Украина уже начинает страдать от нехватки воды — одним Днепром всю страну не обеспечишь. Но если начать решать проблему уже сейчас, то за десятилетие вполне можно справиться
В утвержденной 3 марта Кабинетом Министров «Стратегии-2030» прописаны темпы и направления экономического развития Украины на ближайшие десять лет. Причем как вопросы общего плана (вроде показателей ВВП или улучшения внешней торговли), так и вполне конкретные проблемы. Одна из них обратила на себя наше особое внимание — проблема сохранения водных ресурсов Украины и воссоздания мелиоративного комплекса.
Становится все суше
Пусть вас не обманывает нынешняя снежная зима — климат в Украине становится все более теплым и сухим. (В конце концов, можно вспомнить прошлую зиму, после которой из-за отсутствия влаги в почве погибли все озимые.) К сожалению, нам пришлось начать писать об этом еще три года назад: уже тогда метеорологи пророчили Украине в ближайшие годы климат не только более теплый (что хорошо), но и более сухой (что плохо).
Так и получилось: если лето 2018-го было довольно дождливым, то уже 2019-го — сухим. Далее — столь же сухая осень и зима без снега и с плюсовыми температурами почти все время. Лето 2020-го немного исправило ситуацию, но избежать значительных потерь урожая так и не удалось.
То есть мы видим: климат в Украине в самом деле меняется, становясь более засушливым. А это означает, что появляется целый комплекс проблем, связанных с водой — точнее, с ее нехваткой. Проблема начинается от обмеления рек и резкого сокращения числа водоемов. За последние 25 лет в нашей стране исчезло более 10 тыс. малых рек, утверждают в Ассоциации рыболовов Украины. Уже давно почти не ведутся мелиоративные работы по расчистке заиленных истоков, реки мелеют и пересыхают. К тому же в последние годы наблюдается сильное маловодие — реки наполняются только на 70% от нормы. При этом интенсивно застраиваются их берега, что также оставляет реки без воды.
В результате не только теряется возможность использования речного транспорта, но и начинает остро не хватать воды для орошения. А значит, следующий этап — нехватка воды для нужд промышленности, а затем — и для бытовых нужд, то есть для населения.
К сожалению, это вполне реальная перспектива. В «Стратегии-2030» приводится статистика, которую просто необходимо процитировать: «Украина имеет один из самых низких среди европейских стран показателей обеспеченности собственными водными ресурсами — 1 тыс. куб. м местного стока на одного жителя (в США — 7,4 тыс. куб. м, в Германии — 1,9 тыс. куб. м). Также среди европейских стран Украина занимает низкое место по показателю ежегодной обеспеченности местного речного стока на одного жителя, он составляет 1,3-1,9 тыс. куб. м (для сравнения: Франция — 4,6; Польша — 1,7; Германия — 1,3 тыс. куб. м)».
Да, нехватка питьевой воды, да и воды для промышленности, нам пока не грозит. А вот сельское хозяйство уже несет потери. Ежегодно Украина теряет более 500 млн т чернозема. На каждую тонну производимого в Украине зерна теряется до 10 т почвы. Растут темпы эрозии почв: на юго-востоке страны степень эрозии почв местами уже достигает уровня опустынивания.
Убивает украинские плодородные почвы также их неправильная эксплуатация. Например, часто распахиваются земли, которые распахивать не положено: склоны крутизной 20-30 градусов, поймы рек и т. п. Разрушаются мелиоративные системы, которые закладывались десятками лет и должны служить тысячу лет. Причем если справиться с «неправильным» земледелием еще возможно административными методами, то возрождение всей мелиоративной системы — это огромный проект государственного значения, по масштабу не уступающий дорожному строительству.
Однако если не заняться прямо сейчас системами орошения, то завтра Украина уже не сможет хвастаться своими черноземами. Ведь формирование гумуса — плодородной основы чернозема — просто невозможно без большого количества влаги.
Как сберечь драгоценную влагу
Надо сказать, что авторы Стратегии (если судить по документу) в полной мере понимают остроту водной проблемы. В самых разных ее частях всплывают соответствующие предложения. Например, среди целевых индикаторов есть такой: обеспечить ведение кадастрового учета не менее чем 90% сельхозземель и водных ресурсов.
А в разделе, касающемся государственной политики в АПК по защите окружающей среды и управлению природными ресурсами в сельском хозяйстве, упоминаются такие меры, как:
- введение экономического стимулирования мероприятий по использованию и охране земель и повышения плодородия почв,
- снижение уровня загрязнения вод и других компонентов окружающей среды из сельскохозяйственных источников,
- совершенствование структуры земель и угодий страны,
- восстановление антропогенно измененных экосистем,
- внедрение устойчивого землепользования и достижения нейтрального уровня деградации земель,
- установление прозрачного процесса аренды и приватизации водных ресурсов и гидротехнических сооружений.
Действительно, это ровно те меры, которые нужно принять, чтобы развернуть вспять процесс превращения Украины в полупустынную страну.
Про водные ресурсы говорится и в другом разделе, где описывается стратегическая цель «Обеспечение безопасной окружающей среды для населения». Там перечислены такие меры, как:
- переход к интегрированному управлению водными ресурсами по бассейновому принципу,
- внедрение нового порядка осуществления государственного мониторинга вод,
- разработка и утверждение планов управления речными бассейнами,
- разработка и утверждения Морской природоохранной стратегии Украины,
- разработка и утверждение плана действий для достижения и поддержания хорошего экологического состояния Азовского и Черного морей,
- внедрение программы государственного мониторинга вод в соответствии с требованиями Водной рамочной директивы ЕС.
Вода под землей
Также в стратегии много внимания уделено теме стратегического водного резерва — подземных вод. Как сказано в Стратегии, «Украина имеет достаточно прогнозных запасов подземных вод для обеспечения нужд, однако использует их потенциал на 4,3%… Прогнозные ресурсы подземных вод Украины довольно значительны и составляют 61 689,2 тыс. куб. м в сутки, их достаточно, чтобы обеспечивать растущие потребности населения и промышленности. Однако уровень разведки прогнозных ресурсов подземных вод в целом по Украине незначителен — лишь 26%».
В последние годы добыча подземных вод сокращается, что обусловлено экономическими причинами, уменьшением количества водопотребителей и доли использования подземных вод в общем балансе водопотребления. В результате объем неиспользованных прогнозных ресурсов подземных вод в Украине значителен: 95,7%. Это та «дополнительная» вода, которую можно использовать практически во всех регионах Украины, особенно для небольших водопотребителей с потребностями в воде до 30-50 тыс. куб. м в сутки.
Впрочем, подземные воды, как и любой другой ресурс, требуют внимания: учета, оценки, защиты и технологий добычи. Однако приятно сознавать, что этот ресурс у нас есть.
Кто вернет в Украину мелиорацию?
Но все же главная проблема сегодняшнего дня — в том, что сельское хозяйство страны надо масштабно перестраивать под использование орошения. Иначе никакие засухоустойчивые сорта не помогут вернуть недавние рекордные урожаи.
Изменения климата в Украине привели к тому, что степь сегодня практически потеряла роль житницы. Температуры растут, и аграрное производство перемещается в зоны лесостепи и Полесья. Площадь полива почти не увеличивается, развитие мелиоративной отрасли практически остановилось. Из-за этого степь засыхает, ее замещает полупустыня.
По оценке Госкомитета Украины по водному хозяйству, в стране имеются 2181 тыс. га орошаемых и 3307 тыс. га осушенных земель. В 1990 г. поливалось 2,3 млн га орошаемых земель, но после распада СССР их использование резко сократилось. В 2010 г. поливалось только около 600 тыс. га. Далее эта площадь начала очень медленно расти, почти исключительно усилиями частного агробизнеса.
Площадь орошаемых земель резко сократилась из-за того, что государство почти прекратило финансировать реконструкцию и восстановление оросительной сети. Она перешла в собственность муниципальных образований, хотя и не приватизировалась. Местные власти же просто не имели достаточных средств для содержания мелиоративных сетей. Наибольшие потери между 1991 и 2010 гг. понесли Херсонская, Днепропетровская, Запорожская, Донецкая, Одесская и Харьковская области.
Но есть надежда, что отношение государства к мелиорации принципиально изменится. В «Стратегии-2030» четко прописаны меры по развитию инфраструктуры орошения:
- создание законодательных и организационных оснований для возникновения организаций водопользователей,
- передача части объектов государственной собственности в концессию,
- внедрение прозрачной и социально приемлемой системы формирования тарифов,
- инвентаризация существующей инфраструктуры, увеличение государственных инвестиций в оросительную инфраструктуру,
- внедрение программ поддержки субъектов, которые используют орошение,
- осуществление институциональной реформы управления мелиорацией земель с предвидением отделения сфере оказания государством услуг по орошения и дренажа от государственного управления водными ресурсами, в частности путем создания национальной акционерной компании по предоставлению услуг по орошению и дренажа, реализация целевых инфраструктурных проектов,
- внедрение новейших методов в орошении,
- привлечение международных кредиторов,
- передача большинства объектов в частную собственность, привлечение иностранных партнеров.
Все это правильные меры; более того, соответствующие законопроекты уже несколько раз вносились в Верховную Раду. Так, 4 марта там зарегистрировали законопроект №5202 «Об организации водопользователей и стимулировании гидротехнической мелиорации земель». Документ предусматривает передачу функций содержания мелиоративной инфраструктуры нижнего уровня водопользователям, а также создания организации водопользователей и прописывает их функционал. В частности, законопроект устанавливает четкие правила, позволяющие инвестировать в развитие и модернизацию мелиоративной инфраструктуры. Это призвано повысить эффективность использования систем орошения в украинском АПК.
«Чтобы привести в порядок всю нормативную базу по мелиорации земель, требуется год-полтора. Здесь еще важный момент: мы открываем рынок земли, а цена этой земли зависит от инфраструктуры, которая для нее создана. Провести полив, проложить оросительные каналы — все это немалые деньги, — сказал «ДС» депутат Верховной рады Украины VIII созыва, эксперт по земельным вопросам Алексей Мушак. — Стоимость земли будет зависеть от того, насколько далеко находится оросительный канал. Чем дальше вести воду — тем ниже стоимость земли. Так что в мелиорацию придется вложить миллионы, но предварительно надо урегулировать вопросы собственности на землю. Потому что ведь и трубы с водой, и оросительные каналы, — они пойдут по чьей-то земле».
В Украине действительно плохо обстоят дела с обеспеченностью водными ресурсами и с орошением полей. И будет еще хуже, если ничего не предпринимать. К счастью, в Кабмине проблему понимают, и в «Стратегии-2030» немало внимания уделено разным аспектам ее решения. Однако вполне разумные предложения и планы «размазаны» по всему документу, по разным его частям. Возможно, стоило бы их собрать в единый блок — тогда было бы проще решать проблему нехватки воды и запущенности мелиоративного дела через конкретные законы и решения Кабмина