Украина скопирует е-акциз у РФ: обойдется в сотни миллионов долларов, алкоголь и сигареты взлетят в цене, но серый рынок не исчезнет

е-акциз
FavoriteLoadingзакладки →

Бизнес раскритиковал введение электронной акцизной марки, которая позволит властям отслеживать передвижение всего легального алкоголя и сигарет в стране. Однако Рада, скорее всего, от идеи не откажется

Взятые Верховной Радой за основу законопроекты о внедрении электронной акцизной марки для алкоголя и табака заимствуют нормы российской системы электронного акцизирования. Модель предполагает учет каждой бутылки и пачки на всех этапах их поставок до конечного потребителя – обеспечение этого подхода обойдется бизнесу в сотни миллионов долларов, что приведет к существенному удорожанию продукции. Вместе с тем побороть теневой рынок реформа не сможет.

Такую оценку депутатской разработки высказали профильные бизнес-ассоциации. UBR.ua детально разобрался в справедливости их претензий, истории внедрения электронной акцизной марки в Украине и ее аналогах у соседей, а также в том, способна ли реформа повлиять на невероятно разросшийся в стране теневой рынок спиртного и табака.

Что такое электронная акцизная марка и зачем она нужна

В своем прямом значении «электронная акцизная марка» – QR-код на подакцизной продукции – была внедрена в Украине только для алкоголя с весны 2020 года. QR-код, который наносится на обычную бумажную акцизку, можно считать смартфоном и перейдя по ссылке на сервис Государственной налоговой службы (ГНС) проверить информацию о покупателе марки, таким образом удостоверившись в легальности происхождения товара.

Но это лишь один из элементов одноименной комплексной реформы, концепция которой была утверждена еще правительством Владимира а в 2016 году.

В широком смысле под «электронной акцизной маркой» власти уже тогда подразумевали автоматизированную систему контроля за оборотом и местонахождением подакцизных товаров на всех этапах поставок: от производства либо ввоза на таможенную территорию Украины до отпуска конечному покупателю. Такая система отслеживания товаров через маркировку называется track&trace.

По задумке, многоступенчатый контроль, как со стороны государства, обладающего данными о перемещениях всего легального алкоголя и сигарет в стране, так и со стороны потребителей и налоговых инспекторов, имеющих возможность отыскать точки реализации контрабанды и контрафакта – должен значительно снизить теневой рынок подакцизной продукции в Украине.

В 2022 году в общем рынке доля нелегального табака достигла 22%. Для алкогольной продукции уровень «тени» можно оценить в 54-56% от всех потребляемых украинцами алкогольных напитков, если их перевести в 100%-ый алкоголь, сказал нам независимый эксперт рынка Игорь .

Как видно, статистика алкорынка не улучшилась после внедрения для напитков акциза с QR-кодом. Впрочем, такой итог работы механизма изначально прогнозировался некоторыми из экспертов. Как писал в марте 2020 года юрист Денис , правительство не обязало операторов рынка размещать уникальный идентификатор товара в QR-коде, что упрощает его подделку.

По мнению Сиюшова, снизить обороты теневого рынка могла бы лишь полноценная track&trace-система, описанная в концепции КМУ 2016 года. Причем созданная не в отдельности под каждую из видов подакцизной продукции, но объединяющая табачную и алкогольную отрасли, а в будущем – и другие.

К полноценной реализации концепции власти подошли в 2023 году.

Как будет работать электронная акцизная марка

12 января Рада в первом чтении приняла законопроекты №8286 и №8287. Ими предлагается создать единую электронную систему для алкогольных напитков, сигарет и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах.

Через систему будет осуществляться генерация электронных акцизных марок по заказу зарегистрировавшихся в ней предпринимателей. Сгенерированная марка должна быть уникальной и содержать в себе множество данных о товаре – всего в проекте перечислено 16 пунктов, среди которых код производителя или импортера, сумма уплаченного акцизного налога, вид товара, его зарегистрированное название.

В дальнейшем в электронную систему необходимо будет вносить сведения практически обо всех операциях с подакцизными товарами: среди прочего, о нанесении е-марки, отправлении товара с места производства или хранения, переупаковке в иную тару и перегрузке (в том числе из одного ТС в другое), а также разгрузке на складе или в магазине.

Кроме марок для единичной продукции, законопроект предусматривает генерацию групповых электронных акцизных марок, которые будут наноситься на блоки сигарет, ящики с алкоголем и другие групповые транспортные упаковки. В групповых марках будет размещена информация о всех товарах в коробке, помеченных единичными акцизами.

Читайте также на DOSSIER:  Дырявая конфорка: что будет с тарифами на газ и почему "Нафтогаз" снова в долгах

На каждом из этих этапов электронные марки нужно сканировать. Все это необходимо для создания «электронной прослеживаемости» подакцизных товаров, определения их фактического маршрута.

После того, как единичная марка будет отсканирована в магазине, она деактивируется. Ее повторное пробитие заблокирует розничная касса, подключенная к электронной системе подакцизных товаров.

Недействительной марка станет и в том случае, если предприниматель не нанесет ее на товар в течение 180 дней после генерации.

Сами марки будут наноситься не на бумажную акцизку, а непосредственно на упаковку. Хотя этого не указано в законопроектах, тексты которых будут дорабатываться ко второму чтению, но, как рассказала UBR.ua директор ассоциации «Укрводка» Алина , по заверениям депутатов генерация марок будет для бизнеса бесплатной.

«Сканировать каждую е-марку придется вручную». Чем недоволен бизнес

Законопроекты были внесены в парламент 15 декабря 2022 года. Уже через неделю разработку раскритиковали в ассоциации «Укртютюн», объединяющей крупнейших в Украине производителей сигарет («Филип Моррис Украина», «Джей Ти Интернешнл Украина», «Табачная компания В.А.Т – Прилуки», «Империал Тобако Украина»).

Часть из замечаний бизнеса власти признали верными, пообещав внести изменения при доработке текста ко второму чтению. В частности, указанный в законопроекте срок внедрения реформы, 1 января 2024 года, слишком короткий для объединения двух отраслей в одну электронную систему и потому будет перенесен, отметил в интервью изданию «Телеграф» глава налогового комитета Даниил Гетманцев.

В тексте проекта закона электронная акцизная марка определяется как «двухмерный штрих-код быстрого реагирования (QR-код)», но, как говорят в ассоциации «Укртютюн», в ЕС в качестве уникального идентификатора используется Dot-код или DataMatrix-код. По объяснениям а, код электронной марки предложат выбирать самому предпринимателю.

Однако на этом замечания предпринимателей далеко не исчерпываются. Даже не учитывая технологические и юридические проблемы, бизнес считает неприемлемой общую логику реформы, основанную на поштучном учете каждой единицы подакцизных товаров на всех этапах их поставок.

Как поясняется в сообщении Европейской бизнес ассоциации (EBA), на администрирование поштучного учета продукции компаниям потребуется направить значительные дополнительные финансовые и человеческие ресурсы. Для импортеров алкоголя, подсчитали члены профильного комитета EBA, минимальные допрасходы могут составить 3-4 грн на бутылку (или 260 млн грн в год). Их складские траты возрастут в 8 раз, время на прием товара – в 60 раз.

Импортеры алкогольных напитков «работают с партиями, а не с каждой отдельной бутылкой», подчеркивается в заявлении EBA.

Позволить работу с крупными партиями товаров должна возможность создавать групповые электронные марки и сканировать их при перемещении груза, высказал мнение UBR.ua исполнительный директор «Экономического дискуссионного клуба» (ЭДК) Олег .

Однако, по словам менеджера комитетов EBA Евгения , групповые идентификаторы никоим образом не отменяют необходимость учета каждой отдельной бутылки алкоголя. Для формирования групповых идентификаторов оператор должен отслеживать, какие конкретно единичные упаковки с алкогольной продукцией входят в групповую упаковку.

«Более того, групповые идентификаторы создают дополнительные риски ответственности за нарушение закона для экономических операторов. Они связаны с обнаружением недостачи, повреждения, пересортицы единичных упаковок с алкогольными напитками уже после их принятия по таким групповым идентификаторам«, – поясняет Кузьменко.

Это не все сложности, связанные с групповыми идентификаторами. Как отмечено в сообщении ассоциации «Укртютюн», правила создания групповых марок предполагают, что во время сбора блоков сигарет необходимо сканировать все акцизы на единичных пачках. То же самое нужно будет делать с групповыми марками блоков при их запечатывании в коробки, с коробками – в ящики, и так далее. Процедура будет повторяться при распаковке продукции.

«Возникнет такая матрешка из кодов разных уровней, которые нужно будет каждый раз формировать и сканировать в ручном режиме. Ведь не существует автомата, способного складывать товары в групповые упаковки и одновременно генерировать и наносить коды«, – отметила директор ассоциации «Укрводка» Шолохман.

Система побутылочного учета также нецелесообразна при сохранении авансовой системы уплаты акцизного налога, действующего сейчас в Украине, привел еще один аргумент против реформы Кузьменко из EBA. Если не внедрить оплату акциза в момент реализации товара, то дополнительный госнадзор над уже рассчитавшимся с казной бизнесом будет не только обременительным, но и не имеющим смысла.

Читайте также на DOSSIER:  Закрыть любое СМИ теперь Нацсовету стало легче

Расходы производителей спиртного составят сотни миллионов долларов

Значительный рост затрат бизнес ожидает не только после начала работы электронного акциза, но и во время подготовки к его внедрению. Производителям подакцизной продукции нужно будет закупить дорогостоящее и дефицитное оборудование. Как отмечает исполнительный директор ассоциации «Укрводка» Алина Шолохман, по имеющимся сегодня у рынка оценкам, единица оборудования, необходимого для нанесения марок на товар при производстве, стоит от 240 до 500 тыс. евро.

«В Украине четыре табачных компании, каждая имеет по 7 производственных линий. Соответственно, только им придется закупить 28 единиц такого оборудования. Производителей алкоголя в Украине намного больше, полагаю, что более 70. В среднем у них 3 производственные линии, для которых, получается, необходимо закупить 210 таких машин«, – дала оценку Шолохман.

Несложно подсчитать, что таким образом приобретение только данного вида техники обойдется табачному производству от 6,72 до 14 млн евро, алкогольному – от 50,4 до 105 млн евро. При этом, говорит наш собеседник, основным препятствием к закупке является даже не сумма указанного оборудования, а его отсутствие в готовом виде за границей и неспособность иностранных производителей в обозримые сроки выполнить заказ на изготовление столь большого числа техники.

Помимо машин для нанесения акциза, на каждую линию предприятиям нужны будут специальные сканеры стоимостью от $100 тыс., а также множество «ручных» аппаратов для использования рядовыми сотрудниками, добавила Шолохман.

Она акцентировала внимание, что не бесплатным будет и планируемое создание единой электронной системы подакцизных товаров. В госбюджет расходов на нее не заложили. Как рассказали бизнесу представители налогового комитета ВР, в котором принимала участие Шолохман, реформу должны оплатить «доноры».

Эксперт, впрочем, не уверена, что доноров удастся отыскать властям воюющей страны, которая и так находится в зависимости от иностранного финансирования, необходимого на ряд более актуальных социальных и инфраструктурных нужд. В конечном счете, опасается директор «Укрводки», денег под реформу могут так и не найти, а вот производители, вынужденные готовиться к грядущим изменениям, зря закупят многомиллионное оборудование.

В любом случае ни в самой отрасли, ни даже среди отдельных ветвей власти нет уверенности в экономической окупаемости введения электронной акцизной марки за счет увеличения бюджетных поступлений. Инициаторы проекта соответствующих расчетов пока не предоставили.

Стоит ли электронный акциз своих денег

Как объясняют наши собеседники, в значительной степени законопроект об украинской электронной марке внедряет практики российской системы ЕГАИС, а не принятые в Европе модели учета подакцизной продукции – хотя именно сближение украинского и европейского законодательства является основанием для принятия законопроектов, сказано в пояснительных записках к ним.

Как отмечает директор «Укрводки», ни одна из директив Евросоюза в принципе не обязывает вводить систему track&trace для алкогольных товаров – только для табака (при этом в «Укртютюне» считают, что разработанный украинскими парламентариями вариант track&trace имеет мало общего с европейским аналогом).

В отношении учета алкоголя, рассказывает менеджер комитетов EBA, в Европе принята система Excise Movement and Control System (EMCS). Она создана для отслеживания пути товара от продавца к покупателю и взыскания акциза в конечном пункте назначения. При этом лишней финансовой и операционной нагрузки на бизнес она не накладывает.

«По сути, процесс контроля в системе EMCS сводится к тому, что продавец отмечает в электронном административном документе, который сопровождает движение товара, количество отгруженной продукции, а покупатель отмечает принятие соответствующего количества (с замечаниями или без)«, – объяснил Кузьменко.

Сближает украинскую электронную систему подакцизных товаров и ЕГАИС также их охват сразу нескольких производственных отраслей. В РФ, поясняет Шолохман, ведется учет и контроль оборота самых разнообразных товаров – от меха и леса до спиртосодержащей продукции (стоит отметить, что под названием ЕГАИС функционирует несколько отдельных е-систем, объединяющих группы близких друг другу товаров).

Украинские власти также не планируют ограничиваться учетом табака и алкоголя, и планируют спустя время подключить к системе контроля за подакцизными товарами ряд других отраслей, с которых данный налог не взымается. Ранее в этом ключе в первую очередь обсуждались химическая продукция и фармацевтика, однако на заседании налогового комитета, говорит Шолохман, «было официально объявлено», что следующим под е-контроль подпадет оборот леса.

Читайте также на DOSSIER:  Украина реформирует систему пенсионного и социального обеспечения, - Меморандум с МВФ

Так или иначе, все опрошенные UBR.ua эксперты не только считают модель ЕГАИС необоснованно дорогой для бизнеса, но и полагают ее неэффективной с точки зрения достижения основной цели – борьбы с нелегальной продукцией. По словам эксперта алкогольного рынка Игоря Товкача, в РФ введение ЕГАИС проходило более 10 лет, сопровождалось большими тратами для бюджета и бизнеса, но «теневой рынок если и уменьшился, то несущественно».

Согласно исследованию центра «Сколково», к концу 2021 года объем потребления нелегального алкоголя в РФ составлял 34-44%. Одной из основных способствующих «тени» причин назывались низкие доходы населения и дешевизна нелегального алкоголя в сравнении с законной продукцией.

Тот же фактор может увеличить долю нелегального рынка в Украине после внедрения разработанной парламентом системы электронного акциза – ведь при многократном росте расходов и удорожании товаров легальных компаний контрафакт и контрабанду реформа не затронет. Вне контроля точно останется производство и оборот спирта – а это первопричина существования нелегального рынка алкоголя в стране, убеждены в EBA.

«Решение вопроса нелегального рынка алкогольных напитков в Украине лежит вне внедрения механизмов побутылочного или попартийного учета, дизайна акцизной марки или еще одного защитного элемента, а в полной мере лежит в возложенных на правоохранительные органы обязанностях по борьбе с контрабандой и контрафактом«, – высказал позицию ассоциации Евгений Кузьменко.

Даже если ориентироваться на позитивные прогнозы инициаторов реформы, то, как рассчитывают в Минцифры, от ее реализации «теневой» рынок сократится на 15% с нынешних 50% – аналогичного результата, полагают эксперты, можно было бы достичь без дополнительных издержек, с помощью уже имеющихся инструментов контроля за рынком. В том числе используя QR-код на бумажных акцизах.

Алина Шолохман допустила, что отсутствие позитивного влияния «бумажно-электронного» акциза на отрасль обусловлено не минусами этой системы, а провальной работой правоохранителей.

«После внедрения нового формата акцизной марки с QR-кодом предполагалось, что ГНС будет дорабатывать систему исходя из попадающей к ним информации о сканировании бутылок. Долгое время мы не получали никаких данных о результатах нововведения и тут, после публикации законопроекта №8268, нам сообщили, что такая акцизная марка работает плохо – одну и ту же бутылку пробивают по 50 и более раз. Во-первых, если такие сведения есть, значит система все-таки работает. Во-вторых, на них, наверное, нужно было реагировать, проверять субъекты хозяйствования«, – высказала мнение Шолохман.

В свою очередь, Пендзин полагает, что неэффективность госорганов, часто вызванная коррупцией, говорит в пользу принятия законопроекта №8268. Электронная система оборота подакцизных товаров минимизирует участие в контроле за рынком со стороны госслужащих и, несмотря на издержки, в конечном счете окупится. Напомним, повторное пробитие одной и той же марки, в случае реализации планов властей, станет в принципе невозможным.

Другое дело, что обеспечить бесперебойную работу системы электронного маркирования алкоголя на всем пути от склада к потребителю очень сложно – во всяком случае примеров эффективных платформ такого рода нет ни в одной из развитых стран, утверждает эксперт рынка Товкач. Он сомневается, что сами инициаторы имеют полное понимание того, как она должна функционировать, а также сколько времени понадобится на отлаживание всех ее механизмов.

«Пока что кажется, что законопроекты имеют фантазийный характер и вряд ли реализуются«, – подытожил он.

Как бы там ни было, по словам Шолохман власти уже приняли «политическое решение» о введении новой концепции электронной акцизной марки и будут стараться подготовить законопроект ко второму чтению, исправив основные ошибки в рабочих группах с бизнесом. А издержки, которые понесет бизнес, непременно отразятся на цене продукции для конечного потребителя.

 

ДМИТРИЙ КРУГЛИКОВ