Лучшим доказательством того, что Украина серьезно настроена на получение ПДЧ как «интегральной части» процесса интеграции в НАТО, было бы эффективное выполнение Годовой национальной программы
Украина присоединилась к программе НАТО «Партнерство усиленных возможностей» (ПУВ) в июне этого года, в Киеве заинтересованы в максимальном использовании ПУВ, чтобы приблизить членство в НАТО. Но ПУВ не является ни инструментом для достижения членства в Альянсе, ни предпосылкой для получения Плана действий по членству (ПДЧ). Однако директор Центра «Новая Европа» Алена Гетьманчук в статье для ZN.UA пишет, что ПУВ не следует воспринимать и как препятствие для членства Украины в НАТО.
Автор подчеркивает, что ПУВ – это, прежде всего, адаптированный под определенную страну инструмент для повышения уровня военной взаимосовместимости. Но поскольку в Альянсе Украину давно научили, что в НАТО вступает не армия, а вся страна, поэтому Украине нужна не только военная, но и политическая взаимосовместимость. Для этого Украине уже нужен ПДЧ, предполагающий значительно более широкий круг реформ.
«После присоединения к ПУВ Украина вполне может занять первое место в мире (возможно, разделив его с Грузией) как страна, которая владеет наибольшим количеством инструментов и механизмов для подготовки к членству в НАТО», — пишет эксперт.
Гетьманчук отмечает, что задачей Украины на сегодня должно быть то, чтобы участие в ПУВ усилило наши аргументы для присоединения к ПДЧ, а не ослабило их. То есть, к моменту следующего пересмотра Программы — а это будет в 2023 году — Украина должна продемонстрировать на конкретных, убедительных примерах, что приглашение Украины в ПУВ было оправданным.
Наилучшим доказательством того, что Украина серьезно настроена на получение ПДЧ как «интегральной части» процесса интеграции в НАТО, было бы эффективное выполнение Годовой национальной программы (ГНП), добавляет эксперт.
«Именно эта программа является ключом к получению ПДЧ. Количество запланированных мер и вовлеченных в выполнение ведомств не дает оснований считать, что ГНП-2020 можно в принципе выполнить эффективно», — пишет автор.
Кроме того, чтобы сделать выполнение ГНП более эффективным, следовало бы сделать ход выполнения годовой программы публичным: по примеру «Пульса соглашения», который предполагает мониторинг выполнения Соглашения об ассоциации, запустить аналогичный «Пульс ГНП», считает Гетьманчук.
«Тем более, что со стороны НАТО четкие приоритеты в отношениях с Украиной постоянно фигурируют, хотя в основном и содержат законодательный характер. Как известно, сейчас Альянс декларирует своим приоритетом принятие ряда законов. Правда, постоянный акцент, который НАТО делает в отношениях с Украиной на принятии законов, может создать ошибочное впечатление в украинском обществе, что НАТО интересует исключительно принятие законодательства, а не его должная имплементация, что в украинских реалиях не является тождественным понятием», — подчеркивает автор.