Уже через несколько недель Украина может не выполнить один из первых структурных маяков текущей программы сотрудничества с МВФ. Не впервые, мы вообще рекордсмены по количеству незавершенных программ сотрудничества с Фондом. Но, наверное, впервые мы рискуем начать выполнять программу с провала. Причем вопрос, который стал краеугольным камнем, — возвращение «довоенной» системы налогообложения ФЛП, из всего перечня наших обязательств — не самое чувствительное точно. И если возникли проблемы даже с этим, то что же будет дальше?
В конце марта 2023 года Исполнительный совет МВФ одобрил для Украины четырехлетнюю программу в рамках Механизма расширенного финансирования (EFF) на сумму около 15,6 млрд долл. США.
Меморандум об экономической и финансовой политике содержит 19 структурных маяков и является наибольшим по их количеству с 2015 года. К тому же срок выполнения 17 структурных маяков приходится на 2023-й и только два необходимо реализовать к середине 2024 года.
В целом для мониторинга и оценки прогресса выполнения программы запланировано провести 11 пересмотров, которые на начальных этапах будут ежеквартальными. В конце мая текущего года миссия МВФ завершила первый пересмотр программы с Украиной. Так что можно ожидать, что уже в скором времени будет следующий мониторинг выполнения обязательств перед Фондом.
С конца июня до конца июля этого года Украина должна выполнить четыре структурных маяка, которые предусматривают реформы в фискальном секторе, монетарной и валютной, а также антикоррупционной политиках.
Выполняет ли Украина на нынешнем этапе обязательства перед МВФ?
Украинская сторона успешно прошла первый пересмотр программы МВФ, и практически нет сомнений, что вскоре получит второй транш. Однако реализация ближайших структурных маяков (инфографика), предусмотренных на конец июня — начало июля 2023 года, выглядит уже не так оптимистично, поскольку есть сомнения в их своевременном выполнении.
Наибольшее беспокойство вызывает принятие законопроекта №8401 о налоговой политике (отмена 2-процентного налогообложения для ФЛП). Депутаты подали к этому законопроекту 1900 поправок. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что структурный маяк будет выполнен вовремя, то есть до 1 июля 2023 года. Учитывая то, что более половины всех поправок внесла фракция «Батьківщина», а также статистику, что сейчас на каждую страницу текста закона приходится свыше 350 поправок, есть подозрения в откровенном саботировании законодательного процесса отдельной политической силой. К сожалению, это ставит под вопрос слаженную работу парламента над выполнением программы МВФ как таковой. Не только сейчас, но и в дальнейшем.
Немного меньше сомнений в своевременной подготовке Стратегии смягчения валютных ограничений и перехода к более гибкому курсу. Согласно информации, имеющейся в публичном доступе, Нацбанк находится в процессе разработки стратегии. До конца июня, конечно, еще есть время, так что надеемся, что задача будет выполнена.
Что касается передачи акций Оператора ГТС Министерству энергетики, то правительственный законопроект по этому вопросу был отклонен, так что основное внимание сейчас приковано к альтернативному законопроекту, который 10 июня отправили на доработку. Структурный маяк следует выполнить до конца июля 2023 года. И вроде бы время, чтобы своевременно реализовать эту задачу, еще есть. Но работа над законопроектом, который решил бы проблему, не вызывая дополнительных вопросов и критики, далека от финишной прямой.
Возобновление подачи деклараций госслужащими — это еще один структурный маяк, своевременное выполнение которого вызывает некоторые опасения. Казалось бы, соответствующий законопроект подали в парламент еще в сентябре прошлого года, но его так и не рассмотрели (несмотря на рекомендацию профильного комитета о рассмотрении). В апреле 2023 года НАПК заявило о готовности выполнить условия МВФ по возобновлению декларирования и настаивает на необходимости как можно быстрее принять законопроект. Впрочем, вопрос оказался весьма чувствительным, и призывы НАПК не были услышаны депутатским корпусом. Вместо этого в мае появилась информация о том, что ВРУ готовит новый законопроект о возобновлении декларирования. Сомнений, что парламентарии представят вариант, не искажающий сути изменений, и что он устроит НАПК, а с ним и МВФ, немало. Поэтому сейчас сложно прогнозировать, что будет с этим структурным маяком, зато существует высокая вероятность, что и эта задача также не будет выполнена своевременно.
Подытоживая, надо сказать, что ситуации, когда украинская сторона несвоевременно выполняет структурный маяк, имели место в ходе реализации предыдущих программ МВФ. Наш анализ трех последних программ с Фондом, которые начались до полномасштабного российского вторжения, показал, что почти 40% маяков от общего их количества были выполнены несвоевременно.
Но МВФ фактически впервые за всю свою историю согласовал традиционную программу финансирования для воюющей страны. И хотя программа, конечно же, учитывает риски военного времени, а МВФ, скорее всего, с пониманием отнесется к несвоевременно выполненным маякам, такая ситуация вызывает некоторые вопросы к украинской стороне о выполнении в будущем закрепленных в меморандуме обязательств. В конце концов, если проблемы возникают с налогообложением ФЛП и обнародованием деклараций, то следует ли ожидать конструктива в дальнейшем, когда выполнение положений Меморандума потребует значительно более существенных изменений? Так что в очередной раз следует подчеркнуть, что сотрудничество с МВФ — это не только возможность привлечь деньги на очень хороших условиях (правда, для нас и эта опция сейчас крайне важна), это значительно большие выгоды — от внедрения действительно важных изменений в стране до лояльности других мировых финансовых организаций и инвесторов из частного сектора.
Вячеслав Курило
аналитик политики и данных «Інституту аналітики та адвокації»