Высший совет правосудия согласовал антикоррупционную программу, не согласившись с ней: сложная дилемма ВСП

согласовал антикоррупционную программу

Антикоррупционная программа, разработанная НАПК, может иметь для судебной власти серьезные последствия

Высший совет правосудия, как известно, поздно вечером 19 января 2023 поддержал проект Государственной антикоррупционной программы на 2023-2025 годы, хотя и с формальными замечаниями.

Судя по всему, другого варианта действий у нового состава Высшего совета правосудия просто не было – вопрос утверждения проекта Антикоррупционной программы на момент ее рассмотрения ВСП фактически стал политическим.

Как отметил во время заседания Совета правосудия заместитель председателя Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Андрей , от утверждения Антикоррупционной программы, в том числе и ВСП, будут зависеть дальнейшие евроинтеграционные перспективы Украины, а также ее финансовая поддержка со стороны иностранных партнеров.

При этом в ВСП хорошо понимали проблемы, которые может создать Антикоррупционная программа для судебной власти. Например, Антикоррупционная программа предусматривает, что преодолеть негативное заключение относительно судьи во время квалификационного оценивания, ВККС сможет только тогда, когда на совместном заседании с Общественным советом добропорядочности (ГРД) за преодоление негативного заключения проголосует большинство членов ГРД.

Кроме того, Антикоррупционная программа создает предпосылки для законодательных изменений процедуры квалификационного оценивания судей, которое еще не завершили еще около 2 тыс. судей.

Фактически Антикоррупционная программа предусматривает, что деятельность ВККС во многих аспектах будет невозможна без согласования с ГРД.

К тому же Программа предусматривает установление законодательного запрета отставки судей до завершения дисциплинарных производств в их отношении (вопреки практике ЕСПЧ).

Последствия принятия Антикоррупционной программы для судебной власти в целом и для отдельных органов управления достаточно четко осознавала, по крайней мере, часть членов Высшего совета правосудия.

«Если Высший совет правосудия утвердит Антикоррупционную программу, то предложенные инициативы могут стать законодательной инициативой. А Высший совет правосудия уже должен будет выполнять программу. Если мы примем программу без оговорок, то в дальнейшем ВСП будет лишена возможности реагировать своими выводами на законы, которые будут приниматься в разрезе этого документа», — отметил во время заседания член Высшего совета правосудия Виталий .

DOSSIER →  В Украине вскрыли земельную схему на 54 млн грн: подозревают чиновника из Госгеокадастра

Впрочем, Высший совет правосудия все же был вынужден утвердить проект антикоррупционной программы, хотя и с «замечаниями и предложениями».

В своих предложениях Высший совет правосудия фактически указал на вмешательство НАПК в деятельность судебной власти.

«Действующее законодательство не предоставляет НАПК полномочий определять организационные принципы функционирования судебной власти. Вопрос о занятии должности судьи и о карьере судьи является исключительно предметом правового регулирования Конституции Украины и Закона № 1402-VIII (Закон «О судоустройстве и статусе судей)», — подчеркнул Высший совет правосудия.

Что касается предложения «усовершенствовать» процедуру квалификационного оценивания судей, то в ВСП, судя по всему, догадались, что под таким «усовершенствованием» может скрываться попытка повторно оценить некоторых судей.

«ВСП отмечает, что усовершенствование процедуры квалификационного оценивания и конкурсных процедур при отсутствии установленных законом оснований для назначения квалификационного оценивания, предусмотренных частью четвертой статьи 83 Закона № 1402-VIII, не должно привести к повторному оцениванию тех судей, которые прошли такое ​​квалификационное оценивание во время процедур первичного квалификационного оценивания, конкурсных процедур или процедур отбора», — указали в ВСП.

Что касается расширения полномочий ГРД, то в Совете правосудия отметили, что НАПК почему-то не учло, что «действующим законодательством не определен четко статус ГРД – это субъект властных полномочий или институт гражданского общества», а также вообще не определен «объем ответственности ГРД». Также в ВСП еще раз напомнили, что «решения Общественного совета добропорядочности должны носить рекомендательный характер».

В целом, в ВСП обратили внимание, что в случае, если антикоррупционная программа станет реальностью, то решение судьбы судей фактически не будет зависеть от самих судей, что противоречит принципу независимости судебной ветви власти.

Впрочем, указанные «замечания и предложения» ВСП при необходимости власти могут легко проигнорировать, ведь обязанности их учитывать нет, а базовый закон об Антикоррупционной стратегии предусматривает сжатые сроки принятия программы, истекшие еще в середине января.

DOSSIER →  В Украине вскрыли земельную схему на 54 млн грн: подозревают чиновника из Госгеокадастра

Кроме того, 3 февраля в Киеве должен состояться саммит «Украина – ЕС», где Украине необходимо продемонстрировать прогресс в выполнении требований относительно начала переговоров о вступлении в ЕС.

 

Вячеслав Хрипун