Реформы и факапы: что мешает Украине воплощать мечты в реальность

28 ноября в Киеве состоялось чрезвычайно важное событие под непроизносимым, как сказала уважаемая госпожа Посол США Мария Йованович, названием Reform’s F*ckup Night. Великолепная идея организаторов собрать в одном месте и в одно время команду «молодых реформаторов» – бывших министров, замминистров, членов всяческих комиссий и правлений периода после Майдана, и дать им возможность в формате TED рассказать о том, почему что-то удалось, а что-то нет, в чем причина неудавшихся реформ была блестяще реализована. В аудитории – интеллектуальная элита, огромное количество неравнодушных и активных людей, реально строящих страну. Кстати, тот факт, что реформы не удались, был изначально не так уж и очевиден, однако название мероприятия все равно послужило камертоном вечера.

Было бы не совсем корректно приводить конкретные цитаты из выступлений а, Пивоварского, , , , и других участников мероприятия, и пытаться вступать в заочные дискуссии. В данном случае важнее общая атмосфера, а не подробности. Каждый из них имел право на собственное мнение, и им воспользовался. Если суммировать сказанное, то ситуация выглядит следующим образом.

Необходимость радикального обновления государственного аппарата, погрязшего в коррупции и бюрократии, была в 2014 году очевидной. Поэтому в правительство привлекли свежие силы из бизнеса («с рынка», как назвал этот процесс один из спикеров).  Занимались этим таинственные «хеадхантеры», причем чуть ли не бесплатно. Почему именно эти люди, а не какие-то другие стали министрами и их замами, была ли у них программа действий и представление о том, что такое госаппарат, осталось неясным. Сделано было немало, и с эти нельзя спорить, очевидными стали такие вещи, как PROZORRО, существенная экономия средств в Нацбанке, отмена массы регуляторных документов и прочих бюрократических препон – это вовсе не F*ckup. Однако еще больше сделать не удалось. Сорвалась масштабная приватизация, Верховная рада не принимала законы, Секретариат Кабинета Министров препятствовал прохождению реформаторских документов и постановлений, собственные бюрократы в министерствах и комитетах продолжали рутинно обрабатывать тысячи входящих документов, которые только мешали двигаться вперед. Короче говоря – не повезло с сотрудниками, которых всех нужно было уволить (как сказал один из спикеров – это самая большая ошибка, что уволил не всех), народными депутатами, аппаратчиками всех мастей. Еще немного и прозвучало бы – народ не понял, страна не моего масштаба. Возможно это сугубо личное наблюдение, но из части выступлений (подчеркну – не всех!) складывалось впечатление, что бывшие высокие чиновники так и не поняли, зачем они шли на госслужбу, и занимались там абсолютно не своим делом. Методы и подходы, принятые в бизнесе, и даже знания, полученные в западных университетах, как оказалось, вовсе не являются гарантией успешной работы в кресле министра или замминистра. Государственная служба во всем мире – это особая форма деятельности и огульная демонизация всех госслужащих в Украине как отсталых, покрытых мхом коррупционеров, препятствующих развитию страны, уже привела к катастрофическому падению интеллектуального уровня госслужбы. Этот процесс был начат еще при азарове-януковиче, когда формальные сокращения среднего звена госаппарата сопровождались расстановкой смотрящих и покорных, которые с удовольствием писали и пропускали регуляторные акты в интересах определенных олигархических групп. Разумеется, от наследия «папередников» нужно было избавляться, но, желательно, имея хоть какой-нибудь план совместных работ. А вот его-то как раз и не оказалось. Странно было слышать и жалобы на парламент. Разве у нас было не коалиционное правительство, опирающееся на большинство? Если нет – зачем соглашались идти в него, если да – то почему теперь говорите, что многое не удалось?

Одним из важных аспектов, о котором упоминал едва ли не каждый из выступающих, это отсутствие адекватных «коммуникаций». Модное нынче слово понимается в большинстве своем как твиттер-фейсбучные посиделки, на которых создаются иллюзии общения с широкими массами. И снова остается непонятным – а что же мешало созывать регулярные пресс-конференции, печатать статьи, выступать перед профессиональной аудиторией, то есть напрямую общаться с людьми, которых непосредственно задевают готовящиеся реформы? С учителями, врачами, студентами, аграриями, энергетиками. Со сцены «Украинского Дома» звучали призывы привлекать впредь специальных «коммуникаторов» чтобы лучше разъяснять смысл и глубину реформ. Наверное, это необходимо. Главное, чтобы было что сказать. Коммуникация должна что-то коммуницировать, что в переводе с новояза означает – если вы что-то хотите сказать людям, это что-то должно быть им понятным. Простите за банальность, но реформа делается ради этих самых людей, а не ради абстрактного блага. А если высшие государственные служащие даже не владеют в должной  мере государственным языком, то о каких законопроектах и коммуникациях может идти речь?

Очень бы хотелось, чтобы хотя бы один из выступающих сказал: я не справился потому, что не был готов, не знал и не умел использовать инструменты бюрократии (да, есть и такие), не смог мобилизовать государственный аппарат, вдохновить людей, привести с собой команду, которая бы стала ядром реформ в том или ином министерстве; должен был, но не стал лидером «коммуникаций» с парламентом, другими членами правительства, Премьер-министром, политическими партиями. Тогда крайне важный и болезненный разговор о реформах проходил бы в иной атмосфере. Абсолютно естественным является ожидание, что человек, получающий пост в правительстве, приходит туда не только со своим опытом и знаниями, но и со своей программой, командой, умением согласовывать приоритеты своей отрасли с другими, и в целом – с принципами государственной политики, определенной законодателем, транслирующим волю народа. Если одно из этих звеньев отсутствует – реформы не станут системными, а нас будет поджидать еще немало подобных f*ckup-ных ночей.

У нас в Украине существует традиция по каждому поводу изучать иностранный опыт. Так вот, у них, у иностранцев, особенно в развитых странах, государственная служба – это важно и почетно. Там не считают сокращение госаппарата панацеей от всех бед, хотя время от времени перетряхивают. Там действует простой принцип: если у государства есть функция, а это определяет законодатель, то эту функцию кто-то должен обслуживать. Для этого и законы прописываются детально, и в бюджете выделяют необходимые средства, и существуют специальные учебные заведения, где готовят госслужащих. Обратите внимание: если только в США возникают проблемы с потоком госдолга, что блокирует выделение бюджетных средств, немедленно прекращается функционирование госаппарата. Буквально день в день. И так потому, что есть прямая связь между наемным работником и работодателем (т.е. государством). Невозможно представить, что закон про бюджет принят, а казначейство говорит – денег нет, ждите. Что это тогда за бюджет, кто его готовил и какие принципы положены в его основу? Почему никто из выступающих не сказал, что у нас бюджетный процесс никогда (или почти никогда) не проходит в положенные сроки, а само его рассмотрение является тайной за семью печатями. Кто же мешал поменять существующие процедуры? Снова старая бюрократия?

Вопросы риторические, и эти заметки вовсе не имеют своей целью брюзжать на реформаторов, это скорее крик души. От имени реформируемых хочется попросить: давайте объединимся, создадим план, сделаем все возможное, чтобы убедить людей поддержать его, и честно осуществим все задуманное. Быстро хорошие дела не делаются, и об этом говорили на Reform’s F*ckup Night и Посол США Йованович, и Посол ЕС Мингарелли. Сделано на самом деле было больше, чем сказано. А пятьсот человек в зале, которые хорошо понимали, о чем идет речь, вселяли надежду. Мы становимся тем, о чем мечтаем. Спасибо за опыт.

Источник: segodnya.ua