Украина рискует потерять не только транзит, но и свою ГТС

Россия может оставить в ближайшие годы Киеву ноль транзита своего газа, что сделает украинский газопровод нерентабельным

Трехстороння встреча в Брюсселе по транзиту газа Украина — ЕС — Россия завершилась ничем.

То, что Газпром переговоры затягивает, очевидно, но есть основания полагать, что и украинская сторона их затягивает. Все ждут итога мартовских выборов президента — если люди поменяются (у Коболева контракт с Нафтогазом также заканчивается в марте), придется договариваться заново, поэтому в Киеве понимают, что до выборов нового президента не будет даже начала переговоров.

Рационально было бы подписать транзитный контракт — это выручка, это рабочие места, статус транзитера и многое другое. Но в случае победы Порошенко и продлении полномочий действующего руководства Нафтогаза есть вариант, что контракт может быть не подписан.

От этого небо не упадет на землю: транзит ближайшие два года все равно будет продолжаться, но в таком случае Газпром уже в полной мере будет пытаться минимизировать украинское направление.  

Сейчас Киев добивается сдачи газа на восточной границе Украины, и здесь нас могут ждать неприятные последствия, потому что в таком случае российский монополист будет пытаться сократить объемы до 15-20 млрд кубометров транзита в год, что очень мало. Для понимания: при текущих транзитных тарифах 40 млрд кубометров – это просто выход «в ноль». Украинский трубопровод становится нерентабельным. Иностранцам же вся наша ГТС не нужна, они просто хотят получить в эксплуатацию её часть (называются варианты «Суджа — Ужгород», «Уренгой — Помары — Ужгород»), а с остальным пусть разбирается Украина. Реальных желающих купить нет вообще (и условий от Кабмина нет).

В случае, если Украина потеряет транзит, понадобиться реалистичный план перестройки работы всей украинской газотранспортной системы. Придется выводить из эксплуатации часть участков, консервировать часть компрессорных станций – и делать всё это так, чтобы сохранить поставки газа населению. Какое-то давление в трубе всегда можно создать, но это серьезная инженерная задача. Можно и на Западе покупать газ, вопрос в том, сколько он будет стоить. Словацкий реверс дешевый, но он возможен только благодаря российскому транзиту. А если он прекратится или уменьшится, нам нужно будет обеспечивать доставку газа в Словакию из Западной Европы, а это уже приличные деньги – цена будет существенно отличаться, все это понимают. Кроме того, издержки доставки до конечного потребителя также возрастут. И по этому вопросу тоже рационально было бы договариваться с Газпромом.

В случае серьезного уменьшения или прекращения транзита есть два варианта:

  1. Украинская ГТС становится нерентабельной;
  2. Украина будет вынуждена поднимать транзитные ставки, предварительно додавив Газпром до продажи газа на восточной границе.
Читайте также на DOSSIER:  Президентские выборы могут перенести: эксперт назвал дату и причины

Однако во втором случае проблема ставок станет уже проблемой европейцев как покупателей этого газа, которые будут сами с Киевом договариваться. И, следовательно, не факт, что Киеву удастся эти ставки существенно поднять — Европа не сдастся легко, потому что оплачивать новую цену в итоге будет конечный европейский потребитель.

Сейчас Газпром предлагает мирное урегулирование по решению Стокгольмского арбитража, по которому Украина рассчитывает на компенсацию $2,56 млрд. Газпром готов отдать часть этой суммы газом, но наши выступают категорически против, вообще не желая это обсуждать. Поэтому переговоры никуда не двигаются. Другой кандидат в президенты возможно, будет искать какие-то варианты, Украине нужен транзитный контракт исходя из экономической целесообразности. Но для Порошенко победа в арбитраже – один из главных козырей «перемог» в предвыборной кампании. И в случае победы Петра Алексеевича на выборах продолжится та же политика, которая приведет к тому, что транзитный контракт не будет вообще подписан.

Газпром будет зависеть от Украины какой-то срок в любом случае, потому что СП-2 не будет на полную мощность запущен к началу 2020 года. В 2019-2020 годах значительные объемы транзита останутся.

Но в теории, сложив мощности двух веток Турецкого потока, первого и второго Северных потоков, а также ГТС Беларуси, при базовом сценарии спроса на российский газ и строительстве ряда интерконнекторов на Балканах, в ближайшие несколько лет русские могут вычеркнуть Украину из списка транзитеров.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля