В свое недавнее путешествие в Канаду и Соединенные Штаты Америки премьер-министр Денис Шмигаль летал самолетом украинской авиакомпании SkyUp. Как стало известно накануне визита, перевозчик выиграл тендер на поставку авиационных услуг для официальных делегаций за рубежом, пока самолеты государства-предприятия «Украина» «прикованы» к аэродрому в Борисполе. Стоимость услуг – 37 млн грн. в год. Но сейчас ли сейчас в принципе летать государственными чартерами чиновникам страны, которая воюет и изо всех сил ищет средства на восстановление?
Тема авиационных перевозок чиновников традиционно приковывает внимание медиа и общественности, часто становясь предметом незаурядных скандалов. В основном они касаются использования частных самолетов вместо регулярных рейсов. Несколько лет назад профильная неправительственная организация Transport&Environment обнародовала отчет, согласно которому 50% всех авиационных выбросов на планете создают именно частные самолеты, перевозящие 1% всех пассажиров. При этом объем выбросов на одного пассажира в таком чартере – от 5 до 14 раз больше, чем на регулярном коммерческом рейсе.
Поскольку загрязнение окружающей среды и карбоновый след — очень чувствительная тема, чиновники Евросоюза каждый раз получают от прессы хорошую взбучку, оказываясь в центре такого скандала. За примерами далеко ходить не нужно. Буквально в конце марта выяснилось , что президент Евросовета Шарль Мишель на прошлогодний саммит ООН по климату в Египте летал частным чартером. Это вызвало большое возмущение, ведь получается, что чиновники не придерживаются того, о чем договариваются — уменьшение выбросов.
Более того, из всех 112 перелетов, совершенных с начала каденции, председатель Евросоюза регулярными рейсами летал лишь 18 раз, загрязняя атмосферу за счет налогоплательщиков. Через неделю французская Le Monde и британская The Guardian вышли с критикой роста расходов еврочиновников на перелеты – далекие, и особенно – по Европе, где можно воспользоваться либо регулярным коммерческим рейсом, либо вообще скоростным поездом.
Мишель не единственный, кого критикуют за нерациональное использование авиатранспорта. В 2021 году журналисты выяснили , что президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен — среди прочего, использовала самолет для перемещения между точками расстоянием 50 км. Впрочем, это было одно из исключений, которого можно было избежать.
По общему правилу, европейские чиновники должны минимизировать использование частной авиации (даже, несмотря на то, что бюджет на нее ежегодно закладывается — для экстренных нужд), и по возможности пользоваться регулярными рейсами или поездами. Очевидно, что подобный протокол вполне могли использовать должностные лица в Украине.
Для перевозок в «мирное» время чиновники используют самолеты государству предприятия «Украина». Во время войны оно уже привлекало SkyUp к частным перевозкам – в 2022 году. Новый тендер был организован 5 декабря 2022 года. Заявку подала только SkyUp. Конечный договор был заключен 30 декабря 2022 года. Сумма предложения составляет около 37 млн. грн.
Согласно условиям договора, до конца 2023 года компания должна выполнить 60 литерных среднемагистральных рейсов из «Борисполя» или других аэропортов Украины (в случае открытия воздушного пространства Украины для гражданских судов) или аэродромов за границей. Кроме того, авиакомпания должна обеспечить техническую проверку самолетов, подготовку экипажа и готовность экипажа к осуществлению обратных рейсов.
Премьер Денис Шмигаль на этот раз улетел в Канаду и Штаты из польского Жешува на Boeing 737-800 с обычной компоновкой в 189 кресел. Однако, можно ли этого не делать и улететь обычным самолетом – прямым или даже с пересадкой? Можно ли было сместить график на время, когда из того же Жешува вылетает прямой рейс в Нью-Йорк, или из Варшавы — в Торонто или Вашингтон?
Действительно, Шмигаль провел плодотворные переговоры: в Канаде — об усилении санкций и конфискации в пользу Украины задержанного транспортного самолета «Руслан», об очередном пакете военной поддержки, в США — по финансированию программ восстановления и координации действий по контрнаступлению. Удивительно, что в публичной коммуникации не прозвучало слово реформы, ведь именно в обмен на них западные страны будут готовы выделять финансирование под восстановление.
Стоило ли для таких переговоров гонять целый отдельный самолет? И не выглядит ли это так же неуклюже, как в случае с поездкой Мишеля на климатический саммит, когда просители прибывают к дающему с фанфарами и оркестром вместо скромного перелета рейсовым эконом-классом?
Еще один малоприятный момент, не в пользу украинского правительства, заключается в том, что, в отличие от европейских чиновников, которые тратят на свои перелеты средства собственных налогоплательщиков – и при этом в большинстве случаев все же пытаются экономить – наш Кабмин тратит, как известно , средства западных доноров Ведь все, что собирается в Украине сразу отправляется исключительно на армию. А остальные – от зарплат учителей и врачей до чартерных перелетов правительственных делегаций – оплачивают наши западные друзья. Что мы хотели показать им таким визитом?
Конечно, переговоры, личные контакты, новые пакеты санкций и военной помощи, поддержание темы Украины постоянно на первых страницах – это важные задачи, и было бы странно, если бы правительство ежедневно ими не занималось. Однако формат жизни «по старинке», «на широкую ногу», даже несмотря на то, что не можем себе этого позволить, сейчас очевидно не ко времени.