В Украине повысят налоги: к чему готовиться бизнесу и обычным гражданам

Денис Шмыгаль

Налоги украинцам пересчитают уже в ближайшие недели. Без дополнительного ресурса могут возникнуть проблемы с финансированием армии. Пока что изменения предполагают повышение ставки военного сбора, а также введение новых правил для ФЛП. Соответствующий «ресурсный» законопроект 11416-д был принят в первом чтении 17 сентября. Первую попытку провалили, но при повторном первом чтении удалось найти необходимое количество голосов. Впереди – второе чтение.

О том, как повысят налоги и к какому следующему шагу нужно готовиться, читайте в материале OBOZ.UA.

Как и кому вскоре повысят налоги: сколько будут платить ФЛП и каждый украинец

В Украине законопроект о повышении налогов на финансирование армии пришлось голосовать повторно. 17 сентября его приняли в первом чтении. Хотя еще несколько недель назад этот документ провалили в сессионном зале. Не хватило нескольких голосов, зарплаты военных оказались под угрозой. За несколько месяцев до этого премьер-министр Денис заявлял в стенах Рады, что вопрос пересмотра налогов вообще не рассматривается. Хотя уже тогда была разработана модель правительственного законопроекта о повышении налогов и детали этого документа сообщал OBOZ.UA.

Украинцы принимают участие в волонтерских инициативах, собирают миллиарды гривен на помощь армии, но не готовы платить на эту же армию больше налогов. И здесь много причин: от недоверия к органам власти до отсутствия налоговой культуры.

Но повысить налоги все же придется. «Это даже не цинизм, это либо биполярное расстройство, либо (что вероятнее) полное пренебрежение к умственным способностям собственных избирателей, которым они пытаются одновременно «продать» взаимоисключающие истории о популярной поддержке армии и о срыве непопулярного повышения налогов «, – прокомментировал проваленное голосование в интервью OBOZ.UA председатель Комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил .

Следовательно, повышение налогов предусмотрено в следующем размере:

— военный сбор вырастет с 1,5 до 5%. К примеру, если сейчас с дохода в 20 тыс. грн военный сбор платится в размере 300 грн, то после повышения придется платить уже 1000 грн;
— плательщики единого налога на третьей группе будут платить военный сбор в 1% (сейчас не платят). То есть с дохода в 30 тыс. грн ФЛП третьей группы заплатит 300 грн;
— ФЛП на первой, второй и четвертой (аграрии) форме единого налога будут платить военный сбор в размере 10% минимальной зарплаты. На сегодня это 800 грн;
— банки заплатят налог на прибыль в размере 50%. Это объясняют тем, что банки смогли получить фактически аномальные доходы за счет ОВГЗ. Небанковские финансовые учреждения заплатят 25% налога на прибыль.

DOSSIER →  Вилкул: «Власть изменила значение слов и теперь люди воспринимают «реформы» не как улучшение»

Кабинету министров поручат разработать законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно зачисления военного сбора в спецфонд Госбюджета с целью их направления на нужды финансового обеспечения сектора безопасности и обороны.

— Таким образом, обычный украинец с зарплатой в 30 тыс. грн после повышения военного сбора заплатит вместо 450 грн (1,5%) 1500 грн (это уже 5%).
— ФЛП третьей группы с ежемесячным доходом в 30 тыс. грн будет платить на 300 грн больше (военный сбор не платил, а будет платить 1%).
— ФЛП второй группы с доходом в 30 тыс. грн ежемесячно будет платить на 800 грн больше (военный сбор не платил, а будет платить 10% минимальной зарплаты).

Это не последнее повышение налогов. Самые большие шаги впереди

Еще в начале года в Украине была опубликована Национальная стратегия доходов (ее утвердило правительство еще в конце декабря прошлого года). Документ был разработан по требованию МВФ и согласован с международными партнерами (и не только в Фонде).

Но опыт принятия ресурсного законопроекта (т.е. попытка принятия) доказывает: вполне возможно, что Нацстратегия так и останется воплощенной исключительно на бумаге. Как стало известно OBOZ.UA, сейчас конкретные предложения, законопроекты, которые бы реализовали стратегию, даже не разрабатывают.

Среди основных налоговых изменений, которые в Национальной стратегии доходов обязалось внедрять правительство:

— Изменение налога на недвижимость

До войны местные бюджеты на 8,7% формировались за счет налогов на квартиры и дома, площадь которых превышает нормативную. Речь идет о квартирах от 60 квадратов и домах от 120 квадратов.

Действующая система начисления налогов вызывает множество вопросов. При этом не учитывается ни стоимость жилья, ни месторасположение. К примеру, дом в центре столицы площадью 200 квадратов может стоить сотни тысяч долларов. А такой же площади здание в Павлограде Днепропетровской области может стоить сотни тысяч гривен. Разница в ценах – в десятки раз. Однако налог может быть начислен одинаковый.

DOSSIER →  Коррупционный след: как самый влиятельный налоговик Сокур избегает ответственности за нарушения в ГНС

Согласно стратегии, налог должен быть реформирован. Будут учитывать оценочную стоимость. «Однако для введения новой модели налогообложения на сегодняшний день есть ряд сдерживающих факторов. Так, сейчас: не сформирован в полном объеме Государственный реестр прав на недвижимое имущество; отсутствует институт оценки недвижимого имущества; отсутствует орган, на который возложены функции по проведению оценки объектов недвижимости для целей налогообложения», – говорится в стратегии.

В планах предусмотрено, что в течение 2024-2025 годов утвердят акт, определяющий правовые основы и механизм осуществления оценки имущества. В течение 2026-2027 годов: осуществление оценки объектов недвижимости, содержащихся в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. В течение 2027 года: наполнение информационной базы относительно оценочной стоимости. В течение 2027-2028 годов: разработка модели налогообложения объектов недвижимости.

— Новый налог на доходы физлиц и реформа единого налога

Налог на доходы физических лиц в Украине для всех одинаков – 18%. Такой налог ввели в 2016-м из-за большого количества схем. Тогда действовала прогрессивная шкала: чем меньше зарабатывали украинцы, тем меньшую ставку налога платили. Тогда массово использовали схемы сокрытия доходов, чтобы использовать низкую ставку.

После изменений в Украине должны ввести прогрессивную шкалу, однако до этого улучшат администрирование. «Серьезную проблему для эффективного налогообложения наемного труда создает действующая на сегодняшний день в Украине упрощенная система налогообложения, поскольку многие налогоплательщики считают привлекательным выбрать для своих наемных работников статус самозанятых лиц», – говорится в Нацстратегии.

В рамках реформы обещают:

— восстановление прогрессивной шкалы ставок с одной или двумя значительно более высокими ставками НДФЛ для части дохода лиц с высокими доходами;
— замену минимального не облагаемого налогом дохода на предоставление персональной социальной помощи лицам с низким уровнем дохода;
— пересмотр льгот по НДФЛ, специальных условий налогообложения;
— внедрение эффективной стимулирующей системы налоговых вычетов (возвратов уплаченных налогов);
— предоставление контролирующим органам доступа к банковской информации о движении средств на счетах налогоплательщиков.

DOSSIER →  Коррупционный след: как самый влиятельный налоговик Сокур избегает ответственности за нарушения в ГНС

Правила для ФЛП кардинально изменят. Это будет происходить постепенно (на протяжении не менее чем трех лет). Юридическим лицам запретят пользоваться единым налогом, в третьей группе единый налог постепенно увеличат с 5% до 18%. Первую и вторую группы единого налога объединят, а ставка будет колебаться от 3 до 17% в зависимости от вида деятельности.

Изменения ожидают и обычный бизнес. Так, постепенно отменят льготы по уплате НДС (например, для аграриев). Рассмотрят возможность ввести акциз на сладкие напитки. После войны повысят ставки на экологические выбросы. Пересмотрят и налог на имущество: его хотят привязать к оценочной стоимости недвижимости.

Украине придется изменить Налоговый кодекс, правила применения НДФЛ и кардинально сократить упрощенную систему и единый налог. Даже если сейчас на это недостаточно голосов в Раде, это придется сделать для дальнейшей евроинтеграции и возможности стать полноправным членом ЕС.

Александр Литвин

0 0 голоса
Рейтинг
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии