

Бизнес раскритиковал введение электронной акцизной марки, которая позволит властям отслеживать передвижение всего легального алкоголя и сигарет в стране. Однако Рада, скорее всего, от идеи не откажется
Взятые Верховной Радой за основу законопроекты о внедрении электронной акцизной марки для алкоголя и табака заимствуют нормы российской системы электронного акцизирования. Модель предполагает учет каждой бутылки и пачки на всех этапах их поставок до конечного потребителя – обеспечение этого подхода обойдется бизнесу в сотни миллионов долларов, что приведет к существенному удорожанию продукции. Вместе с тем побороть теневой рынок реформа не сможет.
Такую оценку депутатской разработки высказали профильные бизнес-ассоциации. UBR.ua детально разобрался в справедливости их претензий, истории внедрения электронной акцизной марки в Украине и ее аналогах у соседей, а также в том, способна ли реформа повлиять на невероятно разросшийся в стране теневой рынок спиртного и табака.
Что такое электронная акцизная марка и зачем она нужна
В своем прямом значении «электронная акцизная марка» – QR-код на подакцизной продукции – была внедрена в Украине только для алкоголя с весны 2020 года. QR-код, который наносится на обычную бумажную акцизку, можно считать смартфоном и перейдя по ссылке на сервис Государственной налоговой службы (ГНС) проверить информацию о покупателе марки, таким образом удостоверившись в легальности происхождения товара.
Но это лишь один из элементов одноименной комплексной реформы, концепция которой была утверждена еще правительством Владимира Гройсмана в 2016 году.
В широком смысле под «электронной акцизной маркой» власти уже тогда подразумевали автоматизированную систему контроля за оборотом и местонахождением подакцизных товаров на всех этапах поставок: от производства либо ввоза на таможенную территорию Украины до отпуска конечному покупателю. Такая система отслеживания товаров через маркировку называется track&trace.
По задумке, многоступенчатый контроль, как со стороны государства, обладающего данными о перемещениях всего легального алкоголя и сигарет в стране, так и со стороны потребителей и налоговых инспекторов, имеющих возможность отыскать точки реализации контрабанды и контрафакта – должен значительно снизить теневой рынок подакцизной продукции в Украине.
В 2022 году в общем рынке доля нелегального табака достигла 22%. Для алкогольной продукции уровень «тени» можно оценить в 54-56% от всех потребляемых украинцами алкогольных напитков, если их перевести в 100%-ый алкоголь, сказал нам независимый эксперт рынка Игорь Товкач.
Как видно, статистика алкорынка не улучшилась после внедрения для напитков акциза с QR-кодом. Впрочем, такой итог работы механизма изначально прогнозировался некоторыми из экспертов. Как писал в марте 2020 года юрист Денис Сиюшов, правительство не обязало операторов рынка размещать уникальный идентификатор товара в QR-коде, что упрощает его подделку.
По мнению Сиюшова, снизить обороты теневого рынка могла бы лишь полноценная track&trace-система, описанная в концепции КМУ 2016 года. Причем созданная не в отдельности под каждую из видов подакцизной продукции, но объединяющая табачную и алкогольную отрасли, а в будущем – и другие.
К полноценной реализации концепции власти подошли в 2023 году.
Как будет работать электронная акцизная марка
12 января Рада в первом чтении приняла законопроекты №8286 и №8287. Ими предлагается создать единую электронную систему для алкогольных напитков, сигарет и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах.
Через систему будет осуществляться генерация электронных акцизных марок по заказу зарегистрировавшихся в ней предпринимателей. Сгенерированная марка должна быть уникальной и содержать в себе множество данных о товаре – всего в проекте перечислено 16 пунктов, среди которых код производителя или импортера, сумма уплаченного акцизного налога, вид товара, его зарегистрированное название.
В дальнейшем в электронную систему необходимо будет вносить сведения практически обо всех операциях с подакцизными товарами: среди прочего, о нанесении е-марки, отправлении товара с места производства или хранения, переупаковке в иную тару и перегрузке (в том числе из одного ТС в другое), а также разгрузке на складе или в магазине.
Кроме марок для единичной продукции, законопроект предусматривает генерацию групповых электронных акцизных марок, которые будут наноситься на блоки сигарет, ящики с алкоголем и другие групповые транспортные упаковки. В групповых марках будет размещена информация о всех товарах в коробке, помеченных единичными акцизами.
На каждом из этих этапов электронные марки нужно сканировать. Все это необходимо для создания «электронной прослеживаемости» подакцизных товаров, определения их фактического маршрута.
После того, как единичная марка будет отсканирована в магазине, она деактивируется. Ее повторное пробитие заблокирует розничная касса, подключенная к электронной системе подакцизных товаров.
Недействительной марка станет и в том случае, если предприниматель не нанесет ее на товар в течение 180 дней после генерации.
Сами марки будут наноситься не на бумажную акцизку, а непосредственно на упаковку. Хотя этого не указано в законопроектах, тексты которых будут дорабатываться ко второму чтению, но, как рассказала UBR.ua директор ассоциации «Укрводка» Алина Шолохман, по заверениям депутатов генерация марок будет для бизнеса бесплатной.
«Сканировать каждую е-марку придется вручную». Чем недоволен бизнес
Законопроекты были внесены в парламент 15 декабря 2022 года. Уже через неделю разработку раскритиковали в ассоциации «Укртютюн», объединяющей крупнейших в Украине производителей сигарет («Филип Моррис Украина», «Джей Ти Интернешнл Украина», «Табачная компания В.А.Т – Прилуки», «Империал Тобако Украина»).
Часть из замечаний бизнеса власти признали верными, пообещав внести изменения при доработке текста ко второму чтению. В частности, указанный в законопроекте срок внедрения реформы, 1 января 2024 года, слишком короткий для объединения двух отраслей в одну электронную систему и потому будет перенесен, отметил в интервью изданию «Телеграф» глава налогового комитета Даниил Гетманцев.
В тексте проекта закона электронная акцизная марка определяется как «двухмерный штрих-код быстрого реагирования (QR-код)», но, как говорят в ассоциации «Укртютюн», в ЕС в качестве уникального идентификатора используется Dot-код или DataMatrix-код. По объяснениям Гетманцева, код электронной марки предложат выбирать самому предпринимателю.
Однако на этом замечания предпринимателей далеко не исчерпываются. Даже не учитывая технологические и юридические проблемы, бизнес считает неприемлемой общую логику реформы, основанную на поштучном учете каждой единицы подакцизных товаров на всех этапах их поставок.
Как поясняется в сообщении Европейской бизнес ассоциации (EBA), на администрирование поштучного учета продукции компаниям потребуется направить значительные дополнительные финансовые и человеческие ресурсы. Для импортеров алкоголя, подсчитали члены профильного комитета EBA, минимальные допрасходы могут составить 3-4 грн на бутылку (или 260 млн грн в год). Их складские траты возрастут в 8 раз, время на прием товара – в 60 раз.
Импортеры алкогольных напитков «работают с партиями, а не с каждой отдельной бутылкой», подчеркивается в заявлении EBA.
Позволить работу с крупными партиями товаров должна возможность создавать групповые электронные марки и сканировать их при перемещении груза, высказал мнение UBR.ua исполнительный директор «Экономического дискуссионного клуба» (ЭДК) Олег Пендзин.
Однако, по словам менеджера комитетов EBA Евгения Кузьменко, групповые идентификаторы никоим образом не отменяют необходимость учета каждой отдельной бутылки алкоголя. Для формирования групповых идентификаторов оператор должен отслеживать, какие конкретно единичные упаковки с алкогольной продукцией входят в групповую упаковку.
«Более того, групповые идентификаторы создают дополнительные риски ответственности за нарушение закона для экономических операторов. Они связаны с обнаружением недостачи, повреждения, пересортицы единичных упаковок с алкогольными напитками уже после их принятия по таким групповым идентификаторам«, – поясняет Кузьменко.
Это не все сложности, связанные с групповыми идентификаторами. Как отмечено в сообщении ассоциации «Укртютюн», правила создания групповых марок предполагают, что во время сбора блоков сигарет необходимо сканировать все акцизы на единичных пачках. То же самое нужно будет делать с групповыми марками блоков при их запечатывании в коробки, с коробками – в ящики, и так далее. Процедура будет повторяться при распаковке продукции.
«Возникнет такая матрешка из кодов разных уровней, которые нужно будет каждый раз формировать и сканировать в ручном режиме. Ведь не существует автомата, способного складывать товары в групповые упаковки и одновременно генерировать и наносить коды«, – отметила директор ассоциации «Укрводка» Шолохман.
Система побутылочного учета также нецелесообразна при сохранении авансовой системы уплаты акцизного налога, действующего сейчас в Украине, привел еще один аргумент против реформы Кузьменко из EBA. Если не внедрить оплату акциза в момент реализации товара, то дополнительный госнадзор над уже рассчитавшимся с казной бизнесом будет не только обременительным, но и не имеющим смысла.
Расходы производителей спиртного составят сотни миллионов долларов
Значительный рост затрат бизнес ожидает не только после начала работы электронного акциза, но и во время подготовки к его внедрению. Производителям подакцизной продукции нужно будет закупить дорогостоящее и дефицитное оборудование. Как отмечает исполнительный директор ассоциации «Укрводка» Алина Шолохман, по имеющимся сегодня у рынка оценкам, единица оборудования, необходимого для нанесения марок на товар при производстве, стоит от 240 до 500 тыс. евро.
«В Украине четыре табачных компании, каждая имеет по 7 производственных линий. Соответственно, только им придется закупить 28 единиц такого оборудования. Производителей алкоголя в Украине намного больше, полагаю, что более 70. В среднем у них 3 производственные линии, для которых, получается, необходимо закупить 210 таких машин«, – дала оценку Шолохман.
Несложно подсчитать, что таким образом приобретение только данного вида техники обойдется табачному производству от 6,72 до 14 млн евро, алкогольному – от 50,4 до 105 млн евро. При этом, говорит наш собеседник, основным препятствием к закупке является даже не сумма указанного оборудования, а его отсутствие в готовом виде за границей и неспособность иностранных производителей в обозримые сроки выполнить заказ на изготовление столь большого числа техники.
Помимо машин для нанесения акциза, на каждую линию предприятиям нужны будут специальные сканеры стоимостью от $100 тыс., а также множество «ручных» аппаратов для использования рядовыми сотрудниками, добавила Шолохман.
Она акцентировала внимание, что не бесплатным будет и планируемое создание единой электронной системы подакцизных товаров. В госбюджет расходов на нее не заложили. Как рассказали бизнесу представители налогового комитета ВР, в котором принимала участие Шолохман, реформу должны оплатить «доноры».
Эксперт, впрочем, не уверена, что доноров удастся отыскать властям воюющей страны, которая и так находится в зависимости от иностранного финансирования, необходимого на ряд более актуальных социальных и инфраструктурных нужд. В конечном счете, опасается директор «Укрводки», денег под реформу могут так и не найти, а вот производители, вынужденные готовиться к грядущим изменениям, зря закупят многомиллионное оборудование.
В любом случае ни в самой отрасли, ни даже среди отдельных ветвей власти нет уверенности в экономической окупаемости введения электронной акцизной марки за счет увеличения бюджетных поступлений. Инициаторы проекта соответствующих расчетов пока не предоставили.
Стоит ли электронный акциз своих денег
Как объясняют наши собеседники, в значительной степени законопроект об украинской электронной марке внедряет практики российской системы ЕГАИС, а не принятые в Европе модели учета подакцизной продукции – хотя именно сближение украинского и европейского законодательства является основанием для принятия законопроектов, сказано в пояснительных записках к ним.
Как отмечает директор «Укрводки», ни одна из директив Евросоюза в принципе не обязывает вводить систему track&trace для алкогольных товаров – только для табака (при этом в «Укртютюне» считают, что разработанный украинскими парламентариями вариант track&trace имеет мало общего с европейским аналогом).
В отношении учета алкоголя, рассказывает менеджер комитетов EBA, в Европе принята система Excise Movement and Control System (EMCS). Она создана для отслеживания пути товара от продавца к покупателю и взыскания акциза в конечном пункте назначения. При этом лишней финансовой и операционной нагрузки на бизнес она не накладывает.
«По сути, процесс контроля в системе EMCS сводится к тому, что продавец отмечает в электронном административном документе, который сопровождает движение товара, количество отгруженной продукции, а покупатель отмечает принятие соответствующего количества (с замечаниями или без)«, – объяснил Кузьменко.
Сближает украинскую электронную систему подакцизных товаров и ЕГАИС также их охват сразу нескольких производственных отраслей. В РФ, поясняет Шолохман, ведется учет и контроль оборота самых разнообразных товаров – от меха и леса до спиртосодержащей продукции (стоит отметить, что под названием ЕГАИС функционирует несколько отдельных е-систем, объединяющих группы близких друг другу товаров).
Украинские власти также не планируют ограничиваться учетом табака и алкоголя, и планируют спустя время подключить к системе контроля за подакцизными товарами ряд других отраслей, с которых данный налог не взымается. Ранее в этом ключе в первую очередь обсуждались химическая продукция и фармацевтика, однако на заседании налогового комитета, говорит Шолохман, «было официально объявлено», что следующим под е-контроль подпадет оборот леса.
Так или иначе, все опрошенные UBR.ua эксперты не только считают модель ЕГАИС необоснованно дорогой для бизнеса, но и полагают ее неэффективной с точки зрения достижения основной цели – борьбы с нелегальной продукцией. По словам эксперта алкогольного рынка Игоря Товкача, в РФ введение ЕГАИС проходило более 10 лет, сопровождалось большими тратами для бюджета и бизнеса, но «теневой рынок если и уменьшился, то несущественно».
Согласно исследованию центра «Сколково», к концу 2021 года объем потребления нелегального алкоголя в РФ составлял 34-44%. Одной из основных способствующих «тени» причин назывались низкие доходы населения и дешевизна нелегального алкоголя в сравнении с законной продукцией.
Тот же фактор может увеличить долю нелегального рынка в Украине после внедрения разработанной парламентом системы электронного акциза – ведь при многократном росте расходов и удорожании товаров легальных компаний контрафакт и контрабанду реформа не затронет. Вне контроля точно останется производство и оборот спирта – а это первопричина существования нелегального рынка алкоголя в стране, убеждены в EBA.
«Решение вопроса нелегального рынка алкогольных напитков в Украине лежит вне внедрения механизмов побутылочного или попартийного учета, дизайна акцизной марки или еще одного защитного элемента, а в полной мере лежит в возложенных на правоохранительные органы обязанностях по борьбе с контрабандой и контрафактом«, – высказал позицию ассоциации Евгений Кузьменко.
Даже если ориентироваться на позитивные прогнозы инициаторов реформы, то, как рассчитывают в Минцифры, от ее реализации «теневой» рынок сократится на 15% с нынешних 50% – аналогичного результата, полагают эксперты, можно было бы достичь без дополнительных издержек, с помощью уже имеющихся инструментов контроля за рынком. В том числе используя QR-код на бумажных акцизах.
Алина Шолохман допустила, что отсутствие позитивного влияния «бумажно-электронного» акциза на отрасль обусловлено не минусами этой системы, а провальной работой правоохранителей.
«После внедрения нового формата акцизной марки с QR-кодом предполагалось, что ГНС будет дорабатывать систему исходя из попадающей к ним информации о сканировании бутылок. Долгое время мы не получали никаких данных о результатах нововведения и тут, после публикации законопроекта №8268, нам сообщили, что такая акцизная марка работает плохо – одну и ту же бутылку пробивают по 50 и более раз. Во-первых, если такие сведения есть, значит система все-таки работает. Во-вторых, на них, наверное, нужно было реагировать, проверять субъекты хозяйствования«, – высказала мнение Шолохман.
В свою очередь, Пендзин полагает, что неэффективность госорганов, часто вызванная коррупцией, говорит в пользу принятия законопроекта №8268. Электронная система оборота подакцизных товаров минимизирует участие в контроле за рынком со стороны госслужащих и, несмотря на издержки, в конечном счете окупится. Напомним, повторное пробитие одной и той же марки, в случае реализации планов властей, станет в принципе невозможным.
Другое дело, что обеспечить бесперебойную работу системы электронного маркирования алкоголя на всем пути от склада к потребителю очень сложно – во всяком случае примеров эффективных платформ такого рода нет ни в одной из развитых стран, утверждает эксперт рынка Товкач. Он сомневается, что сами инициаторы имеют полное понимание того, как она должна функционировать, а также сколько времени понадобится на отлаживание всех ее механизмов.
«Пока что кажется, что законопроекты имеют фантазийный характер и вряд ли реализуются«, – подытожил он.
Как бы там ни было, по словам Шолохман власти уже приняли «политическое решение» о введении новой концепции электронной акцизной марки и будут стараться подготовить законопроект ко второму чтению, исправив основные ошибки в рабочих группах с бизнесом. А издержки, которые понесет бизнес, непременно отразятся на цене продукции для конечного потребителя.