Запуск рынка земли в опасности: малые фермерские хозяйства обложат налогом

Запуск рынка земли
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Как Минагрополитики хочет агрохолдинги землей снабжать

Не прошло и двух дней после подписания президентом Владимиром Зеленским одного из базовых земельных законопроектов и завершения приготовлений к открытию рынка земли, как в профильном министерстве затрубили о наличии колоссальной земельной проблемы. Министерство аграрной политики заявило о необходимости экстренного принятия дополнительного закона еще до запуска рынка.

В чем суть законодательной инициативы министерства, почему эта инициатива способна кардинально преобразить ход земельной торговли и почему рядовых пайщиков могут массово вынудить к продаже своих гектаров, — в обзоре Vesti.ua.

Учет земельных ресурсов

26 мая, комментируя агентству «Интерфакс-Украина» повестку (казалось бы уже законодательно оформленной) земельной реформы, министр аграрной политики Роман Лещенко констатировал чуть ли не катастрофические масштабы теневого землепользования.

По данным Минагрополитики и Государственной налоговой службы, около 8-9 млн га сельскохозяйственных земель находятся в так называемом внутреннем офшоре. Как пояснил Лещенко, речь идет о сельскохозяйственных площадях, выращенный урожай с которых реализуется за наличные средства, минуя таким образом налоговую отчетность.

Кроме того, по словам министра, экспорт «неучтенного» урожая идет через офшорные фирмы-однодневки, которые оставляют полученную прибыль за пределами Украины, и еще и получают возмещение НДС.

С целью решительной детализации сегмента, глава Минагрополитки анонсировал, что еще до запуска рынка 1 июля, последует внесение законопроекта о налогообложении земельных участков во «внутреннем офшоре», для них будет введено понятие минимального налогового обязательства.

«Независимо от того, кто работает на этой земле, организационно-правовая форма не имеет значения. Значение имеет то, что каждый гектар украинской земли должен быть учтен, и он должен облагаться налогом по минимальному налоговому обязательству, поскольку такая детенизация «внутреннего офшора» предполагает миллиарды дополнительных отчислений в местный бюджет«, — заявил министр, сославшись на просьбу территориальных громад которые просили финансовый инструментарий учета земельных ресурсов.

Как разъяснил журналистам Лещенко, введение специального «минимального налогового обязательства» позволит эффективно детенизировать сферу землепользования и вести учет земельных ресурсов.   

Читайте также на DOSSIER:  Украина может вернуться к идее консорциума по управлению ГТС – советник министра

«Своевременность» реагирования

Подытоживая вышеописанную Романом Лещенко ситуацию, выходит, что почти треть всего земельного банка (из 32,6 млн га пахотных угодий в стране) – это производственная база огромного, многомиллиардного и чрезвычайно высокодоходного сегмента нелегального/криминального агробизнеса.

Де-факто устами Лещенко государство констатирует, что за месяц до старта земельной распродажи в вопросе контроля землепользования царит полная разруха и бардак. Это почти что чистосердечное признание власти в тотальной управленческой несостоятельности.

Инициативу с введением специального налогового инструмента министр аграрной политики пояснил необходимостью предоставить объединенным территориальным громадам (ОТГ) инструментария учета и контроля сельскохозяйственной земли. Не совсем понятно, что мешало министерству навести порядок в сфере землепользования раньше, до передачи земельных ресурсов в распоряжение ОТГ.

Вполне логично, что пока весь учет земельных участков осуществлялся единым органом – Госгеокадастром, провести полную инвентаризацию было бы проще, чем после того, как эту ответственность «распотрошили» между органами местного самоуправления. А ведь еще недавно Лещенко торжественно заявил о завершении «дерегуляции земельных отношений» и ни о каких проблемах с «внутренним офшором» не вспоминал.

Более того, согласно нововведениям в земельном законодательстве, предусмотрено введение страхования профессиональной ответственности исполнителей работ по землеустройству перед заказчиками. Этот механизм контроля должен заменить собой вертикальную структуру государственного контроля сферы землепользования. Однако совершенно не ясно, как местное самоуправление будет в действительности осуществлять и обеспечивать контроль и учет пользования земельными участками.

Заявление министра агрополитики, что налоговый механизм позволит наладить контроль представляется, мягко говоря, несостоятельным. На деле внедрение этой экстренной инициативы, скорее всего, имеет совсем иные цели.

Налоговый «пресс» для фермеров и пайщиков  

Примечательно, что ранее власть уже пыталась принять законодательные нормы о налогообложении земельных участков, предлагая ввести так называемый механизм поставленного налогового обязательства.

Читайте также на DOSSIER:  «Над судебной реформой в Украине работаем без реального успеха» — Букиккио

Такая инициатива появилась ровно год назад в виде законопроекта №3131 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и других законов Украины по детенизации производства сельскохозяйственной продукции». Vesti.ua тогда писали и подробно анализировали его основные положения.

Принятие законопроекта застопорилось из-за скандалов в информационном пространстве. Авторов документа уличили в лоббизме, обвинив их в попытке содействовать таким образом крупным земельным латифундиям. Увеличение налоговой нагрузки станет тяжелым бременем для малых фермерских хозяйств и обеспечит перетекание их земли к крупным агрохолдингам. Также новый налог для пайщиков должен «стимулировать» индивидуальные хозяйства продавать ее или передавать в аренду.

Судя по всему, внезапные откровения министра Романа Лещенко о наличии огромного «внутреннего офшора» землепользования – это подготовка ко второму заходу на установление механизма «налогового перераспределения».

Цель – земля малых фермерских хозяйств и пайщиков, которые, согласно соцопросам, не горят большим желанием продавать землю. Согласно данным Государственной налоговой службы, в Украине насчитывается 2,3 млн пайщиков-фермеров, которые самостоятельно обрабатывают свою землю. По меньшей мере, речь идет об около 5 млн га земли.

Очевидно, Лещенко и команда рассчитывают на то, что с помощью «налогового стимулирования» можно будет придать земельной распродаже необходимую «динамичность».

Лещенко сказал – Лещенко сделал

Пока данный текст готовился к выходу, 3 июня на сайте Рады появился текст правительственного законопроекта № 5600 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений».

Полностью предвосхищая наши опасения о новой попытке власти «озадачить» фермеров-единоличников и пайщиков дополнительной налоговой нагрузкой, документ вводит понятие и формулу расчета общего «минимального налогового обязательства» (МНО) для собственников и пользователей с 1 га земли сельскохозяйственного назначения.

В частности, авторы проект закона дополняют налоговый свод правил новой статьей «Особенности определения общего минимального налогового обязательства плательщиков единого налога».

Читайте также на DOSSIER:  В Еврокомиссии считают ошибкой, что судебной власти сначала дали гарантии независимости, а затем принялись за ее очищение

«Собственники, арендаторы, пользователи на других условиях (в том числе на условиях эмфитевзиса) земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, а также главы семейных фермерских хозяйств, в том числе по земельным участкам, принадлежащих членам такого семейного фермерского хозяйства и используются таким семейным фермерским хозяйством, обязаны подавать приложение с расчетом общего минимального налогового обязательства в составе налоговой декларации за налоговый (отчетный) год«, — указано во вступительной части законотворческого «ноу-хау».

При этом минимальная ставка МНО законопроектом не устанавливается, а будет в ручном режиме определяется Кабмином, а точнее – Минфином.

«Форма приложения с расчетом общего минимального налогового обязательства, утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику».

Ранее, обосновывая необходимость «выведения» украинских фермеров-единоличников «из тени», аналитик Всемирного банка Клаус Дайнингер в комментарии для Deutsche Welle указывал, что мелкие фермеры «должны вносить свою лепту в возрождение сельской местности«.

Такой лептой вполне может быть передача земельных ресурсов «более эффективным» и уважаемым собственникам, например, в лице крупных иностранных агрохолдингов. Под бурные и продолжительные аплодисменты латифундистов, данному законопроекту наверняка обеспечат «регламентную гиперскорость», в аккурат поспевая к торжественному запуску земельного рынка.

РОМАН ГУБРИЕНКО
ЖУРНАЛИСТ