Рада на вынос: возможны ли внеочередные выборы парламента в 2021 году

выборы
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Одним из самых ожидаемых вызовов для политической жизни Украины в 2021 году политологи считают внеочередные выборы в Верховную раду. Весь предыдущий год о вероятности подобного сценария именно весной 2021-го упоминалось постоянно, однако реалии пандемии коронавируса внесли коррективы и в политические прогнозы.

Теперь эксперты все чаще говорят о высокой вероятности очередного политического кризиса в конце 2021-го, а досрочные выборы в парламент предсказывают весной 2022-го. Основную причину для такого сценария видят в дальнейшем снижении рейтинга президента Владимира Зеленского, который синхронно привязан и к правящей партии «Слуга народа».

Впрочем, политологи пока не могут объяснить значимой детали – откуда появятся законные основания для такого вероятного решения о роспуске парламента и объявления досрочных выборов? Кризис легитимности действительно влияет на институты власти, однако в легальной плоскости все гораздо сложнее, чем графики роста или падения рейтингов доверия к политикам или партий.

Сила в слабости?

Самым большим вызовом в 2020 году для действующей власти эксперты справедливо считали избирательную кампанию на местных выборах. Действительно, правящая партия не получила такой поддержки и таких побед, как в 2019 году, однако и сплошного провала не произошло.

Местные элиты действительно получили существенное преимущество и над представителями правящей партии, и над общенациональными оппозиционными силами. В то же время местные партии, мэры крупных городов так и не смогли создать общенациональный партийный проект, зато оттянули на себя существенную часть электората от оппозиционных нынешней власти партий.

Таким образом, отсутствие однозначного преимущества ни у одного из игроков предложило ряд оппозиционных альтернатив действующей власти, однако для уверенной победы на парламентских выборах единственной объединяющей политической силы так и не появилось. Поэтому местные выборы-2020 не приблизили, а наоборот отложили вероятность досрочных парламентских выборов еще на некоторое время.

Читайте также на DOSSIER:  Посол Великобритании рассказала, откуда взялся план судебной реформы от G7 и об отношении к увольнению Сытника

Более того, депутаты от «слуг народа» принимают активное участие в формировании коалиций в местных советах, что пока играет на укрепление институциональной способности власти в регионах ‒ отныне за изменения в государстве будет отвечать не только одна политическая сила и президент.

Призрачные основания

Еще меньше легальных оснований для роспуска парламента и объявления досрочных выборов. Хотя, как известно, политическая расстановка сил в Украине может меняться в очень сжатые сроки.

В информационном поле Офис президента пока действует на опережение, как и год назад коммуницируя вопрос роспуска парламента с позиции вполне подконтрольного права для президента. В разгар кризиса с Конституционным судом Владимир Зеленский повторил собственное обещание образца 2019-го о том, что готов распустить Верховную раду в случае, если парламент не сможет преодолеть данную проблему. «Я хочу, чтобы этот парламент работал на государство. Поэтому если политический коллапс и я увижу, что не будет поддержки в Раде мы будем исходить из этого даже путем роспуска парламента », ‒ заявил глава государства в эфире одного из телеканалов в ноябре прошлого года.

Вскоре после слов Владимира Зеленского глава пропрезидентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заявил, что ни юридических условий, ни конституционных оснований для роспуска Верховной рады ‒ нет. По его словам, «монобольшинство есть, решения принимаются, правительство работает».

Могут ли появиться юридические основания для роспуска парламента? Да, если в очень сжатые сроки монобольшинство перестанет существовать не только фактически, но и юридически. А для этого должны предшествовать события, которые могут еще более существенно поколебать рейтинги президента, а еще ‒ в Верховной раде должно хватить голосов для отставки действующего правительства.

Основное преимущество и одновременно головная боль для нынешней власти ‒ это очень сильная политическая взаимозависимость рейтинга президента и его политической силы. Как и в 2019-м, когда после выборов президента Владимир Зеленский смог без существенного сопротивления «старых» элит объявить и о досрочных парламентских выборах, имея заоблачный рейтинг и поддержку со стороны избирателей, так и сейчас ‒ в случае стремительного падения рейтингов и политического кризиса в парламенте роспуск Рады будет означать и скорые перевыборы президента.

Читайте также на DOSSIER:  Получивший разворованный спиртзавод молдавский инвестор не только судится, но и продолжает переговоры с ФГИУ

Заговор или диалог элит?

Так или иначе, в Офисе президента могут пойти и другим путем ‒ заручиться поддержкой или договориться сразу с несколькими политическими игроками, с которыми в новой Верховной раде уже с меньшим количеством мандатов фракция «Слуги народа» может образовать коалицию. Благоприятным является и обстоятельство относительно будущих парламентских выборов, которые должны состояться по 100% пропорциональной системе – то есть Рада будет избрана уже без половины мандатов, которые сейчас занимают мажоритарщики.

А еще интересно будет проследить, что вообще произойдет с количеством депутатских мандатов в Верховной раде. Ведь сейчас парламент вместо 450 насчитывает 423 депутата именно из-за невозможности проведения выборов в мажоритарных округах на временно оккупированных территориях Донецкой, Луганской областей и Крыма. А кроме того, в профильном комитете по вопросам правовой политики в начале январе 2021 года уже рассмотрели и поддержали президентский законопроект №1017 об уменьшении конституционного состава ВР до 300 нардепов. В случае положительного голосования за этот документ, уже в следующий парламент по пропорциональной системе будут выбирать 300 вместо 450 народных депутатов. Такой сценарий может значительно изменить ход предвыборной кампании и ее результаты.

Формальным основанием для роспуска парламента может стать выход из фракции монобольшинства достаточного количества депутатов и голосование за отставку правительства. Если не удастся создать новую коалицию в течение 30 дней, президент имеет право распустить Верховную раду.

Вероятно, стратегия оправдания такого шага может базироваться именно на неудовлетворительных показателях работы правительства и самого парламента. Ведь согласно результатам нескольких социологических опросов, уровень недоверия и к Кабмину, и к Верховной раде за последний месяц среди граждан существенно вырос. Пока что рейтинг доверия у действующего президента остается самым высоким среди остальных политиков, а по-настоящему влиятельных конкурентов не видно – последнее слово в вопросе возможного роспуска парламента будет принадлежать именно ему. Но главным обстоятельством всех возможных сценариев политической жизни 2021 года можно описать словосочетанием «пока что».

Читайте также на DOSSIER:  НАПК остановило госфинансирование "Слуги народа"

Александр Радчук