В каких странах наиболее квалифицированные и опытные учителя преподают в самых сложных школах
Украинский центр оценивания качества образования подготовил перевод тематического отчета о том, как широко в разных странах квалифицированные и опытные учителя привлечены к преподаванию в самых сложных школах.
Отчет был подготовлен специалистами Организации экономического сотрудничества и развития по итогам международного исследования качества образования PISA-2015.
Под самыми сложными школами подразумевают учреждения, где ученичество часто происходит из социально-экономически неблагополучных семей, а также то, как это сказывается на результатах обучения соответствующей категории ученичества.
По выводам исследователей, большинство стран и экономик, участвовавших в PISA–2015, компенсировали недостатки образования в школах с плохими предпосылками для обучения за счет сокращения наполняемости классов и/или сокращения количества учеников на одного педагога.
Несмотря на эти меры, к сожалению, в более чем трети стран и экономик преподавательский контингент в школах упомянутого типа оказался менее квалифицированным или менее опытным, чем их коллеги из школ с хорошими предпосылками для обучения.
Как следствие, пробелы в успешности ученичества, связанные с социально-экономическим статусом, были больше в странах, где в школах с плохими социально-экономическими условиями работало меньше квалифицированных и опытных учителей, чем в школах с хорошими условиями.
Большая автономия школы в сфере управления преподавательским составом связана с более справедливым распределением учительства для работы в школах разного типа. В исследовании отмечается, что многие страны смогли объединить широкую автономию школ с сильными стимулами для обеспечения того, чтобы школы отдавали приоритет обучению учеников по сравнению с другими соображениями, а также механизмами компенсационного финансирования, чтобы гарантировать, что справедливость в доступе к качественному обучению не окажется под угрозой.
В качестве примера положительных политик авторы исследования берут образовательную политику Ирландии. Хотя большинство ирландских школ частные, правительство обеспечивает почти все финансирование.
В свою очередь школы с наибольшей концентрацией ученичества из семей с плохими предпосылками для обучения получают значительно больше и имеют приоритетный доступ к государственным образовательным программам, включая программы подготовки учительства.
Возможно, как результат, в школах с самым низким социально-экономическим статусом соотношение ученичества и учительства не только меньше, чем в школах с высоким статусом, но также есть учителя, имеющие по крайней мере такую же квалификацию, как и в школах с высоким социально-экономическим статусом.
Опыт других стран может пригодиться в Украине, ведь в нашей стране тоже немало школ, где наблюдаются отличия в успешности ученичества, связанные с социально-экономическим статусом, а также с профессиональностью преподавательского контингента.
В процессе внедрения реформы Новой украинской школы вопрос качества преподавания в школах с любым ученическим контингентом – это основной вопрос, ведь от его решения зависит обеспечение равенства и справедливости на уровне общего среднего образования.