Нафтогаз согласился начать процесс отделения компании, которая будет заниматься транзитом газа. Уже идет этап вывода оператора ГТС в отдельное и независимое от компании юридическое лицо.
Действие важное особенно в условиях, когда до завершения транзитного договора с Газпромом остается 14 месяцев. Вообще «анбалдинг» или разделение Нафтогаза, в том числе отделения оператора ГТС, должно было стартовать еще в 2014 году. Но всегда были причины для оттягивания процесса – сначала «мешала» реформа рынка газа, а затем и судебный процесс с Газпромом в Стокгольме. Компания настаивала на создании такого оператора в собственной структуре. В то же время, уже почти два года существует компания Магистральные газопроводы Украины, которая была специально учреждена как новый оператор ГТС.
В сентябре этого года ситуация изменилась, когда наблюдательные советы Нафтогаза и магистральных газопроводов Украины подписали меморандум о совместном процессе создания оператора ГТС и разделении Нафтогаза. Это стало результатом компромисса между представителями ЕБРР и Всемирного банка, консультирующих компанию по «анбалдингу», и правительства, которое контролирует Магистральные газопроводы Украины.
Решение Нафтогаза начать юридическое оформление компании, которая будет заниматься транспортировкой и транзитом газа, является первым настоящим шагом в направлении разделения (анбалдинга) предприятия. И это дает шанс Украине выйти на середину 2019 с уже готовой компанией (оператором ГТС), которая подпишет новый договор о транзите газа с европейской компанией или пулом компаний из ЕС и российским Газпромом. Если же процесс и дальше будет затягиваться, то Украина может попасть в цейтнот и наше государство будут активно склонять к условиям, которые могут быть невыгодными. При распределении Нафтогаза средства за транзит будет получать новый оператор ГТС. Эта сумма составляет почти три миллиарда долларов.
Ускорение процесса создания независимого оператора ГТС является следствием договоренности в треугольнике Украина-Еврокомиссия-Россия по условиям транзита газа после 2019 года. Имеющаяся информация свидетельствует о том, что ЕС и Россия достигли компромисса относительно объема транзита газа через Украину на период 2020-2025 гг. На уровне 50-60 млрд. куб. м. и теперь нужно только получить юридического партнера со стороны Украины.
В то же время, новый оператор ГТС – это только начало новой истории деятельности магистральных газопроводов и подземных хранилищ Украины. Если оператор ГТС будет один, то субъектов управления магистральными газопроводами должно быть как минимум двое. Сейчас речь идет о фактически разделение ГТС Украины и два самостоятельных субъекта. Причина такого разделения в том, что 1-2 компании из Европы не способны «потянуть» управление всей ГТС.
Первый субъект объединит вокруг себя подземные хранилища и линейные части ГТС, которые проходят по Западной Украине. Цель такого выделения – участие в будущей кооперации с интерконнектором из Польши в Украину и газовым проектом Eastring (Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария). К сожалению, создание газового хаба на базе ПХГ Украины пока еще актуально. Также данный субъект может стать участником восстановленного проекта расширения мощности ГТС на отрезке «Богородчаны-Ужгород». Проект предусматривал увеличение пропускной способности ГТС на 19 млрд. куб. м и его стоимость составляет всего $600-800 млн.
Второй субъект – это собственно основная часть магистральных газопроводов Украины, которые будут работать и дальше в кооперации с российской ГТС. Здесь речь идет также о покупке газа европейскими компаниями у Газпрома на границе Украины и России. А также перепродажа этого газа потребителям в Украине.
В то же время, в условиях сокращения добычи газа в ЕС, Украина имеет абсолютно все шансы самостоятельно управлять собственной ГТС и без привлечения управленческих партнеров. Ведь страны ЕС будут нуждаться дополнительном транзитном газе кроме «Северного потока-2» и «Турецкого потока». К тому же, Украине вероятно придется через компании-партнеры покупать также и газ. А это может увеличить его цену.
Привлечение необходимых финансовых ресурсов для модернизации ГТС – это отдельный вопрос. И компании, которые участвуют в конкурсе на управление ГТС Украины не дают гарантий, что будут инвестировать в ГТС.
В то же время, остаются внешние и внутренние факторы, которые могут затормозить процесс создания оператора ГТС.
Основным внутренним риском является монополизация рынка газа. Это вызывает беспокойство компаний, которые хотят быть партнерами Украины при управлении ГТС. Ведь безопасность работы газораспределительных сетей и подземных хранилищ непосредственно связана с работой всей ГТС Украины.
Основным внешним риском остается статус компаний, которые проявили интерес к ГТС Украины – Gasunie (Нидерланды), GRTgaz (совладельцем является компания Engie, экс-Gas de Grance), Snam (Италия), Eustream (Словакия), Fluxys (Бельгия), Gaz- System (Польша), Transgaz (Румыния), Desfa (Греция), Reganosa (Испания). Также был задекларирован интерес американских компаний к ГТС Украины.
Часть компаний, которые имеют значительный опыт и имеют больше шансов выступить в роли партнера ГТС (Gasunie, GRTgaz, Snam, Eustream) являются давними и особыми партнерами Газпрома. Поэтому влияние России на ГТС Украины может наоборот только возрасти с появлением европейского партнера. Часть других, меньших, компаний также находятся в рабочих отношениях с Газпромом, а потому в любом случае будут вынуждены искать общий язык с российской компанией.
Поэтому у Украины остается мало времени, чтобы решить все эти вопросы и избежать новых конфликтов как с Газпромом, так и с Евросоюзом. И пусть запоздалое создание независимого оператора ГТС дает возможность остаться транзитером российского газа для стран ЕС.