Управление государственными предприятиями — нужны реальные изменения, а не имитация реформ - DOSSIER

Управление государственными предприятиями — нужны реальные изменения, а не имитация реформ

Распорядитель госсобственностью ФГИУ не умеет эффективно управлять — убытки растут словно снежный ком

Государственные активы для государства — что чемоданы без ручки: и выбросить жалко, поскольку при должном управлении они могут приносить прибыль, и нести тяжело, потому, что эффективно управлять распорядитель госсобственностью ФГИУ не умеет — убытки растут, словно снежный ком.

Не может не шокировать общая сумма убытков от неэффективных госпредприятий: только за 2019 год она составила более 174 млрд грн, что составляет 5% отечественного ВВП. К тому же, эта цифра имеет тенденцию к росту, что является приговором умению государства управлять собственными активами. Почему же так произошло и как изменить ситуацию к лучшему? Попробуем разобраться.

Ранее госпредприятиями руководили отраслевые министерства. Нельзя сказать, что это был top-notch quality менеджмент, но в специфике деятельности госактивов они понимали больше, чем следующий государственный распорядитель — ФГИУ. В период «царствования» Фонда в «стране госсобственности» оказалось, что как посчитал Кабинет министров, 50% из госактивов — банкроты, на 20% «паразитируют» всевозможные дельцы и «смотрящие» от олигархических структур и только 30% более-менее прибыльные. Неэффективные госпредприятия каждый день приносят Украине убытки, и света в конце этого убыточного «туннеля» пока не видно.

Кардинально изменить ситуацию к лучшему могла бы реформа корпоративного управления (далее — КУ), начатая в 2015-2016 годах по рекомендации иностранных консультантов и западных партнеров, которые обратили внимание на низкое качество управления госактивами. Один из ключевых пунктов этой реформы — формирование наблюдательных советов (далее — НС) госпредприятий не из представителей государства (или ФГИУ или профильных министерств), которые, в лучшем случае, выполняют функции статистов, а в худшем являются ставленниками заинтересованных структур, — а именно за счет независимых директоров.

Читайте также на DOSSIER:  Накопить на старость. Как Кабмин предлагает обеспечить льготникам нормальные пенсии

Дальше. В 2016 году ВР принимает изменения в закон «Об управлении объектами государственной собственности». Ними предусматривается требование создания на госпредприятиях независимых НС с функциями стратегического управления. Согласно закону, в круг полномочий таких НС включены действительно глобальные вопросы: согласование проекта стратегии, годового финансового плана предприятия и отчета о его исполнении; принятие решения о временном отстранении руководителя от осуществления полномочий и назначении лица, временно исполняющего полномочия руководителя; назначение на должность и освобождение от должности руководителя.

А теперь, как говорится, «на мой хлопский ум», почему это полезно для нашего государства? Независимые директора — это, в отличие от представителей ФГИУ, профессионалы своего дела — опытные специалисты из разных областей, юристы, аудиторы. Они могут и дают возможность госпредприятиям достигать поставленных целей — работать эффективно и с прибылью. Они не будут плясать под дудку заинтересованных сторон, прикрывать хищения на государственных предприятиях и сознательное уничтожение материальной и финансовой базы госактивов.

Какие же наши успехи на пути формирования независимых НС? По данным Минэкономики, в настоящее время они сформированы лишь на 10-15 крупнейших госпредприятиях. В ближайшее время их количество имеет шансы пополнить легендарный «Энергоатом», куда войдет четверка независимых директоров. Если, конечно, МЭРТ, которое вместе с ФГИУ выступает главным тормозом реформы КУ, вспомнит, что оно призвано работать именно в государственных интересах. Не густо, правда? Особенно если вспомнить, что в Украине работает более 3,6 тысячи госпредприятий.

Но даже на этой несчастной десятке госактивов, где появились независимые директора, они были подвергнуты такому бешеному прессингу со стороны государства, что были вынуждены покинуть НС. Может, это и является важным критерием эффективности их деятельности? Ведь можно не сомневаться, что независимые члены НС сильно мозолили глаза тем, кто, как говорил известный герой культовой комедии «Кавказская пленница», привык «путать свою шерсть с государственной».

Читайте также на DOSSIER:  Эксперты рассчитали приблизительный уровень пенсий в Украине до 2035 года