В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект № 9049 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины об усилении ответственности за коррупционные преступления, совершенные во время военного или чрезвычайного положения», которым предлагается установить возможность наказания за совершение коррупционных преступлений в виде пожизненного лишения свободы с конфискацией имущества .
Мнения юристов:
Константин Дорошенко, именный партнер Адвокатского объединения «Лещенко, Дорошенко и партнеры», адвокат
Больше года прошло со времени, когда в Украине введено военное положение и объявлена общая мобилизация с целью сдерживания и отражения широкомасштабному вторжению российской федерации. Одновременно с этим от запада к востоку, от севера до юга страны произошла «мобилизация» общества, направленная на помощь органам государственной власти и органам местного самоуправления в защите государственного суверенитета, государственной границы, прав и свобод человека.
Однако за этот период пребывания страны в военном состоянии общество потрясли один за другим коррупционные скандалы, касавшиеся, в том числе, оборонных и гуманитарных сфер, которые, хотя не подтверждены обвинительными приговорами судов, но касались столь чувствительных сфер, что заставили должностных лиц государства применить мер реагирования, в частности освободить от занимаемых должностей тех, чьи фамилии появились в заглавиях изданий средств массовой информации, попавших в поле зрения правоохранительных органов, а также предоставлять объяснения и/или опровергать обнародованную информацию.
В феврале 2023 года во внимание юридического сообщества попал внесенный в Верховную Раду Украины проект закона Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины об усилении ответственности за коррупционные преступления, совершенные во время военного или чрезвычайного положения» № 9049 от 22.02.2023 (далее – законопроект), который можно рассматривать как меру реагирования законодательной ветви власти на коррупцию во время войны.
В соответствии с содержанием законопроекта предлагаются изменения в ст. 64 Уголовного кодекса Украины (далее – УК Украины), согласно которым предусматривается применение наказания в виде пожизненного лишения свободы, в том числе за коррупционные преступления, совершенные во время военного и чрезвычайного положения.
Хотя исчерпывающий перечень коррупционных уголовных правонарушений, в частности, преступлений, определен в примечании к ст. 45 УК Украины предлагается предусмотреть наказание в виде пожизненного лишения свободы только за некоторые из них.
К перечню деяний, совершенных в условиях военного и чрезвычайного положения, за которые необходимо предусмотреть основное наказание в виде пожизненного лишения свободы и дополнительное – в виде конфискации имущества, народные избранники относят закрепленные в положениях вв. 191, 210, 354, 364, 365-2, 367, 368, 368-2, 368-5, 369-2 УК Украины.
Однако даже беглое ознакомление с содержанием законопроекта порождает вопрос, почему предлагается предусмотреть пожизненное лишение свободы не за все коррупционные правонарушения, определенные в ст. 45 УК Украины, а только за некоторые из них.
Пояснительная записка к проекту этого закона ответа на указанный вопрос не предоставляет, однако содержит обоснование необходимости принятия законопроекта, которое сводится к тому, что во время полномасштабной военной агрессии в обществе значительно возросли неприятие коррупции и запрос на усиление ответственности должностных лиц за коррупционные действия.
Как отмечает автор законопроекта, в обществе раздаются предложения по возобновлению смертной казни для наказания за некоторые преступления, в том числе коррупционные, однако, поскольку смертная казнь в Украине отменена, то самое пожизненное лишение свободы должно удовлетворить потребности общества, по убеждению автора, чем обусловлена такая законодательная инициатива.
Предоставляя оценку содержанию проекта закона, я стойкое убеждение, что документ не будет одобрен Верховной Радой Украины и подписан Президентом Украины, поскольку предложенные изменения недоработаны и вряд ли будут способствовать тому, что такое явление, как коррупция, вследствие усиления уголовной ответственности исчезнет в Украине, а соответственно, не будет достигнута цель усиления уголовной ответственности за коррупционные деяния.
Вероятно, что, реализуя право на законодательную инициативу, автор отдавал себе отчет, что предложенный им законопроект в таком виде принят не будет, а потому, учитывая содержание пояснительной записки, обусловлена такая инициатива исключительно политическими мотивами.
Указанная тенденция довольно опасна, поскольку целью и задачами законопроекта определено лишь то, что такие изменения необходимы для усиления ответственности за коррупционные преступления, совершенные в условиях военного или чрезвычайного положения, что недостаточно для внесения изменений в закон об уголовной ответственности, поскольку внесение изменений не может быть самоцелью.
Если бы такой подход действительно приводил к ожидаемым последствиям, целесообразно было бы установить уголовную ответственность в виде пожизненного лишения свободы за все уголовные правонарушения, предусмотренные УК Украины, совершенные в условиях военного или чрезвычайного положения. Далее, после окончания военного или чрезвычайного положения, если в период действия таких правовых режимов не было совершено никаких уголовных правонарушений, предусмотреть пожизненное лишение свободы за все деяния, содержащиеся в УК Украины, как единственное наказание.
Однако несомненно: только посредством усиления уголовной ответственности за совершение уголовных правонарушений, в том числе коррупционных, невозможно преодолеть преступность. Сегодня за коррупционные уголовные правонарушения предусмотрена достаточно строгая ответственность, которая должна сдерживать лиц от их совершения, а для их выявления, расследования, а также рассмотрения создан ряд институций, что, в конечном счете, не привело к значительным изменениям в этой сфере.
Следовательно, для уменьшения количества коррупционных уголовных правонарушений целесообразно было бы не усиливать уголовную ответственность за их совершение, а наработать и претворить в жизнь такие изменения в законодательство, которые существенно усложняли бы саму возможность совершения коррупционных уголовных правонарушений.
Татьяна Даниленко, руководитель Адвокатского Бюро «Татьяны Даниленко», адвокат
Во время полномасштабной военной агрессии России против Украины в обществе значительно возросли невосприятие к коррупции и запрос на усиление ответственности к должностным лицам за коррупционные деяния. В публичной плоскости нередко можно встретить даже предложения или требования к власти по восстановлению смертной казни для наказания за некоторые тяжкие преступления (в том числе коррупционного характера) в условиях военного положения. Учитывая такие настроения в обществе, политическое сообщество не осталось в стороне. Недавно предложено в условиях военного или чрезвычайного положения применять за некоторые тяжкие преступления наказание в виде пожизненного лишения свободы с конфискацией имущества. С такой законодательной инициативой в ВР обратился нардеп Георгий Мазурашу, зарегистрировав закопроект №9049.
Главная цель законопроекта – усиление ответственности за коррупционные преступления, совершенные в условиях военного или чрезвычайного положения.
Такой вид наказания ранее украинские суды устанавливали только в исключительных случаях за совершение особо тяжких преступлений. Среди них: умышленное убийство, совершенное с особой жестокостью, изнасилование малолетних, совершение теракта, повлекшее смерть многих людей, посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, повлекшее гибель людей или другие тяжкие последствия, посягательства на жизнь право.
Осужденные к пожизненному лишению свободы содержатся в особых условиях, они лишены возможности даже работать. На помилование могут рассчитывать только единицы, отбыв не менее 20 лет тюрьмы и обратившись с соответствующим ходатайством к Президенту.
Мировая практика наказаний в данной категории преступлений без применения жесткого вида наказания стала эффективна в Сингапуре. Государство считается наименее коррупционным в мире. Для борьбы со взяточничеством здесь работает целая система предохранителей. Чиновники и судьи получают высокие зарплаты, при этом они ежегодно должны декларировать свои доходы, а также доходы своих родственников. Если в декларации обнаружится недостоверная информация, то это может быть расценено как доказательство коррумпированности чиновника. Наша страна придерживалась такого же, более лояльного курса, постепенно укрепляя рычаги и механизмы влияния на сложившуюся в стране гиперкоррупционную ситуацию и недопустима.
В настоящее время, когда страна находится в условиях войны, вопрос стал острее, ведь совершенные должностными лицами преступления, к примеру такие как: нецелевое использование бюджетных средств; злоупотребление властью и служебным положением; незаконное обогащение и аналогичные, просто сокрушительные для государства и расцениваются как совершенные с обременительным обстоятельством, во время действия военного положения.
В то время, когда все украинцы работают ради победы, возобновляют бизнес в сложных условиях войны, платят налоги на все экономические вызовы, отдают значительные объемы собственных средств на нужды армии, отдельные должностные лица не упускают возможность коррупционным путем получить материальные блага в свою пользу.
В течение 2022 – 2023 гг. общественно известными стали многочисленные факты совершения уголовных коррупционных правонарушений отдельными должностными и должностными лицами, и совершение таких преступлений именно в условиях войны лишь подчеркивает исключительный цинизм таких противоправных действий.
Бороться с коррупцией во время войны можно по-разному. Но самое простое — установить максимальное наказание за такое преступление с конфискацией всего имущества, главная идея законопроекта №9049, зарегистрированного в ВР 22.02.2023 года. Пока он прорабатывается в комитете и в случае принятия — изменения в УК Украины должны кардинально повлиять на отношение чиновников к исполнению служебных обязанностей, ведь наказание за коррупционные преступления будет максимально жестким. Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением, хищение бюджетных средств и ряд других коррупционных преступлений, совершенных во время военного и чрезвычайного положения, будут наказываться пожизненным заключением и конфискацией имущества.
23 июня 2022 г. Украина получила статус кандидата на членство в Европейском Союзе. Наши европейские партнеры неоднократно подчеркивали, что ключевым шагом для обретения полноправного членства в ЕС Украине нужно вести эффективную борьбу с коррупцией. Искоренение коррупции и усиление ответственности за коррупционные преступления обусловлено крайней необходимостью прозрачного и целевого расходования средств, полученных Украиной от иностранных государств и международных организаций, как поддержка экономики в условиях войны. Именно благодаря этим средствам есть возможность осуществлять социальные выплаты, содержать государственные институты, финансировать армию.
Совершение коррупционных преступлений, в частности, должностными лицами, занимающими ответственное и особо ответственное положение в условиях военного положения, подрывает доверие общества к власти, правоохранительных органов и доверие наших международных партнеров к государству в целом. Поэтому крайне важно максимально предотвратить совершение таких преступлений в дальнейшем, ведь каждая тысяча из государственного бюджета, оказываемая от международных организаций денежная помощь в рамках реализации проектов предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий населения, гуманитарная и другие виды помощи, должны быть использованы и. распределенные чиновниками по назначению, тратиться исключительно на поддержку страны и наших граждан, которые в прямом смысле борются за свое право на жизнь в собственной стране в сверхсложных условиях войны.