Убыточный транжира: как «Энергоатом» трижды покупал «золотые» автобусы

Энергоатом

«Энергоатом» заказывал дорогие электронные «игрушки». Причем, чем дороже — тем лучше

Лишь после грандиозного скандала государственная компания «Энергоатом» отменила договор на закупку электроавтобусов, стоимостью 737 тысяч долларов за единицу, решив вернуться к этому вопросу после окончания военных действий. Тендер, который предприятие проводило трижды, каждый раз выигрывал участник, предлагавшие более дорогие турецкие автобусы, нежели второй, отечественный претендент – львовский завод «Электронмаш». Почему руководство «Энергоатома» все-таки пошло на попятную, читайте в материале «Апострофа».

Тендер «откатили»

Скандал вокруг кампании разгорелся после того, как замглавы Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Верховной Рады Ярослав , разместил информацию в своем канале в Telegram, сообщая том, что что «Энергоатом» приобрел электрические автобусы на сумму 269,5 млн гривен и дополнительно купил 5 зарядных станций за 11,8 млн гривен.

Представители компании опровергли эту информацию, а в системе электронных закупок Prozorro отмечается, что соглашение было отменено из-за «в связи с невозможностью выполнения договора по причинам, не зависящим от воли сторон, в частности, в связи с отсутствием реального финансирования расходов покупателя«.

В «Энергоатоме» подтвердили, что автобусы и оборудование, о которых было сообщено, на самом деле не были приобретены, уточнив, что вернутся к этому вопросу после завершения военных действий.

Невзирая на отмену договора, возник вопрос, почему государственная кампания, показывающая убытки, планирует столь дорогие покупки. Согласно отчетности за прошлый год, «Энергоатом» показал убытки в размере 3,3 млрд гривен, а также задолженность по выплате заработной платы в размере 2,1 млн гривен.

Формально убытки «Энергоатома» возникли как бы по объективным причинам. «Энергоатом» в рамках реализации так называемой модели ПСО (публичных социальных обязательств) по цене ниже рынка продает электроэнергию, сгенерированную АЭС, гарантированному покупателю в виде Интерэнерго, который в свою очередь дополнительно покупает более дорогую «зеленую электроэнергию», говорит «Апострофу» эксперт по энергетическим вопросам Виктор .

«Закупки автобусов, скорее всего, планировали делать за счет оперативного кеша, который есть на счетах кампании или за счет взятого кредита. В любом случае, у кампании есть более важные задачи, среди которых подготовка к следующему осенне-зимнему сезону, проведение ремонтных работ на реакторах, системах охлаждения и трансформаторах, дабы в отопительный сезон не было проблем. У нас и так атомная генерация в целом потеряла около 6 ГВт из-за захвата Запорожской атомной станции«, — говорит Виктор Логацкий.

Технические ухищрения

Немало вопросов и к самой процедуре конкурса. Известно, что в тендере участвовали ООО «Авто-регион» (поставляет турецкие автобусы Temsa Avenue Electron) и ООО завод «Электронмаш», собирающий автобусы во Львове из импортных комплектующих. Технически их автобусы особо не отличаются, но у Temsa Avenue Electron запас хода на одном заряде больше на 56 км — 210 против 266,5 км у автобусов «Электронмаша». С другой стороны, у львовских автобусов пассажировместимость больше на семь человек.

И самое главное: предложение «Электронмаша» было дешевле на 25% стоимости тендера, но почему руководство «Энергоатома» решило купить более дорогие турецкие.

Тендер проводили трижды, и каждый раз «Электронмаш» предлагал товар дешевле «Авто-регион», выступающего посредником между турецким производителем и украинскими покупателями. Каждый раз «Энергоатом» находил разные причины, чтобы отклонить предложение львовян.

Проверив финансовую отчетность «Электронмаша», на третий третий раз «Энергоатом» поставил новое требование – объем годового дохода у участников за прошлый год был не меньше ожидаемой стоимости тендера. У львовского завода доход составлял 232 млн. гривен, а ожидаемая стоимость торгов была 236 млн. В итоге львовян на основании этой нормы технично прокатили, а формальным победителем стал поставщик, предложивший автобус за 733000 долларов за штуку.

Как только начался скандал в кампании заявили, что тендер на покупку электроавтобусов объявлялся трижды, но «хотя необходимость в приобретении этих автобусов для перевозки персонала АЭС остается актуальной, соответствующий тендер был отменен».

Руководство «Энергоатома» в лице главы Петра а может опасаться лишнего внимания к предприятию в силу сугубо политических причин. Дело в том, что с момента захода его на работу в «Энергоатом» господин Котин стал фигурантом журналистских расследований, в которых, кроме всего прочего, фигурировала его связь с бывшим народным депутатом Андреем ем, которого в Украине обвиняют в государственной измене, а в США – в финансовых махинациях.

Системная коррупция

Судя по всему, команда, руководящая «Энергоатомом» решила лишний раз не светиться в СМИ. Тем более в ситуации, когда общественность уже разогрета до предела с историями с «барабанами» и «овощерезками» для киевских убежищ.

«Важен сам факт, что они решились на проведение такого тендера и трижды все сводили к более дорогому результату. Почему бы и нет? Ведь у нас особо никого еще не наказали за «барабаны» или сверхдорогие закупки продуктов для военных. Чиновники, глядя на такое думают: «Почему тогда и мне не попробовать?». При нынешней власти коррупция достигла просто невиданных размеров, став плоть от плоти чуть ли не стержневым элементом государственного механизма«, — отметил в комментарии «Апострофу» политический эксперт, глава Агентства моделирования ситуаций Виталий .

По мнению эксперта, учитывая военное положение, вся власть в стране сконцентрирована в Офисе президента, и, соответственно, на Банковую ложится груз политической ответственности за ключевые решения. Особенно, если речь касается использования бюджетных средств кадровые решения на стратегических направлениях.

«Видимо, кому-то на Банковой удобно держать во главе «Энергоатома» команду руководителей, за которыми тянется такой информационный шлейф. Весьма распространенная практика – контролировать людей на должностях при помощи компромата или угрозы открытия уголовных производств«, — добавил Виталий Бала.

Сомнительно также, что недавнее решение Кабмина утвердить план корпоратизации «Энергоатома» хоть что-то изменит в практике управления предприятием. Пока корпоративная реформа стратегических предприятий, что особенно заметно по «эпопее» по реформированию Укроборонпрома, не дала ожидаемых результатов.

«Наивно полагать, что в случае с «Энергоатомом» все будет иначе просто в силу того, что у нас сейчас военное время. Нет, коррупция никуда не делась, а напротив даже окрепла и стала системной. В такой ситуации любая реформа – хоть корпоратизация, хоть национализация или приватизация – все равно будет на руку именно «специалистам» по активному освоению бюджетных денег. Без политической воли и законных последствий для самих коррупционеров ничего не изменится в лучшую сторону«, — резюмировал «Апострофу» политический аналитик Александр .

Владимир Шевчук