«Укрпочта» на продажу. Под кого Смелянский «реформирует» госкорпорацию

FavoriteLoadingДобавить в избранное

Госпредприятие в стахановском темпе готовят на приватизацию

В разразившемся недавно скандале с зарплатами министров и директоров госкорпораций, глава «Укрпочты» возглавил хит-парад общественных «симпатий». Игорь Смелянский оказался на вершине списка самых оплачиваемых управленцев в Украине с фантастическим размером жалования почти 2 млн гривен в месяц. 

Впрочем, смакуя тему космического оклада главного почтовика страны, СМИ и общественность, упускают из виду «соль» вопроса. А именно — судьбу самой «Укрпочты», которую Смелянский в стахановском темпе готовит на приватизацию.

В каком состоянии находится почтовый гигант, чем обернется приватизация компании и почему «Укрпочта» является крайне привлекательным активом, анализируют «Bести.ua».

Синдром мессианства и азы «почтового терроризма»

Следом за «Укрзализныцей», землей и прочими остатками государственной собственности, «Укрпочта» также отправится на «эшафот» тотальной приватизации, которую Кабмин Алексея Гончарука провозгласил «правительственным приоритетом». Еще в октябре 2019 года министр инфраструктуры Владислав Криклий описал будущее почтового оператора. «Укрпочту» мы тоже предлагаем готовить под IPO (первая публичная продажа акций — авт.). Мы как раз исключили и УЗ, и «Укрпочту» из списка предприятий, не подлежащих приватизации«, — отметил Криклий. Роль «мессии» коммерциализации «Укрпочты» и проводника компании в последний приватизационный путь, должен выполнить Игорь Смелянский.

В ситуации с громким зарплатным скандалом, Смелянский держался очень уверенно, а если сказать точнее — нарочито по-хамски. В публичных комментариях главный почтмейстер яростно отметал все нападки и последовательно доказывал, что его колоссальная зарплата оправдана управленческими успехами и личным уровнем профессионализма.

«Все видят зарплату, но никто не видит три высших образования, что 14 лет работаю, что я взял кредит, который еще выплачиваю на три образования в США. Мой рабочий день составляет 18-20 часов в сутки. Поэтому, если разделить на два, то уже не миллион, а 500 тысяч. Отнимите 45% налогов и будет еще меньше«, — пояснил Смелянский.

Возможно, ощущение своей исключительной роли в судьбе «Укрпочты», вселяет в господина Смелянского завидную самоуверенность. Благо, есть кумиры для подражания. Например, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. Скандалы с космическими зарплатами и премиями руководителя газового монополиста, создали «принцип Коболева».

Когда министров и руководителей госкомпаний вызывали в ВР для объяснений стремительного роста зарплат, Смелянский пришел «на ковер» спокойным и с заготовленной презентацией. Примитивная листовка в формате «было-стало» с некими показателями «Укрпочты» за 2016-2019 года, видимо, убедила нардепов в обоснованности размера оклада Смелянского и сняла остроту вопроса. Самым забавным в списке достижений главы почты выглядит пункт об экономии 700 млн гривен на закупках. Каких-либо логических механизмов, доказывающих правдивость этой суммы и факта, нет. Таким образом, любую фантазию можно записать в графу «перемог».

Впрочем, более наглядными являются данные о прибыльности компании. Смелянский утверждает, что при нем «Укрпочта» увеличила показатель чистого дохода почти в два раза (с 4,6 млрд грн до 8,2 млрд) и показала прибыльность на уровне 600 млн гривен. Все это выглядело очень пристойно и внушительно, если бы не отчет Госаудитслужбы о деятельности компании за период 2016-2018 годов.

Аудиторы, изучив финансовый баланс  компании, отметили устойчивую тенденцию опережающих темпов роста расходов над доходами в диапазоне 15-30% за весь период.

Читайте также на DOSSIER:  Послы G7 обсудили с Коболевым необходимость внедрения реформ на украинском энергорынке

«Проведенным анализом выяснено, что финансовым результатом его деятельности в течение 2016-2018 годов был убыток, который за соответствующие периоды составил 60 386 тысяч гривен, 202 817 тысяч гривен, и 504 490 тысяч гривен. В течение всего отчетного периода финансовый результат имел тенденцию к уменьшению и убыток в 2018 году, по сравнению с 2016 годом, увеличился более чем в 8 раз«, — отмечают ревизоры.  Какими расчетами пользовался Смелянский, и о какой прибыльности он так бодро рапортует, не совсем понятно.

Стоит также отметить, что в прошлом году «Укрпочта» дополнительно получила из госбюджета 500 млн гривен на компенсацию тарифа по доставке пенсий.  Этот объем финансовой помощи обеспечил открытый шантаж Кабмина со стороны Смелянского. Глава почты угрожал прекратить доставку пенсий, закрыть 5-7 тыс. сельских отделений «Укрпочты» и сократить треть персонала, если правительство не выполнит его требование.

Тактика «почтового терроризма» возымела успех. Компания получила деньги, а самого Смелянского не только не попытались снять с должности за подобную выходку, но и не критиковали публично. Возможно, секрет непоколебимости позиций Смелянского заключается в наличии у него внушительных покровителей.

Бельгийская «крыша» и призы для инвесторов

Безусловно, вершиной карьерного успеха Игоря Смелянского станет вывод «Укрпочты» на IPO. Это действительно солидное профессиональное достижение, которое очень ценится в деловых кругах либерального сообщества. Впрочем, когда в Украине помпезно представляли нового руководителя «Укрзализныци» в лице Войцеха Бальчуна, то многих покорял факт, что Бальчун вывел польскую железнодорожную компанию на IPO.

бывателю был малознаком этот процесс и значение загадочны трех букв, которыми описывалось достижение польского рокера, но эффект солидности это произвело. Период руководства и плоды деятельности поляка в качестве руководителя УЗ вполне емко можно описать его цитатой после отставки: «С точки зрения опасений и рисков, которые я принял во внимание при поездке в Украину, могу сказать, что наибольший успех в том, что я выжил и вернулся«.

За деятельностью Смелянского чутко следит наблюдательный совет «Укрпочты». К слову, именно набсовет утверждает зарплату главного почтовика страны. В конце 2018 года Миниинфраструктуры подписало договоры с новым составом наблюдательного совета почтового оператора. Возглавил совет бельгиец Бенуа Плеска, экс-член правления компании «Danone» и менеджер с многолетним стажем. Плеска является ярким представителем управленческой гильдии транснационального капитала. Т

акие менеджеры встраиваются в различные структуры «отсталых стран», программируют матрицу решительных «реформ» и структурных «трансформаций». Если внимательно изучить ситуацию, то такие же «кризисные менеджеры» оккупировали почти все наблюдательные советы государственных банков, госкорпораций, всевозможных совещательно-консультативных органов при министерствах, силовых ведомствах и прочих структурах.

Именно Бенуа Плеска ранее готовил к приватизации национального почтового оператора Румынии. Там государство решило продать 51% акций госпочты, де-факто, передав ее в частное управление. Похоже, что такая же судьба уготована и «Укрпочте». Впрочем, возникает вопрос – чем наша несчастная почтовая структура, может заинтересовать иностранных покупателей?

«Укрпочта», при всей своей закостенелости и отсталости, имеет несколько очень привлекательных для покупателя активов. Во-первых, это наличие огромного количества недвижимости во всех уголках страны. В конце прошлого года «Укрпочта» объявила о планах выставить на продажу более 800 объектов недвижимости, общей площадью 132 тыс. кв. м.

Читайте также на DOSSIER:  В Нафтогазе объяснили, какой должна быть "здоровая" цена на газ

«У «Укрпочты» 1,3 миллиона квадратных метров недвижимости и много ее находится в центрах крупных городов или на берегу Черного моря, где большая стоимость земли. И 10% этих объектов непригодны для эффективного использования, что совсем не способствует развитию Укрпочты как логистической компании«, — резюмировал Игорь Смелянский.

Хотя множество объектов расположены в далеких и вымирающих селах, но немало активов почты являются весьма ценными и дорогостоящими. К тому же, это готовая инфраструктурная сетка, покрывающая всю страну с возможностью встраивания ее в любые проекты.

Во-вторых, ценностью являются будущие возможности и опции «Укрпочты». В Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект №2788 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно финансовых услуг в сфере почтовой связи».

Принятие этого документа позволит «Укрпочте» предоставлять банковские услуги. Почтовый оператор сможет открывать почтовые депозитные счета для граждан, органов власти и местного самоуправления. Привлеченные деньги «Укрпочта» сможет размещать на счетах других банков, выдавать в виде кредитных займов или вкладывать их в государственные ценные бумаги.

Фактически «Укрпочта» превратится в огромное банковское учреждение с соответствующим инструментарием. Почта, как и банки, сможет активно принимать участия в финансовых спекуляциях с облигациями внутреннего государственного займа, а также поучаствовать в перераспределении земельного рынка.

Покупка «Укрпочты» предоставит владельцу большое, готовое финансовое учреждение, с инфраструктурной сеткой недвижимости и налаженными логистическими связями по всей стране. Также открывается огромное неконкурентное поле обслуживания клиентов в сельской местности, где нет инфраструктуры традиционных банков.

По приблизительным оценкам, в Украине почти 30% сельских жителей, то есть – около 11 млн граждан (если верить свежим демографическим изысканиям Кабмина). Это создает уникальные условия для развертывания самых смелых бизнес-проектов. К слову, максимальная близость и прямое взаимодействие «Укрпочты» с сельским населением из числа собственников земли, делает почтового оператора весьма эффективным инструментом при открытии рынка земли и процессе перераспределения земельных ресурсов.

При таких колоссальных преимуществах, желающих поучаствовать в приватизации «Укрпочты» будет более чем достаточно.

Социальная потребность и коммерческая целесообразность

Вышеописанные нюансы составляют основную мотивацию приватизационного исхода «Укрпочты». Однако важно обратить внимание на другие, не материальные аспекты этого вопроса.

Продажа государством такого актива, как национальный почтовый оператор, имеет ряд специфических особенностей, отличимых от приватизации, например, металлургического завода или птицефабрики. «Укрпочта», как и «Укрзализныця», кроме сугубо хозяйственно-экономической деятельности, обеспечивает ряд социальных функций.

Социальный функционал зачастую прямо противоречит логике экономических процессов, которые заключаются в получении и максимизации прибыли. Грубо говоря, есть логика доставки посылок, а есть логика доставки пенсий, официальной корреспонденции и прочего.

Почтальон в сельской местности не только по доставляет писем, посылок и пенсий. Он выполняет важную социальную работу. Сельский «листоноша» зачастую берет на себя роль местного социального работника, психолога и вестника новостей.

Почтальон может помочь пенсионерам принести воды из колодца, нарубить дров, расчистить снег и доставить нужные товары и продукты в село, где давно нет магазина. Сотрудник почты может развлечь беседой одиноких стариков, любезно выслушать их проблемы, которые давно никого не интересуют, рассказать об изменениях расписания региональных  автобусов и пересказать последние новости из райцентра. В сельской местности работа почтальона – это нечто большее, чем просто доставка.

Читайте также на DOSSIER:  Сказочник и визионер. Кто будет готовить кадры для украинской оборонки

Возможно все эти операции можно рассчитать и упаковать в рамки некой «экономической целесообразности». Однако в таком случае, ликвидируется суть понятий «социальной защиты» и «социальных гарантий государства», а все категории граждан переводятся на прагматичный «хозрасчет» — вне зависимости от статуса и особых потребностей. Система начинает работать по либертарианской схеме: «Никто никому ничего не должен».

Абсолютное большинство реформ власти направлены на обнуление политики социальной ответственности государства. Впрочем, пока в Украине экспериментируют с внедрением элементов социал-дарвинизма, более развитые страны идут другим путем, комбинируя подходы экономической целесообразности и потребности в социальных механизмах защиты.

Например, национальный почтовый оператор Франции «La Poste» развиваетновые направления услуг с учетом именно социальной составляющей функционирования почты. Французская компания запустила в 2017 году новую программу под названием «Veiller Sur Mes Parents» («Присмотри за моими родителями»). За небольшую плату можно заказать услугу по присмотру за пожилыми родственниками. Клиенты получают кнопку-брелок для экстренного вызова сотрудника почты и еженедельный визит почтальона на дом.

Прежде чем прийти к клиентам, почтальон тщательно изучает их профиль, интересы и составленный психологами перечень вопросов, который поможет вступить в непринужденную беседу.

«Представьтесь и начните беседу с обсуждения тем, представляющих для него/нее потенциальный интерес: о сегодняшней погоде, о вчерашних популярных телепередачах; задайте также вопрос, кто и когда посещал клиента на минувшей неделе«, — вот отрывок из рабочей памятки «La Poste».

Время еженедельного визита не регламентируется, почтальон проводит с клиентами столько времени, сколько необходимо в зависимости от обстоятельств. Сотрудник почты регулярно информирует заказчика о посещениях его родителей, составляет заметки о ходе беседы, информирует о необходимости сделать мелкий ремонт в жилище, пополнить запасы продуктов и пожеланиях подопечных.

Формат такой программы зародился еще в 2013 году. В период аномальной жары, муниципалитеты французских городов обратились к почтовому оператору с просьбой периодически направлять своих сотрудников для проведывания наиболее уязвимой категории граждан-пенсионеров.

Частная почта Великобритании тестирует собственную, похожую услугу «SafeConnected» («В безопасности и на связи»), направленную на заботу о состоянии здоровья клиентов и их личную безопасность. Хотя почтовый оператор в частной собственности, но социальную программу финансирует Министерство внутренних дел Соединенного Королевства.

Остатки социальных функций «Укрпочты» сохранились вопреки курсу компании, сохраняя инерционное движение и рабочие традиции. Приватизация почтового оператора и окончательный перевод его на чисто коммерческие рельсы, уничтожит оставшиеся социальные функции компании. Услуги будут доходить только к тому и туда, где это обосновано получением прибыли. Клиенты почты из целевой аудитории получения социальных услуг и помощи превратятся в объекты политики экономической целесообразности. В приоритете останутся только прагматичные и сухие финансовые показатели.