Проект концентрации власти. Какие изменения в закон о Национальном банке Украины в США назвали опасными для его независимости

Кирилл Шевченко
FavoriteLoadingДобавить в избранное

Впервые за пять лет вопрос независимости НБУ снова на столе переговоров властей Украины и МВФ. Опасение западным партнеров небезосновательны. НВ Бизнес выяснил, как идея централизации власти в одних руках обрела вполне конкретные рамки в Нацбанке.

Недавно в одном из интервью, комментируя события в Украине, заместитель помощника госсекретаря США Джордж Кент сделал любопытное уточнение. «Любой закон, который ставит под угрозу независимость организаций или НАБУ, или Национальный банк, не помогает Украине. И международным партнерам — будь то МВФ или США, будет сложно продолжать поддержку, если эти усилия не ведут к необходимым Украине реформам и изменениям», — сказал он в интервью Голосу Америки.

Если атаки на политический иммунитет НАБУ давно не тайна и открыто проводятся в парламенте, то почему высокопоставленный чиновник Госдепа упомянул НБУ? Ведь именно центробанк в последние годы западные партнеры приводят в качестве примера эффективных реформ государственных институтов в Украине.

Примечательно, что в ответ на этот небольшой намек глава НБУ Кирилл Шевченко сделал развернутый комментарий на своей странице в Facebook. «Вполне разделяю позицию господина Джорджа Кента, представителя Государственного департамента США о том, что любой закон, который ставит под угрозу независимость НБУ, не помогает Украине. Команда Национального банка последовательно работает над усилением институциональной независимости регулятора, улучшением корпоративного управления в госбанках и снижением доли плохих кредитов в банковской системе», — написал Шевченко.

В частности, по его словам, дорабатываются с учетом лучшего опыта международных партнеров изменения в закон О НБУ, которые уже направлены прежде всего на совершенствование взаимодействия между советом и правлением НБУ, что должно повысить институциональную устойчивость и независимость банковского регулятора.

Но, как выяснил НВ Бизнес, существует альтернативный проект, который содержит изменения, по данным источников, пролоббированные руководством НБУ и главой Совета Нацбанка Богданом Данилишиным, а не МВФ. Как этот документ появится в парламенте в качестве законопроекта — и появится ли вообще — вопрос открыт.

В распоряжении журналиста НВ Бизнес оказался альтернативный проект закона О Национальном банке Украине (НБУ). Как известно, Украина в рамках сотрудничества с МВФ должна внести технические правки в этот закон, который бы запретил членам Совета НБУ, после увольнения занимать некоторое время должность члена правления регулятора.

Читайте также на DOSSIER:  МВФ начал анализ закона о налоговой амнистии на предмет наличия предохранителей отмывания средств – представитель Фонда

«К сожалению, есть альтернативный вариант законопроекта, который разрабатывается без МВФ. Этот проект необычен тем, что вместо усиления коллегиальности и прозрачности принятия решений в НБУ, он по сути усиливает компетенцию только нынешнего главы НБУ Кирилла Шевченко», — сказал НВ Бизнес осведомленный источник, знакомый с разработкой проекта документа.

Контекст: Украина, МВФ, НБУ

Украина сейчас находится на стадии переговоров с МВФ о пересмотре провалившейся 18-месячной программы stand-by, которая стартовала 9 июня. Тогда Украина получила от Фонда $2,1 млрд. После того как Якова Смолия 2 июля 2020 года под политическим давлением заставили уйти в отставку и вместо него назначили Кирилла Шевченко, МВФ поставил на паузу текущую программу для Украины. Аналитики и чиновники, знакомые с ходом переговоров, утверждают, что к проблеме независимости НБУ добавились скандалы в судебной системе, антикоррупционной реформе, корпоративной реформе, а также ручное управление ценами на газ. Опасения МВФ относительно независимости НБУ усиливались после выговора первому зампреду Катерине Рожковой и заместителю главы НБУ Дмитрию Сологобу Советом НБУ. Выговор последовал после их независимых комментариев в СМИ о сотрудничестве с МВФ. Затем последовали изменения в структуре НБУ, которые сначала привели к концентрации полномочий у нового главы НБУ, а затем — к лишению Рожковой прежней сферы ответственности.

Последняя миссия МВФ в Украине по пересмотру текущей программы проходила в режиме онлайн в период с 21 декабря 2020 по 12 февраля 2021 года. Представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман 13 февраля сообщил, что миссия закончилась безрезультатно. Потом представитель МВФ Джерри Райс заявил, что Фонд ожидает предложений от украинской стороны для продолжения переговоров. Райс назвал продуктивными дискуссии с Украиной, прошедшие в ходе недавней миссии, но констатировал наличие ряда нерешенных вопросов. «Как только мы получим более подробную информацию по этим вопросам и предложения в отношении отдельных политик, мы с нетерпением продолжим сотрудничество с Украиной», — отметил Райс. Райс еще раз уточнил, что миссия в Украине обсуждала улучшение управления банковским надзором НБУ, фискальные риски для дефицита бюджета и укрепление судебной системы. При этом, представитель Фонда даже не озвучивал сроки, в которые МВФ ожидает получить предложения от Украины. О некоторых деталях обсуждаемых с МВФ изменений рассказывала в интервью НВ Бизнес первый заместитель председателя правления НБУ Катерина Рожкова: позиция многих международных экспертов состоит в том, что неправильно, когда члены наблюдательного совета переходят на работу в правление, то есть в операционный менеджмент. «Мы говорим, как о центробанках, так и коммерческих банках. Можно дискутировать на эту тему. Можно говорить о том, что должен быть какой-то определенный период, в течение которого такой переход будет невозможен», — сказала она.

Читайте также на DOSSIER:  Байден и НАТО обеспокоены тем, что Китай скупает украинские оборонные компании, — Foreign Policy

НВ Бизнес детально изучил изменения, которые предлагает альтернативный проект закона об НБУ, и предоставил их ниже. Оказалось, что в большей степени эти новации касаются репутации топ-менеджмента, коммуникаций и кадровых вопросов НБУ.

Новые термины о репутации и критерии, которые определяет сам глава НБУ

В первую статью закона вводится термин «безупречная деловая репутация», которая является такой, если у должностного лица нет нарушений законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Отсутствие судимостей за преступления против общественной безопасности, собственности, хозяйственной деятельности и другие, которые не сняты или не погашены. Отсутствие у лица объявления о подозрении или обвинений о совершении преступлений, за которые судом может быть использовано наказание занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью.

таблица изменений