Украина обязалась перед Европой создать прозрачный газовый рынок.
В структуре НАК «Нафтогаз» планируется создание группы технической координации, которая будет отвечать за разработку комплексного бизнес-плана проведения модернизации ГТС.
Это только два шага, предусмотренные совместной декларации по итогам Международной инвестиционной конференции по модернизации украинской газотранспортной системы.
Этот документ в понедельник в Брюсселе подписали премьер Юлия Тимошенко, со стороны Еврокомиссии — комиссары ЕС по вопросам внешних отношений и Европейской политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер и по вопросам энергетики Андрис Пибалгс.
Правительство Украины готово обеспечить независимость оператора украинской ГТС, а также позволить ему работать на коммерческих принципах
Документ с украинской стороны подписала Юлия Тимошенко, со стороны Европейской комиссии — Бенита Ферреро-Вальднер и европейский комиссар по энергетике Андрис Пибалгс.
Правительство Украины, Европейская комиссия, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Всемирный банк (ВБ) подписали совместную декларацию по итогам международной донорской конференции по модернизации украинской газотранспортной системы, передает УНИАН.
Документ с украинской стороны подписала премьер-министр Юлия Тимошенко, со стороны Европейской комиссии — европейский комиссар по вопросам внешней политики и Европейской политики соседства — Бенита Ферреро-Вальднер и европейский комиссар по энергетике Андрис Пибалгс, со стороны ЕИБ — президент Филипп Майстадт, со стороны ЕБРР — первый вице-президент Валер Фриман, со стороны ВБ — Мартин Райзер.
Церемония подписания состоялась в понедельник, 23 марта, в Брюсселе в ходе конференции в присутствии президента Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу и президента Украины Виктора Ющенко.
В тексте декларации указывается, что правительство Украины готово обеспечить независимость оператора украинской ГТС, а также позволить ему работать на коммерческих принципах.
«Правительство Украины обеспечит независимость оператора газотранспортной системы (ГТС) Украины, что касается его юридической и организационной формы, процедур принятия решений и составления бухгалтерской отчетности, предоставив оператору газотранспортной системы возможность использовать поступления от доходов от транспортирования газа трубопроводами высокого давления, а также его хранения, и действенными возможностями в отношении поддерживания финансового стабильного положения», — сказано в проекте документа.
Кроме того, правительство должно обеспечить в соответствии с «международными финансовыми стандартами и практиками прозрачность и открытость заемщика, назначенного для осуществления модернизации газотранспортной системы, с целью обеспечения равного и фактического доступа к соответствующей финансовой и технической информации, а также – контроля за использованными средствами, предназначенными для модернизации украинской ГТС».
В соответствии с проектом документа, украинская сторона готова позволить оператору ГТС работать на коммерческих принципах с целью реализации планов коммерческого развития в долгосрочной перспективе, по крайней мере, пока заем для осуществления модернизации будет оставаться непогашенным.
Правительство Украины, кроме того, должно обеспечить формирование тарифов на доступ к сети (в частности магистральной) с учетом необходимости обеспечения целостности и усовершенствования системы, а также отражения реальных понесенных расходов, включая надлежащую доходность инвестиций. При этом закладывается обязательство обнародования оператором газотранспортной системы достаточно детальной информации о тарифных расчетах, их методологии и отсутствии дискриминации.
Также, «в соответствии с Директивами 2003/55/ЕС и, в частности, статей 19 и 25, будет предоставлять третьим сторонам доступ к хранилищам на прозрачных коммерческих условиях и под контролем регуляторного органа», — говорится в проекте декларации.
Кроме того, украинское правительство должно гарантировать соблюдение заемщиком, назначенным для выполнения модернизации ГТС, международных правил проведения закупок, а также высоких стандарты в плане охраны природы, управления, охраны здоровья и безопасности и социальной защиты.
Согласно еще одному пункту проекта декларации, правительство обязуется разработать до конца 2009 года Программу реформирования газового сектора для реализации мер по реформированию газового сектора в 2010-2011 годах, которая бы соответствовала контекстам Соглашения об Ассоциации между ЕС и Украиной и присоединения Украины к Соглашению Энергетического Сообщества.
Напомним, сегодня в Брюсселе проходит инвестиционная конференция на тему модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), по итогам которой НАК «Нафтогаз Украины» должна получить кредит в 2,5 млрд долл. Основным условием его получения является выделение «Укртрансгаза» в отдельную структуру, которая будет контролировать ГТС и будет независима от «Нафтогаза».
Согласно документам, для получения этих средств Украина взяла на себя ряд обязательств по реформированию газотранспортной отрасли. Ожидается, что кредиты будут получены по низким ставкам, порядка LIBOR+1%, при этом основная часть средств пойдёт на реконструкцию компрессорных станций. В целом работы по модернизации ГТС будут продолжаться минимум до 2016 года.
Российская делегация покинула конференцию, потому что недовольна подписанной декларацией
Российская делегация, которая присутствовала на международной инвестиционной конференции по вопросам модернизации украинской ГТС, покинула форум после объявления церемонии подписания итоговой общей декларации. Как заявил заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев, последующее развитие конференции делегации России не интересно.
«Нам не интересно то, что будет дальше. И так все ясно… Нам жаль, что Украину втянули в европейские разборки», — сказал Голубев.
В свою очередь министр энергетики России Сергей Шматко выражает неудовлетворение проектом итоговой декларации конференции по модернизации газотранспортной системы Украины.
«Приехав сюда, мы с удивлением обнаружили, что производители и поставщики остались в стороне от подготовки декларации», — сказал он.
«Любая модернизация украинской газотранспортной системы без консультаций с Российской Федерацией представляется неразумной», — сказал российский министр.
Он отметил, что при реализации двустороннего подхода могут возникнуть риски обеспечения снабжения газа, поскольку может привести к необходимости пересмотра существующих договоров на поставки.
Шматко отметил, что Россия настаивает на трехстороннем сотрудничестве при модернизации украинской ГТС, которая должна предусматривать равноправное и взаимовыгодное партнерство, а также принятие решений на основе консенсуса.
Говоря о конкретных пунктах декларации, которые не устраивают российскую сторону, министр, в частности, отметил записанное в проекте документа намерение Украины вступить в Энергетическое сообщество.
Заявив о праве Украины присоединяться к этой организации, Шматко, вместе с тем, выразил опасение, что это может привести к пересмотру тарифов на транзит газа без учета мнения поставщика или к переложению части тарифов на плечи поставщика.
Кроме того, Шматко заявил, что предусмотренный в проекте декларации доступ третьих сторон к подземным хранилищам газа может, по мнению России, способствовать появлению посредников на рынке как новых, так и, возможно, старых.
Кроме того, по словам российского министра, предусмотренная проектом декларации возможность расширения мощностей газотранспортной системы, «не полностью отвечает» намерениям и России, и ЕС диверсифицировать маршруты снабжения газа.
Шматко также заявил, что Россия будет настаивать на выполнении договоренностей, достигнутых между премьер-министрами России и Украины осенью 2008 года, соглашений, подписанных в январе нынешнего года, на сохранении разумных тарифов на транзит и создании международного механизма гарантий надежного транзита газа через Украину.
«Продолжение обсуждения в двустороннем формате вынуждает нас серьезно задуматься о надежности традиционных рынков сбыта», — отметил Шматко.
В то же время комиссар ЕС по энергетике Андрис Пибалгс сожалеет о том, что Россия восприняла декларацию ЕС и Украины по итогам газовой конференции как направленную против нее.
«Я сожалею об этом, потому что у нас нет даже в мыслях намерения ослабить позиции «Газпрома» в Европейском Союзе. Я слышал, конечно, это заявление о том, что Россия может искать другие рынки, но европейский рынок – самый лучший для российского газа», — сказал он.
«Я надеюсь, что это разочарование пройдет», — добавил комиссар.
Пибалгс заявил, что пытался объяснить российской стороне, что работа Еврокомиссии направлена на обеспечение стабильности газотранспортного коридора. Он также добавил, что Еврокомиссия продолжит сотрудничество с Россией с тем, чтобы «как-то сгладить это огорчение».
При этом он выразил убежденность в том, что в декларации записаны очень корректные вещи о необходимости инвестирования в украинскую газотранспортную систему, а также о том, что европейские компании могут принимать участие в таких инвестиционных проектах на равной и рыночной основе.
ГТС – часть европейской инфраструктуры, которая останется в государственной собственности
Украинская газотранспортная система является неотъемлемой составляющей общеевропейской энергетической инфраструктуры. Государственная собственность, в которой находится ГТС, является суверенным правом Украины.
Такие положения содержатся в преамбуле совместного заявления, которое было подписано в Брюсселе.
«(Подписанты), Признавая важность дальнейшего развития и модернизации газотранспортной системы Украины как неотъемлемой составляющей общеевропейской энергетической инфраструктуры, а также признавая тот факт, что Украина является стратегическим партнером ЕС в газовом секторе…», — сказано в документе.
В отношении государственной собственности ГТС, в декларации сказано таким образом: «(Подписанты), Принимая во внимание и учитывая роль газотранспортной системы Украины в гарантировании энергетической, экономической и политической безопасности как Украины, так и ЕС и уважая суверенные права Украины, включая положение законодательства Украины в отношении государственной собственности на газотранспортную систему Украины..»
Кроме того, в документе отмечаются намерения Украины в отношении постепенной интеграции к общему энергетической ринку ЕС, в частности, путем приобретения членства в Энергетическом Сообществе и подчеркивается готовность ЕС этому содействовать.
Подписанты также учитывают предложение Украины повысить в дальнейшем пропускную способность ГТС до уровня 60 млрд метров кубических газа ежегодно, «чего можно достичь при условии привлечения дополнительных инвестиций.
В документе приветствуется готовность Украины предоставить приоритетное значение инвестициям в ГТС для обеспечения «надежного, прозрачного и прогнозированного транзита природного газа государствам — членам ЕС, а также с целью обеспечения растущих потребностей в его потреблении в будущем».
Подписанты также осознают готовность сторон приложить усилия для обеспечения оптимального использования ГТС в средне- и долгосрочной перспективе, учитывая коммерческую практику.
Кроме того, в декларации отмечается, что соответствующие объемы газа через территорию Украины «в долгосрочной перспективе являются необходимым условием обеспечения рентабельности инвестиций в газотранспортную систему Украины».
Подписанты также признают, что институционная и законодательная адаптация Украины к законодательству общего энергетического рынка ЕС обуславливает необходимость соответствующего политического и финансово-технического содействия.
Ющенко заявил, что Украина наведет порядок в энергетике и ликвидирует «коррупционные схемы»
Президент Украины Виктор Ющенко заверяет, что Украина имеет единую политическую волю для наведения порядка в энергетической отрасли. Он подчеркнул, что Украине невыгодна непрозрачность в вопросе транзита энергоносителей.
«Это используется против Украины и против всего европейского сообщества. Нам надо сделать уроки, в том числе и из тех событий, которые были в начале года», — сказал президент.
Он подчеркнул, что Украина хочет модернизировать газотранспортную систему, чтобы гарантировать качество ее работы на уровне всех возможных мировых стандартов.
«Мы жизненно заинтересованы, чтобы потребитель в режиме реального времени и пространства всегда и везде знал, где находится и каким образом перемещается купленный им товар», — сказал Ющенко.
«Мы хотим окончательно навести порядок в этой сфере (транзите газа), усовершенствовать ее (ГТС) работу, отмести любые коррупционные схемы, убрать наименьшие возможности для политического давления и увеличить совместную экономическую выгоду», — сказал президент.
Он подчеркнул, что для этого очень важно создать четкий механизм реализации, обеспечить постоянное сопровождение и бесперебойное выполнение решений, финансирования.
Ющенко добавил, что Украина хорошо осознает ответственность, вытекающую из стратегического значения украинской ГТС. Он напомнил, что свыше трети тех объемов газа, которые получают европейские страны, транспортируется через Украину.
Также глава государства заявил, что Украина в ближайшее время присоединится к договору о совместном европейском энергетическом пространстве.
«Уже в ближайшее время Украина присоединится к договору о совместном европейском энергетическом пространстве», — подчеркнул он.
Президент также высказал убеждение, что «неотъемлемой частью европейского энергетического пространства станет все Каспийско-Черноморско-Балтийское энерготранзитное пространство».
Фоторепортаж: Рабочий визит Президента Украины Виктора Ющенко и Премьер-министра Юлии Тимошенко в Бельгию.