Судья КСУ через ZN.UA обратился к украинцам и показал проект решения по толкованию земельных статей Конституции

FavoriteLoadingДобавить в избранное

Соответствующий документ КСУ принял за основу. Очевидно, он и станет решением по делу

Конституционный суд 2 ноября в закрытом режиме рассмотрел депутатское представление о разъяснении нескольких статей 13 и 14 Конституции Украины, которые касаются земли. К ZN.UA обратился судья КСУ Сергей Сас с просьбой опубликовать его заявление и проект решения, принятый судом за основу в рамках дела о толковании статей Конституции. Редакция ZN.UA в значительной мере не разделяет политическую позицию судьи, однако мы не видим причин отказать докладчику в доведении его позиции, а также в возможности общественности ознакомиться с проектом, который судом принят за основу, и, очевидно, станет решением.

Так, по мнению судьи, причиной сложившейся ситуации вокруг КСУ, является не столько его решение относительно антикоррупционной реформы, а «желание дискредитировать Суд и заблокировать его работу». В обращении Сас заявил о том, что СМИ распространили позицию президента относительно этого решения еще до обнародования, а «пикетчики с шашками и файерами три часа отрабатывали под стенами суда свой заслуженный заработок в 100 гривен за час (прошу прощения перед теми, кто пришел на митинг по воле сердца)».

«Хотя, по моему убеждению, проблему, если она и возникла в связи с признанием неконституционными отдельных положений Закона Украины «О предотвращении коррупции» и статьи 366-1 Уголовного кодекса Украины, можно решить путем выполнения решения Конституционного Суда Украины, которое является обязательным и обжалованию не подлежит, в течение одного или максимум двух пленарных недель через внесение изменений в законы, как это сделал парламент после принятия судом решения по делу о незаконном обогащении», — заявил судья.

Сас отметил, что связывает последние события вокруг КСУ с решением, которое он подготовил по представлению о разъяснении земельных статей Конституции Украины. По словам судьи, «наблюдатели от власти в суде доложили по инстанциям, а там поняли, что принятие такого решения судом является реальной угрозой для так называемой земельной реформы». Однако, как утверждает Сас, официальное толкование указанных положений Конституции обеспечит возврат земельной реформы в конституционное русло и не позволит лишить украинцев «национального богатства, создания крупных землевладельцев и латифундий, а также не допустит лишения права собственности граждан Украины на землю».

Читайте также на DOSSIER:  Референдум о продаже земли иностранцам будет проведен в течение 3 лет — министр АПК

«В течение последних трех месяцев началось беспрецедентное давление со стороны представителей Президента Украины и Верховной Рады Украины в Конституционном Суде Украины «руками» НАПК, НАБУ, некоторых средств массовой информации на Суд в целом с целью его дискредитации, и отдельных судей, чтобы дестабилизировать работу суда, сделать его недееспособным, сделать невозможным принятие важных решений, в том числе, решение относительно официального толкования отдельных положений статей 13, 14 Конституции Украины», — заявил судья.

Сас заявил о том, что КСУ действовал как независимый орган и в пределах Конституции Украины несмотря на угрозы и давление со стороны представителей других ветвей власти. При этом судья назвал апогеем внесение президентом Зеленским законопроекта о восстановлении общественного доверия к конституционному судопроизводству.


Так, в проекте решения суда говорится, что «закрепленные в преамбуле и статьях 1, 2, 5, части первой статьи 13, части первой статьи 14 Конституции Украины императивные положения нормативно выражают суверенную волю украинского народа на создание Украины как унитарного, суверенного и независимого, демократического, социального и правового государства, в котором земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы в пределах ее территории, природные ресурсы исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа были признаны объектами права собственности и основным национальным богатством Украинского народа как носителя суверенитета и единственного источника власти, наделенного исключительным правом определять и изменять конституционный строй в Украине».

Также, в КСУ считают, что по содержанию первого предложения ч. 1 ст. 13 и первого предложения ч. 1 ст. 14 субъектом права собственности на землю является исключительно граждане Украины. То есть, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории государства законно, не могут быть субъектами права собственности на украинскую землю. Тоже самое касаются и иностранных юрлиц, а также юридических лиц Украины, основанных иностранцами, другими государствами. Согласно проекту решения, международные организации также не могут быть субъектами права собственности на украинскую землю.

Читайте также на DOSSIER:  Диктатура монополий

«Как субъект права собственности на землю Украинский народ осуществляет распоряжение землей непосредственно через всеукраинский референдум в соответствии со статьей 73 Конституции Украины относительно изменения территории Украины. Других случаев непосредственного осуществления Украинским народом права собственности на землю через всеукраинский референдум в Конституции Украины не закреплено», — говорится в проекте решения.

При этом вопросы, охватываемых положениями статей 13, 14 Конституции, могут быть решены только путем внесения изменений в указанные положения Конституции Украины в порядке, определенном статьей 156 Основного Закона Украины.

Также КСУ считает, что право собственности украинского на землю является абсолютным, неизменным, постоянным и поэтому не может быть ограничено какими-либо законами Украины, действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В проекте решения указано, что согласно Конституции, Украинское государство обязано обеспечить каждому гражданину Украины возможность использования земли на праве собственности на принципах социальной справедливости, верховенства права, защиты прав собственности и хозяйствования, равенства субъектов права собственности перед законом.

При этом равенство перед законом означает, что в законах должны быть определены одинаковые основания, условия, способы и порядок приобретения и реализации права собственности на землю среди одноименных субъектов, которыми являются исключительно граждане Украины всех национальностей, «которые изъявляют желание и обладают правоспособностью и дееспособность самостоятельно использовать землю на праве собственности по ее функциональному назначению как главное средство производства в сельском и лесном хозяйствах, для ведения фермерского хозяйства, другого сельскохозяйственного производства, личного крестьянского хозяйства, удовлетворения личных имущественных и неимущественных потребностей и охраняемых законом интересов».

В КСУ также считают, что государство и территориальные громады не могут выступать субъектами права собственности на земную поверхность суши с верхним плодородным слоем почвы как объект права собственности Украинского народа. Они обязаны только осуществлять права собственника на землю от имени граждан, регулировать переход права собственности с соблюдением принципа сочетания собственника земли и сельскохозяйственного товаропроизводителя в одном лице, а также обеспечивать охрану земли как объекта права собственности и основного национального богатства украинского народа в интересах нынешнего и будущих поколений.

Читайте также на DOSSIER:  В Украине обновили порядок денежной оценки сельхозземель: что это значит

Кроме того, в проекте решения указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны действовать в предусмотренных Конституцией и законами Украины пределах полномочий и способом, которые исключали любые возможности чрезмерной концентрации значительных площадей земли и создание латифундий на праве собственности на землю у одних граждан Украины по сравнению с другими.

«Предусмотрено в первом предложении части первой статьи 14 Конституции Украины понятие «земля» необходимо понимать в контексте нормы первого предложения части первой статьи 13 Конституции Украины как объект права собственности Украинского народа», — говорится в документе.

При этом правовая сущность закрепленных в этой норме Конституции Украины понятий «основное», «национальное», «богатство» заключается в том, земная поверхность в пределах украинских границ вместе с ее почвами, недрами, природными ландшафтами и ресурсами экологических систем суши, природными ресурсами ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны имеет для украинского народа исключительную и очень важную экономическую, социальную, экологическую, духовную, историческую ценность по сравнению с другими «богатствами, принадлежащими украинскому народу на праве собственности и подлежит распределению через общественные фонды потребления».

В то же время, согласно решению, одной из главных обязанностей государства перед Украинским народом является обеспечение повышения плодородия почв, рациональное использование, сохранение, воспроизведение и охрана природных свойств земли, ее недр, атмосферного воздуха, водных и других природных ресурсов в экологических системах земной поверхности суши и моря в пределах территории Украины.

«Закрепленное в части первой статьи 14 Конституции Украины словосочетание «находится под особой охраной государства» предусматривает, что государство в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления в определенных Конституцией Украины пределах должно обеспечить специальный правовой режим доступа к земле — объекта права собственности Украинского народа — и ее охрану и защиту как территориальной основы суверенитета Украины», — указано в проекте решения.