СТОИТ ЛИ УКРАИНЦАМ ГОТОВИТЬСЯ К КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Украине в общей сложности существуют около 15 тысяч школ. Из них лишь один процент – частные учебные заведения, в которых можно получить среднее образование.

По сравнению с зарубежными системами обучения это крайне мало. Хотя в обществе бытует мнение, что количество частных школ в стране стремительно растет. Особенно после карантинной встряски и переходе на дистанционное обучение.

Образование в частной школе для обычной украинской семьи – это дорого. В среднем по Украине доля расходов на образование в структуре денежных затрат семьи составляет лишь 1,4%, то есть около 200 грн. Самый большой процент в Киеве – 3,3% – это примерно 378 грн, исходя из средних показателей. В Киеве сконцентрировано больше всего частных школ в Украине. 24% детей, получающих частное образование, делают это в Киеве.

Какие главные отличия частных школ от государственных

В обществе существует несколько популярных представлений о частных и государственных школах. Так, многие считают, что частные школы — дорогие, элитарные. А их выпускники легче становятся студентами ВУЗов или и вовсе продолжают обучение заграницей. Государственные же школы нередко называют плохими, более авторитарными и во многом отстающими от технологического прогресса.

Денежный вопрос

  • Частная школа является автономной и генерирует собственное финансирование из различных источников, таких как обучение студентов, частные гранты и пожертвования. Если смотреть расценки Киева, то цена может составлять как менее тысячи гривен в месяц, так и доходить до 50-60. Средняя же колеблется в пределах 10 тысяч в месяц.
  • Образование в государственной школе, согласно Конституции Украины, бесплатно. Хотя на деле зачастую от родителей просят добровольно-принудительные взносы на модернизацию классов, закупку техники, новые окна и прочее. Согласно исследованию DoZorro в государственных школах 9 из 10 родителей ежемесячно делают взносы до 200 гривен. Это не сравнимо со стоимостью обучения в частных школах, однако не учитывают побочные траты на обучение ребенка.

Учебный план

  • Частные школы могут преподавать сверх стандартной учебной программы, могут обеспечить подход к определенному типу учеников (одаренные, особые потребности, определенная религия/язык) или иметь полностью альтернативную учебную программу. Например, сохранив обязательное количество часов в инвариантной части учебного плана в частных школах могут добавить часы иностранного языка или математики. Впрочем, лицензия от МОН у частной школы считается преимуществом.
  • Государственные школы должны следовать учебной программе, одобренной министерством.

Прием учеников

  • Частные школы самостоятельны в решении зачисления того или иного ребенка.
  • Государственные школы не могут отказать в приеме ребенка, который проживает в закрепленной за школой жилой зоне. Однако в учебное заведения не по “прописке”, в котором не окажется свободных мест, можно не попасть.

Преподавание иностранных языков

  • Во многих частных школах изучение иностранного языка начинается с первого класса. И количество часов для иностранного языка тут, как правило, увеличено, добавлен в программу второй и даже третий иностранный язык. Есть некоторые школы, где все предметы ведутся на английском, немецком или французском и т.д. Нередко в частных учебных заведениях лекции читают представители общественных организаций, узкие специалисты, носители языка, договор с которыми может заключить образовательное учреждение.
  • Государственные школы имеют меньше часов для изучения иностранного. Классы делятся на те, в которых дети учат иностранный с первого класса и те, кто изучает его с четвертого или пятого класса.

Возраст обучения

  • Многие частные школы принимают детей на обучение с пяти лет. В этом возрасте дети знакомятся цифрами, буквами, учатся читать и решать простые арифметические задачи, опять же учат иностранный язык, занимаются хореографией, пением и спортом.
  • Государственные школы принимают детей на обучение с шести-семи лет.

Школьная субординация

  • Частные школы часто позиционирую себя как менее авторитарные. Там более лояльно относятся к тому, что дети быстро устают и не могут долго сидеть на одном месте. Например, во многих частных школах, дети могут ходить по классу во время занятия, находится в удобной позе или даже сидеть на полу. Также ученикам и их родителям оказывается психологическая поддержка.
  • В государственных учебных заведениях дисциплина, как правило, есть частью общей образовательной программы и соблюдается иерархия учитель-ученик. Государственные школы часто менее «деликатны», а во многих отсутствует позиция штатного психолога.

Количество учеников

  • В статутах частных образовательных организаций записано, что обучение в таких школах нацелено на развитие конкретного ребенка, а не выполнение «спущенной сверху программы». У них есть такая возможность, потому что, как правило, в частных школах численность классов не превышает 15 человек.
  • Государственные школы нередко переполнены. Согласно законодательству, в классах должны учиться не более тридцати детей. Однако не везде это возможно, а учитель скован необходимостью изложить за определенный отрезок времени программу урока и по возможности задействовать в процессе обучения большее количество детей. У него остается меньше времени на повторение материала, индивидуальный подход к детям.

Форма обучения

  • В некоторых частных заведениях предусмотрено дистанционное обучение и форма пансиона, когда дети не только учатся, но и живут в школе. Удобна для родителей работа школы в режиме полупансиона (с 8.00 до 19.00) где наряду с учебным процессом организовано питание учащихся, выполнение домашнего задание, отведено время на прогулку и отдых, а также организовано, для желающих, посещение кружков и студий.
  • Государственная школа также, может предложить детям режим продленки, факультативов, кружков и секций. Однако дистанционное обучение в период карантина не всегда было удовлетворительны.

Наконец техническая оснащенность в частной школе чаще намного выше, чем у государственной. Ведь частные организации имеют больше финансовых возможностей для закупки новейшего оборудования.

Однако следует отметить несколько важных деталей, о которых говорят не столь часто, но которые все же присущи частным образовательным учреждениям. Это депрессия, которая время от времени может диагностироваться у детей. Завести настоящих друзей в элитарных школах несколько труднее. Также им иногда присуще ощущение изоляции. Ведь дети, посещающие частные учебные учреждения, часто находятся в своеобразном вакууме не зная, как живут другие люди «не из их круга». Ученики приватных образовательных учреждений часто сталкиваются с давлением со стороны родителей, которые, вкладываясь в образование детей, хотят получить «отдачу» в виде поступления в престижный ВУЗ, желают, чтобы в дальнейшем дети выбрали ту или иную профессию, работу. А если финансовое положение семьи пошатнется, то ребенку придется резко изменить привычный уклад.

DOSSIER →  Реформа ТЦК и СП разделит их функции на три направления – в Минобороны объяснили, о чем идет речь

Коммерциализация без права выбора

Как видно, у частного и государственного подхода есть свои преимущества и недостатки. Однако иногда возможности выбрать бесплатное образование может просто не быть. По словам Павла Федорива, аналитика центра CEDOS, подход застройщиков в украинских городах показывает, что государственные школы на недавно застроенных массивах могут совсем не появиться.

Он напоминает, что в соответствии со строительными нормами в городах пешеходная доступность должна быть 300 метров до сада и 750 метров до школы. А также, что на 1000 жителей должно быть 38 мест в садах и 135 в школах. Однако реальность иная:

Ключевая причина того, почему не появляется эта инфраструктура — изъян в системе градостроительства. Есть застройщик, который хочет застроить какой-то участок. Он идет к городским властям, берет ее в аренду. И для того, чтобы строить, ему нужна градостроительная документация. Закон «О градостроительной деятельности» от 2011 говорит о том, что заказчиком этой документации может быть не только город, но и третьи стороны. Например, сам застройщик. Он заказывает эту документацию у проектных организациях, безотносительно у каких. Но цель частного застройщика — максимизировать прибыль. И потом в документации начинаются трюки с тем, чтобы отвести всю землю под жилую или коммерческую застройку.

При таких условиях, по словам эксперта, коммерционализация дошкольного и школьного образования неизбежна.

Если в Киеве вся градостроительная документация разрабатывается за деньги застройщиков, то они все залепят жильем. Даже если бы у города были деньги на строительство школы, то места для нее может уже не быть. К чему это приводит? Школы и садики загружены просто невероятно. На Левом берегу бывают классы по 40 человек, переоборудывают любые помещения. Реформа (школьного образования, — ред). говорит, что дети должны ходить в школу на районе, где они проживают. А мест нет. Поэтому родители вынуждены идти в частные учреждения. И это будет продолжаться дальше, потому что не похоже, что город начнет строить школы.

По его словам, при советской системы строительство жилья, которое предоставлялось в пользование через очередь, по умолчанию предусматривало наличие инфраструктуры:

В девяностые строительство жилья переходит на коммерческую основу. И люди за свои деньги строят себе жилье, относя их частным застройщика. А с другой стороны, город еще имеет обязательство гарантировать доступ к школам, садам и другой социальной инфраструктуре. И получается, что застройщик получает все доходы, а город — нагрузку. Одним из механизмов того, чтобы немножко ограничить аппетиты застройщика и заставить его принимать участие в развитии инфраструктуры, было долевое участие.

По словам Павла, в 2019 году его отменили. И хотя это действительно был неэффективный механизм, который не приносил достаточно денег в бюджет, мог легко игнорироваться застройщиком, а также ложился непропорционально большим бременем на покупателей нового жилья, однако никаких других компенсаторов введено не было. При этом в мире существует налог на недвижимость, который зависит от ее стоимости. А стоимость, соответственно, от имеющейся рядом инфраструктуры:

Нам необходимо изменение в налогообложении недвижимости. Для того, чтобы лучше отражать блага, которыми люди пользуются. Таки мы будем иметь гарантию, что эти деньги будут появляться везде, а не перекладывать все затраты на строительство школы исключительно на покупателей недвижимости в новостройках.

Однако первоочередным, по мнению эксперта, является все же вопрос градопланирования:

Градостроительная документация не может разрабатываться самими застройщиками. Разрабатывать градостроительную документацию необходимо за деньги города. И предполагать, чтобы появилась инфраструктуры. Надо перестать раздавать землю застройщикам, поскольку они понастраивают дома, заберут все доходы, а потом в лучшем случае откроют частные школы, где неизвестно, на самом деле, каким будет качество образования и цены.

Что говорят представители частных и государственных школ

Владимир овский, основатель первой в Украине частной школы «Гранд», также считает, что коммерциализация обучения в Украине будет только нарастать. Однако уверен, что это поспособствует тому, что образование «будет становиться ценностью, на которую родители будут сознательного тратить всё больше денег, так как без этого трудно будет рассчитывать на хорошую карьеру и успехи в жизни их детей».

Ключевая же разница между частными и государственными школами, по его словам, заключается в ориентировании на то, куда будут поступать выпускники — в украинские или же зарубежные университеты.

Если обычная школа нацелена на сдачу ЗНО, где нужно сдавать всего 3-4 предмета, то частные школы выпускают детей разносторонне-гармоничными, готовят их для поступления в лучшие западные вузы. В них большее разнообразие не только предметов, но и проектов, практикумов, кейс-уроков и секций. При этом, индивидуальный подход учитывает не только темп обучения, возможность выбора предметов и даже график посещения школы, но и, например, персональные диеты. Кроме того, в частных школах меньше муштры, более уважительное отношение к детям, меньше домашних заданий, практически нет «совковости», и с детьми там больше «возятся». В частных школах учителя, как правило, дружелюбны, хотя и не потакают детям, не выводят оценок. С отстающими учениками занимаются дополнительно. Проявления буллинга намного реже, чем в обычных школах, так как все знают, что в таких случаях делать, и предотвращают их заранее. Также, частная школа может предоставить дополнительные сервисы: доставка детей, питание, медицина, обеспечение учебниками, быстрое переключение с офлайна на онлайн и обратно, более информативное общение с родителями для обратной связи. Следует отметить, что частное образовательное учреждение — это обретение связей на будущее, — отмечает Владимир.

При этом, по его словам, заявления о дороговизне частных школ – искривленное понимание цен и ценностей.

Почему-то никто не возмущается дороговизной автомобилей, квартир, авиабилетов, отелей и турпутевок. А вот образованию тут не повезло: его вечно критикуют за цены, причем любые. Отдать $1000 за месячную турпутевку – это без разговоров. А вот заплатить $1000 в месяц за приличную частную школу – «да никогда в жизни!!!». Я как-то составил таблицу, из которой видны уровни частных школ и соответствие их ценам. И проранжировал их по аналогии с отелями (по звездочкам). И вышло, что «пятизвездочных» частных школ у нас 5-6 (с ценой 10+ тысяч евро в год). «Четырехзвездочных» – 30-50 (5-10 тыс. евро в год), и т.д. Если поделить 1000 евро на 20 учебных дней, то в день получается 50 евро. Это за 6-8 первоклассных уроков, полноценный день, питание, трансфер, учебники, оборудование, включая строительство и содержание зданий. Однако и эта цена за школу считается дорогой, хотя это всего лишь стоимость 1-2 уроков у репетиторов. Или одноразовый обед в ресторане. Или одна заправка бензобака. Да, иногда родители терпят крах в бизнесе и не могут платить за частную школу, то в большинстве школ идут навстречу родителям, откладывают платежи, дают рассрочки, льготы, скидки, относясь к ситуации в семьях с максимальным вниманием и участливостью. Хотя мне всегда интересно, почему никогда не ставится вопрос с обратной стороны: А вот что делать учителям, если школа недополучает от родителей оплату, и из-за этого закрывается, так как не из чего платить учителям зарплату? Что должны делать эти учителя? Учить детей бесплатно или за три копейки? К сожалению, мало кто рассуждает «с этой стороны», — утверждает Владимир.

В свою очередь Ирина , заведующая учебной частью одной из государственной общеобразовательной школы города Винница, согласна, что частое обучение имеет некоторые преимущества. Однако подчеркивает, что доступно оно абсолютному меньшинству украинцев.

Тяжело это признавать, но частная школа имеет ряд преимуществ перед государственным образованием. Хотя, у нее есть и существенные минусы, на которые следует обратить внимание. Если мы будем говорить о положительных моментах, в частных образовательных учреждениях действительно сделан упор на индивидуальный подход к обучению ребенка. У них это не на словах, а на деле. Конечно, это сделать легче, когда в классе всего 15-16 учеников в классе. В государственной школе реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку практически невозможно. Ведь наши государственные школы переполнены из-за бума рождаемости, который был зафиксирован ранее. В школах вынуждены открывать «Д», «Е» классы и в каждом около 30-36 учеников. Согласитесь, такая школа «неповоротливая». В ней «не заморачиваются тонкой организацией учеников», тут бы успеть выложить весь необходимый материал и проверить знание учащихся. Поэтому скажу – хорошо, что в Украине есть альтернатива. Мне импонирует академическая свобода частных школ их возможность вводить альтернативные предметы, расширять список предметов, варьировать их и привлекать к преподаванию специалистов в той или иной отрасли даже без педагогического диплома, — отмечает Ирина.

По ее словам, один из главных недостатков госсшколы — предметная перегруженность.

Наши дети изучают откровенно много. Представьте, у выпускника 22 предмета, а ему надо готовится к ВНО. И никто поблажек ему не делает. Я подсчитала, что ученики старших классов тратят на учебу и выполнение домашних заданий около 12 часов в сутки. Вдумайтесь это не просто рабочий день, а постоянная переработка. А это дети. Значит, они живут в условиях стресса. В частных школах этот стресс ниже, так как, повторюсь – эти учебные заведения нацелены на индивидуальный подход и могут варьировать количество часов преподавания, — говорит Ирина.

Однако есть у частного образования и существенные минусы.

А теперь о плохом. В первую очередь частные школы могут обслужить лишь крошечную часть населения. Далее – социализация детей. Обучаясь в среде частного учебного заведения, многие дети растут в тепличных условиях, в которых преподаватели рассматривают учеников, как источник дохода, их «не напрягают», а сами дети не растут в конкурентной среде, наличие которой само по себе развивает ребенка. Время от времени в нашу школу переходят дети из частных школ. И вот, когда такой ребенок приходит продолжать учебу в госшколу, мы беремся за голову: его уровень знаний откровенно невысокий. Да, у него обширный кругозор, но хромают конкретные предметы, то ли история, то ли математика, химия. Мы смотрим в табель – там хорошие оценки, а проверяем знания – их мало. И для ребенка это большой стресс. Вдруг он начинает ощущать, что его уровень ниже, чем у других, у него разбиваются представления о себе, об окружающем мире, он больше «не герой». Плюс, вы помните, о чем я говорила вначале – с ним теперь никто не сюсюкается. Это дико неприятно для школьника. Конечно, так бывает не всегда, но такое случается, — подчеркивает Ирина.

Говоря о будущем украинской школы она также прогнозирует, что количество частных школ в Украине будет расти.

Во многом на рост их численности повлиял карантин. Думаю, около 10% родителей останутся на дистанционном образовании, которое начали активно предлагать именно частные учебные заведения. И это хорошо. Потому что возрастающее предложение должно подтянуть качество образования. Ведь у родителей будет выбор. Думаю, что и для государственных школ сложившаяся ситуация – повод стать лучше: конкуренция, цифровизация общества, новые вызовы должны поставить перед нами задачу реформ и более гибкого подхода к системе обучения. Госшкола должна стать более «личной», если хотите. Я считаю, что детей надо «разгрузить» ибо освоить всю программу, не вгоняя подростков в стрессовую ситуацию практически невозможно. А для этого необходимо вводить в госсшколах профориентацию и уже где-то с пятого класса. Тогда наше образование станет более индивидуальным, собственно, ради чего выбирают частное образование, но и сделает процесс обучения более эффективным и приближенным к реалиям жизни, — считает педагог.

Личный опыт родителей и детей

Школьники и их родители рассказали о том, почему уходили из государственных школ в частные. Или, напротив, возвращались.

DOSSIER →  В Киеве ни одна больница не отвечает стандартам медицинской реформы МОЗ – источники

Наталья а – перевела ребенка из государственной школы на частное обучение

Наш ребенок учился в небольшой, но очень уютной государственной школе под Киевом. Нас все устраивало до тех пор, пока мы не столкнулись с буллингом. В класс, где учился мой сын перешел мальчик, которого уже неоднократно исключали из других школ именно за травлю своих одноклассников. И вот, этот мальчик нашел новую жертву для травли – моего сына. Когда я узнала о проблеме, мы начали разбираться. Я говорила и с учителями, с одноклассниками сына, самим ребенком. Ученики поддержали моего сына и стали на его сторону, но педагоги почему-то заняли сторону обидчика, более того, не собирались разбираться в конфликте, как-то его решать.

Единственным верным решением для меня было забрать сына. В поисках нового учебного заведения я обратила внимание на частные школы. Мы выбрали дистанционное частное образование. Теперь меня все устраивает. Более того. моему ребенку нравится. Он чувствует уважение к себе, он полюбил учебу, он стал более инициативен, начал изучать новые предметы. Да, я слышала, что в частных школах, якобы могут переоценивать знания ученика. Однако исходя из своей практики скажу — намного хуже, когда ребенка недооценивают. Думаю. мы справимся с поступлением в университет и после частной школы. Потому что у ребенка есть правильные мотивации и отсутствует страх перед учебой, как таковой.

Сергей – забрал ребенка из государственной школы в частную

Для моей дочери первый класс стал настоящим кошмаром. У нее дислексия, а значит она испытывает трудности в изучении и произношении слов. У нее трудности в освоении базовых навыков письма и чтения. Я говорил об этом с учительницей, так как мы занимались в подготовительной школе, и я знал о проблеме. Однако вместо понимания ситуации, она стала гнобить ребенка: «Ты медленная. Ты ничего не соображаешь». Другие дети за педагогом все это повторяли. Мы перевели ее в другую школу. Но там происходило то же самое.

Мы ходили к логопеду, психологу, занимались коррекцией. Стало лучше, но проблемы не решались. Ребенок приходил со школы подавленным. Когда она училась в третьем классе, ей перестали ставить хорошие оценки. Даже когда к выполнению домашнего задания подключался я сам. Учитель все равно находил причину придраться и снизить оценку. У ребенка полностью пропала мотивация и я тогда понял, что ее надо спасать. Мы нашли частную школу и это стало спасением для нас. Тут индивидуальный подход, меньше учеников в классе, более терпимая обстановка. И, о чудо! Моему ребенку нравится учиться. Она уже в пятом классе.

Денис , ученик старших классов, вернулся в государствнную школу

Я учился в частной школе до шестого класса. Признаюсь, было легко, что касается учебы. Но в то время родители начали задумываться – куда дальше, после школы. Мне нравилась техника, помню я все время хотел разобраться – как все устроено. Было решено, что попробую поступать в КПИ. Наняли репетитора по физике и математике, чтобы та оценила мои знания и после первого занятия она сказала, что я сильно отстаю в предметах. А я и не знал, что я чего-то не знаю и что уже должен был проходить ту или иную тему! Вот тогда родители заявили, что на следующий год я иду учиться в государственную школу.

Но, знаете, мне даже понравилось. Тут больше друзей, нет «понтов», а с одноклассниками из частной школы, думаю, мы встретимся в том же ВУЗе.

Светлана , перевела ребенка из частной школы в государственную

В начале учебного года нам озвучили цену за год обучения в одной из столичных частных школ. Стоимость обучения была немаленькой, но у нас была стабильная работа с мужем, а в школе обещали обучить ребенка нескольким иностранным языкам. Мы решились. Однако уже через месяц нам сказали, что мол, кризис и стоимость обучения будет чуть повышена. Ну, что сказать? Ведь ребенок уже в школе. Дальше было так – хотите на танцы, карате или музыку – доплатите. Да еще в такой форме, мол, смотрите почти все ученики класса идут на танцы, а вы почему не хотите? Или, например, в выходные к нам придет такой-то лектор – нужно немного доплатить. Ну, раз, два. Но не постоянно же! Мы дотянули до Нового года. А потом я перевела дочь в соседнюю с домом школу. Самую обыкновенную. Ребенок доволен, у нее уже есть друзья. А я свободные деньги трачу на кружки и занятия – когда мы хотим и на что хотим. Да, мы потеряли в языках, но она еще маленькая, думаю, нагоним позже самостоятельно.

Перспективы украинской школы

Как отметили опрошенные эксперты, при нынешних условиях коммерционализация среднего образования в Украине будет увеличиваться. Это связано с рядом причин. Среди них и жилищная политика, и растущая популярность онлайн-обучения, и желание родителей оградить детей от авторитарности, неповоротливости и сверхнагрузок государственных школ. К тому же, неформальные платежи и дополнительные затраты на репетиторов могут быть сопоставимы с платой за частную школу.

DOSSIER →  Реформа ТЦК и СП разделит их функции на три направления – в Минобороны объяснили, о чем идет речь

Однако не всегда коммерческие учебные заведения способны дать адекватное образование. А премиум-сегмент, нацеленный на западные университеты, доступен абсолютному меньшинству украинцев.

Такой подход при наиболее мрачных прогнозах увеличит расслоение общества и ограничит для части граждан доступ к качественному среднему обучению, как это, например, уже произошло в сельской местности.

С другой стороны, наличие частных школ дает родителям и детям право выбора, может отчасти разгрузить государственные заведения и подстегнуть их к развитию.

Однако вся ответственность в таких условиях ложиться на родителей. Поэтому перед тем, как отдать предпочтение той или иной школе, стоит изучить педагогический состав учебного заведения, почитать отзывы о школе в интернете и расспросить учащихся старших классов об атмосфере в учебном заведении. Ведь главный фактор успеха учеников – это хороший преподаватель, как подтверждает доклад Education and Training Monitor.

socportal.info