеры, которые, в свою очередь, могут быть загружены неравномерно. Например, у меня недавно была ситуация – я перевозил два контейнера, один наполовину пустой, второй битком набитый. Контейнеры были загружены так, что на одну из осей моего грузовика давал перегруз. Пришлось обращаться за помощью и платить взятку», — рассказал водитель Андрей С.

«Думская» побывала на весовом комплексе, расположенном на трассе Одесса-Киев – это так называемое КПП «Дачное». Наш корреспондент сразу же привлек внимание людей, которые несут там службу.

— С какой целью фотографируете? — озабоченно вопросил подскочивший полицейский, пытаясь как бы невзначай перекрыть объектив.

— Выполняю редакционное задание.

— Удостоверение есть?

— Пожалуйста, без проблем!

После «идентификации» полицейский милостиво соглашается проводить нас к комплексу. Меланхоличный сотрудник «Укртрансбезпеки» в форменной кепке и желтом жилете довольно индифферентно относится к фотосъемке: мол, снимайте, скрывать нам тут нечего. Рядом с ним мается блеклый мужчина с борсеткой наперевес.

— А вы, наверное, сотрудник СБУ? – спрашиваем в лоб неприметного господина.

Неопределенно махнув головой – дескать, скорее да, чем нет, — блеклый товарищ пытается отвернуться от объектива. В этот момент на весовом комплексе появляется еще один персонаж – молодой парень, который представляется сотрудником налоговой милиции. Он, так сказать, контролирует контролирующих.

Оказывается, с недавних пор на автомобильных весовых комплексах ввели перекрестный контроль. Задействованы представители сразу нескольких государственных структур. Это произошло после того, как президент наткнулся в «Вайбере» на чат, участники которого – дальнобойщики – обсуждали вопрос о безопасном объезде весовых комплексов. Зеленский посвятил им отдельный ролик, в котором назвал водителей «засранцами», а Кабмин выпустил распоряжение «О принятии мер по недопущению разрушения автомобильных дорог в период повышенной температуры воздуха».

Читайте также на DOSSIER:  В Украине запустили образовательный сериал о коррупции: чем он интересен

Согласно этому распоряжению, в Донецкой, Запорожской, Киевской, Николаевской, Одесской, Херсонской и Черкасской областях усилен контроль за весовыми комплексами. Теперь на них, кроме сотрудников «Укртрансбезпеки», дежурят полицейские, налоговики и СБУшники. Предполагается, что все следят за всеми и не дают друг другу брать взятки у водителей перегруженных фур.

Беспрецедентно решение правительства ввести в состав групп, контролирующих весовые комплексы, сотрудников СБУ. Казалось бы, где СБУ, главной задачей которой является обеспечение национальной безопасности, контршпионаж и контртерроризм, и где дороги с грузовиками? И тем не менее отныне на весовых комплексах по разнарядке начальства дежурят работники всех подразделений спецслужбы, даже контрразведчики и борцы с международной наркоторговлей.

Источники в СБУ рассказали нам, что оперативников отправляют «на весы» вне зависимости от важности их текущей работы.

«Начальству глубоко фиолетово, что у тебя на сегодня запланирован разговор с агентом или что иностранный дипломат, которого ты «ведешь», сегодня должен с кем-то встретиться. Сказали – выполняй! Это бесит, но приходится подчиняться», — говорит наш собеседник.

ВЗЯТКИ ТОЛЬКО ВЫРОСЛИ

Правительственные инициативы должны были кардинально переломить ситуацию на дорогах и заставить перевозчиков придерживаться норм ПДД и ездить без перегрузов и взяток.

Увы…

«На самом деле, изменился лишь размер взяток, — рассказал «Думской» один из водителей-дальнобойщиков. — Раньше, до этого распоряжения Кабмина, средняя ставка взятки за перегруз была 500 гривен. Сейчас от 600 до 700 гривен за проезд. Каждый водитель знает телефон человека, которому нужно позвонить, чтобы в момент заезда на весовой комплекс сотрудник «Укртрансбезпеки» выключил компьютер. Стоит это 600 гривен на всех весовых постах, кроме тех, что перед Киевом. Там 700 гривен, потому что столица. Если едешь перегруженным, надо заранее набрать нужный номер. Это телефон сотрудника СБУ, который уже давно «смотрит» за определенным весовым комплексом. Сообщаешь госномер, затем переводишь на карточку деньги: кэшем на месте за перегруз давно не платят. Тебе перезванивают и говорят, в какое время ты должен проехать весовой комплекс. Даже если у тебя перегруз в несколько тонн, будь уверен, проедешь без проблем, и все эти контролеры из СБУ и полиции, а также «активисты» временно ослепнут».

Еще одно следствие ужесточения контроля (а также запрета на передвижение большегрузов в светлое время суток при температуре воздуха выше 28 градусов по Цельсию) – пробки, которые образуются каждый день на Киевской и Николаевской трассах. Как решить эту проблему, никто не знает.

Читайте также на DOSSIER:  Без денег и газа. Куда довела страну политическая коррупция

Александр Сибирцев

dumskaya.net